07.06.2011 года город <…>
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Кузина В.В.,
при секретаре судебного заседания Мокану Л.В.,
с участием
помпрокурора г. … Беккалиева Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. … Саратовской области к администрации Комсомольского муниципального образования … муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:Заместитель прокурора г. … Саратовской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к администрации Комсомольского муниципального образования … муниципального района Саратовской области, просил признать незаконным бездействие по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности, обязать ответчика принять следующие меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности:
- обеспечить села <…>, <…> пожарной, либо приспособленной для целей пожаротушения техникой, а также создать для работы на ней муниципальную (добровольную) пожарную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- приобрести для с. <…> и с. <…>, входящих в состав Комсомольского муниципального образования …МР, две переносных пожарных мотопомпы;
- на реке <…> в районе улиц <…>, <…>, на пруду в с. <…> в районе улицы <…>, на пруду с. <…> в районе улицы <…> выполнить устройство подъездов с площадками (пирсов) с твердыми покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а именно конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку пожарных автомобилей. Подъезд (пирс) должен быть устроен на сваях, площадка подъезда должна быть расположена не выше 5 м от уровня низких вод и выше уровня высоких вод не менее чем на 0,7 м. Ширина настила 4,5 - 5 м. Боковые стороны площадки ограждают на высоту 0,7 - 0,8 м. Выполнить устройство пирса в весенне-летний период;
- обеспечить к пожарным гидрантам сел <…>, Березовка, <…> подъезд с твердым покрытием. Твердое покрытие подъезда означает, что конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Ширина подъезда с учетом габаритов пожарного автомобиля должна составлять не менее 6 метров. Расстояние от колодца пожарного гидранта до края подъезда должна составлять не более 2.5 метров.
- проверять сети наружного противопожарного водоснабжения сел <…>, <…>, <…> на работоспособность весной и осенью ежегодно;
- обеспечить на отводящем водопроводе водонапорных башен сел <…>, <…>, <…> в специальном колодце диаметром 2 м. высотой рабочей части не менее 1,5 м. установку пожарных гидрантов;
- установить у реки <…>, пруда в с. <…>, пруда с. <…> и пожарных гидрантов сел <…>, Березовка, <…>, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели. Указатели должны быть объемные со светильником либо плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий. На указателях должны быть нанесены цифры, указывающие расстояния по водоисточника. Для обозначения пожарного водоисточника (пирса) должен быть установлен знак пожарной безопасности по п. 18 табл. 3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». Для обозначения пожарного гидранта должен быть установлен знак пожарной безопасности по п. 20 табл. 3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». Форма знака - квадрат размерами 300х300 мм, фон - красный, символ - белый.
- на столбе в районе здания <…> сельского дома культуры, на столбе в районе здания <…> сельского клуба, на столбе в районе здания фельдшерско-акушерского пункта с. <…> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а именно ревун серии РВП.
Исковые требования обоснованы следующим. Прокуратурой города … по поручению прокуратуры Саратовской области в период с <…> года по <…> года проведена проверка на предмет устранения нарушений Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и соответствующих норм и правил, выявленных в <…> г. на территории, зданиях, сооружениях, строениях, помещениях Комсомольского муниципального образования … муниципального района Саратовской области. Полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Комсомольского муниципального образования согласно ст. 31 Устава Комсомольского муниципального образования, утвержденного решением Совета Комсомольского муниципального образования от <…> года № <…> наделена администрация Комсомольского муниципального образования.
В <…> года отделом ГПН по … району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории, зданиях, сооружениях, строениях, помещениях Комсомольского муниципального образования. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в целях устранения которых <…> года отделом ГПН по … району выдано предписание № ….
В ходе проверки с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по … району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области установлено, что мероприятия по устранению ранее выявленных нарушений выполнены в неполном объеме, что подтверждается информацией отдела надзорной деятельности по … району от <…> года., а именно:
- не определен порядок и не решен вопрос с локализацией пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории муниципального образования (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В соответствии с Боевым Уставом пожарной охраны (приложение № 2 к приказу МВД России от 5 июля 1995 № 257) локализация пожара - это стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами. Для достижения локализации используются пожарные автомобили, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили. В селе <…>имеется пожарный автомобиль АЦ-40 (130), дежурство водителя организовано на дому по сигналу.
- населенные пункты входящие в состав Комсомольского муниципального образования (с. <…>, с. <…>) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения.
В селе <…> расположено … жилых усадеб, в селе <…> - …жилых усадеб. В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 необходимо иметь переносную пожарную мотопомпу.
- не определен порядок и не решен вопрос с созданием на территории муниципального образования условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения (ст. 63, 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ 01-03).
В сельских населенных пунктах Комсомольского муниципального образования имеются следующие водоисточники.
Село <…>. Естественный водоисточник - река <…> протяженностью вдоль села 1,5 км с трех сторон. На наружном водопроводе имеются сооружения - водонапорная башня у водозабора на реке <…>, пожарный гидрант на расстоянии 30 м от водонапорной башни.
Село <…>. Естественный водоисточник - пруд на окраине села. На наружном водопроводе имеются сооружения - водонапорная башня, пожарный гидрант на расстоянии 20 м от водонапорной башни.
Село <…>. Естественный водоисточник - пруд на окраине села. На наружном водопроводе имеются сооружения - водонапорная башня, пожарный гидрант на расстоянии 10 м от водонапорной башни.
- у водоемов и пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели.
- не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не определен порядок вызова пожарной охраны на территории всех населенных пунктов Комсомольского муниципального образования (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ 01-03).
До настоящего времени ответчик не выполнил выданное ему предписания отдела государственного пожарного надзора по … району Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Саратовской области в части выполнения указанных требований пожарной безопасности, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории Комсомольского муниципального образования, при этом нарушение носит долговременный характер.
В судебном заседании помощник прокурора г. … Саратовской области Беккалиев Д.Х. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель администрации Комсомольского муниципального образования … муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Представитель представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий, по Саратовской области в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с Уставом Комсомольского муниципального образования ответчик наделён полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населённых пунктах муниципальных образований.
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со статьёй 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ в качестве источников противопожарного водоснабжения используются естественные и искусственные водоемы, а также наружный противопожарный водопровод.
В соответствии со статьёй 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Приказом министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года № 4838 утверждены и введены в действие с 30 июня 2003 года Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 94 указанных Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности подъездов к водоисточникам возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Пунктом 90 указанных Правил установлено, что у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В соответствии с пунктом 89 указанных Правил пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.
В соответствии с пунктами 31, 107 указанных Правил cельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку.
В соответствии с пунктами 104,114 на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны, оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъемных устройств.
Согласно пункту 3 указанных Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года №123 утверждены Строительные нормы и правила «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» СНиП 2.04.02-84*.
Пунктом 2.13 СНиП 2.04.02-84* установлено, что для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала принимается минимальный расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) жилых и общественных зданий 10 л/с.
На основании представленных сторонами письменных доказательств установлены следующие обстоятельства.
<…> года главе администрации Комсомольского муниципального образования … муниципального района Саратовской области Б.А.В. вручено для исполнения предписание главного государственного инспектора … района по пожарному надзору П.А.Г. № <…>, которым установлен срок для выполнения требований пожарной безопасности до <…>г. т и до <…>г. (лист дела …).
Согласно сообщению отдела надзорной деятельности по … району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области мероприятия по устранению ранее выявленных нарушений администрации Комсомольского муниципального образования … муниципального района выполнены в неполном объеме. В частности:
- не определен порядок и не решен вопрос с локализацией пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории муниципального образования (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
- населенные пункты входящие в состав Комсомольского муниципального образования (с. <…>) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения.
- не определен порядок и не решен вопрос с созданием на территории муниципального образования условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения (ст. 63, 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ 01-03).
- у водоемов и пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели.
- не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не определен порядок вызова пожарной охраны на территории всех населенных пунктов Комсомольского муниципального образования (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 114 ППБ 01-03).
Поскольку невыполнение в полном объёме установленных требований пожарной безопасности нарушает права неопределённого круга лиц, граждан, проживающих на территории Комсомольского муниципального образования … муниципального района Саратовской области, ответчик не представил доказательства законности бездействия по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:Признать незаконным бездействие администрации Комсомольского муниципального образования … муниципального района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию Комсомольского муниципального образования … муниципального района Саратовской области: обеспечить села <…> пожарной, либо приспособленной для целей пожаротушения техникой, а также создать для работы на ней муниципальную (добровольную) пожарную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации; приобрести для с. <…> и с. <…>, входящих в состав Комсомольского муниципального образования …МР, две переносных пожарных мотопомпы; на реке <…> в районе улиц <…>, <…>, на пруду в с. <…> в районе улицы <…>, на пруду с. <…> в районе улицы <…> выполнить устройство подъездов с площадками (пирсов) с твердыми покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а именно конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку пожарных автомобилей. Подъезд (пирс) должен быть устроен на сваях, площадка должна быть расположена не выше 5м от уровня низких вод и выше уровня высоких вод не менее чем на 0,7м. Ширина настила 4,5 - 5м. Боковые стороны площадки ограждают на высоту 07, - 0,8 м. Выполнить устройство пирса в весенне-летний период; обеспечить к пожарным гидрантам сел <…>, <…>, <…> подъезд с твердым покрытием. Твердое покрытие подъезда означает, что конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку пожарных автомобилей. Ширина подъезда с учетом габаритов пожарного автомобиля должна составлять не менее 6 метров. Расстояние от колодца пожарного гидранта до края подъезда должна составлять не более 2,5 метров; проверять сети наружного противопожарного водоснабжения сел <…>, <…>, <…> на работоспособность весной и осенью ежегодно; обеспечить на отводящем водопроводе водонапорных башен сел <…>, <…>, <…> в специальном колодце диаметром 2м. высотой рабочей части не менее 1,5 м. установку пожарных гидрантов; установить у реки <…>, пруда в с. <…>, пруда в с. <…> и пожарных гидрантов сел <…>, <…>, <…>, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели. Указатели должны быть объемные со светильником либо плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий. На указателях должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Для обозначения пожарного водоисточника (пирса) должен быть установлен знак пожарной безопасности по п. 18 табл. 3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». Для обозначения пожарного гидранта должен быть установлен знак пожарной безопасности по п.20 табл.3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», форма знака - квадрат размерами 300х300 мм, фон - красный, символ - белый; - на столбе в районе здания <…> сельского дома культуры, на столбе в районе здания <…> сельского клуба, на столбе в районе здания фельдшерско-акушерского пункта с. <…> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а именно ревун серии РВП.
В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья В.В. Кузин