Решение по гражданскому делу № 2-1937/11



Дело № 2-1937РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

09.06.2011 года город <…>

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Кузина В.В.,

при секретаре судебного заседания Феофановой О.Н.,

с участием

помпрокурора г. … Саламаткина А.С.,

главы администрации Красноярского муниципального образования …муниципального района Саратовской области Моисеева Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. … Саратовской области к администрации Красноярского муниципального образования … муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. … Саратовской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к администрации Красноярского муниципального образования … муниципального района Саратовской области, просил признать незаконным бездействие по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности, обязать ответчика принять следующие меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности: обеспечить село <…> и село <…> прицепной пожарной мотопомпой; обеспечить село <…> и село <…> наружными противопожарными водопроводом с расходом 10 л/с; на реке <…> в с. <…> в районе улиц <…> и на реке <…> с. <…>в районе улицы <…> выполнить устройство подъездов с площадками (пирсов) с твердыми покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а именно конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку пожарных автомобилей. Подъезд (пирс) должен быть устроен на сваях, площадка подъезда должна быть расположена не выше 5 м от уровня низких вод и выше уровня высоких вод не менее чем на 0,7 м. Ширина настила 4,5 - 5 м. Боковые стороны площадки ограждают на высоту 0,7 - 0,8 м. Устройство пирса выполнить в весенне-летний период; у гидрантов села <…> и села <…> и реки <…> в селе <…>, а также реки <…> в селе <…>, а также по направлению движения к ним, установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника. Указатели должны быть объемные со светильником либо плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий. На указателях должны быть нанесены цифры, указывающие расстояния по водоисточника. Для обозначения пожарного водоисточника (пирса) должен быть установлен знак пожарной безопасности по п. 18 табл. 3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». Для обозначения пожарного гидранта должен быть установлен знак пожарной безопасности по п. 20 табл. 3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». Форма знака - квадрат размерами 300х300 мм, фон - красный, символ - белый; на столбе в с. <…> в районе здания администрации Красноярского муниципального образования и на столбе в районе здания Ивановского сельского дома культуры с. <…> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а именно ревун серии РВП; организовать проверку работоспособности пожарных гидрантов, расположенных на улицах <…>, <…>, <…> с <…>и улицах <…>, <…>, <…>, <…>села <…>не реже двух раз в год (весной и осенью).

Исковые требования обоснованы следующим. Прокуратурой города … по поручению прокуратуры Саратовской области в период с <…> года по <…> года проведена проверка на предмет устранения нарушений Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и соответствующих норм и правил, выявленных в <…> г. на территории, зданиях, сооружениях, строениях, помещениях Красноярского муниципального образования … муниципального района Саратовской области. Полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Красноярского муниципального образования согласно ст. 31 Устава Красноярского муниципального образования, утвержденного решением Совета Красноярского муниципального образования от <…> года № <…> наделена администрация Красноярского муниципального образования.

В <…> года отделом ГПН по … району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории, зданиях, сооружениях, строениях, помещениях Красноярского муниципального образования. В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в целях устранения которых <…> года отделом ГПН по … району выдано предписание № <…>. Постановлением № <…> от <…>г. администрация Красноярского муниципального образования привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. В ходе проверки с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по … району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области установлено, что мероприятия по устранению ранее выявленных нарушений выполнены в неполном объеме, что подтверждается информацией отдела надзорной деятельности по … району от <…> года., а именно:

в селе <…>, селе <…> отсутствует прицепная пожарная мотопомпа (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 31 ППБ 01-03).

В селе <…> расположено … жилых усадеб. В селе <…> расположено … жилых усадеб. В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб от 300 до 1000 необходимо иметь прицепную пожарную мотопомпу.

- село <…> не обеспечено наружными противопожарными водопроводом с расходом 10 л/с(ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.3 ППБ 01-03, п. 2.13 СНиП 2.04.02-84*);

- часть села <…> не обеспечено наружным противопожарным водопроводом с расходом воды не менее 10 л/с (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.3 ППБ 01-03, п. 2.13 СНиП 2.04.02-84*);

- к реке <…> в селе <…> и реке <…> в селе <…> не обеспечена возможность подъездов для забора воды пожарной техникой; отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 94 ППБ 01-03).

- у гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 90 ППБ 01-03).

- средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории Красноярского муниципального образования отсутствуют (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.104 ППБ 01-03);

- не организованна проверка работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год (весной и осенью) (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.89 ППБ 01-03).

До настоящего времени ответчик не выполнил выданное ему предписания отдела государственного пожарного надзора по … району Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Саратовской области в части выполнения указанных требований пожарной безопасности, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории Красноярского муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора г.. . Саратовской области Саламаткин А.С. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, добавив, что просил обязать ответчика выполнить устройство для пирса до <…>г.

Представитель администрации Красноярского муниципального образования … муниципального района Саратовской области иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает, что если в собственности администрации Красноярского муниципального образования … муниципального района Саратовской области имеется автомобиль, приспособленный для тушения пожара, то нет необходимости в приобретении пожарной мотопомпы. Нет необходимости в устройстве пирса, планируют сделать и установить 20 кубовую емкость. Пирс невозможно установить по инженерным сооружениям. Не возражал против установления срока по установке пирса до <…> года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий, по Саратовской области в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с Уставом Красноярского муниципального образования ответчик наделён полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населённых пунктах муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со статьёй 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ в качестве источников противопожарного водоснабжения используются естественные и искусственные водоемы, а также наружный противопожарный водопровод.

В соответствии со статьёй 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с ч. 9 ст. 67 Закона конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Подъезд (пирс) устраивается на сваях, площадка подъезда должна быть расположена не выше 5 м от уровня низких вод и выше уровня высоких вод не менее чем на 0,7 м. Ширина настила 4,5 - 5 м. Боковые стороны площадки ограждают на высоту 0,7 - 0,8 м. Выполнять устройство пирса необходимо в весенне-летний период. Место размещения пирса - район улицы <…> села <…>.

Приказом министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года № 4838 утверждены и введены в действие с 30 июня 2003 года Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В соответствии с пунктом 94 указанных Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности подъездов к водоисточникам возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно пункту 89 Правил Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пунктом 90 указанных Правил установлено, что у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с пунктом 89 указанных Правил пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.

В соответствии с пунктами 31, 107 указанных Правил cельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку.

В соответствии с пунктами 104,114 Правил на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны, оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъемных устройств.

Согласно пункту 3 указанных Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года №123 утверждены Строительные нормы и правила «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» СНиП 2.04.02-84*.

Пунктом 2.13 СНиП 2.04.02-84* установлено, что для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала принимается минимальный расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) жилых и общественных зданий 10 л/с.

На основании представленных сторонами письменных доказательств установлены следующие обстоятельства.

<…> года главе администрации Красноярского муниципального образования … муниципального района Саратовской области М.Р.В. вручено для исполнения предписание главного государственного инспектора … района по пожарному надзору П.А.Г. № <…>, которым установлен срок для выполнения требований пожарной безопасности до <…>г., до <…>г. и до <…>г. (лист дела …).

Постановлением № <…> от <…>г. администрация Красноярского муниципального образования за несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д….).

Согласно сообщению отдела надзорной деятельности по … району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области мероприятия по устранению ранее выявленных нарушений администрации Комсомольского муниципального образования … муниципального района выполнены в неполном объеме. В частности:

в селе <…>, селе <…> отсутствует прицепная пожарная мотопомпа (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 31 ППБ 01-03).

В селе <…> расположено … жилых усадеб. В селе <…> расположено <…> жилых усадеб. В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством усадеб от 300 до 1000 необходимо иметь прицепную пожарную мотопомпу.

- село <…> не обеспечено наружными противопожарными водопроводом с расходом 10 л/с(ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.3 ППБ 01-03, п. 2.13 СНиП 2.04.02-84*);

- часть села <…> не обеспечено наружным противопожарным водопроводом с расходом воды не менее 10 л/с (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.3 ППБ 01-03, п. 2.13 СНиП 2.04.02-84*);

- к реке <…>в селе <…>и реке <…> в селе <…> не обеспечена возможность подъездов для забора воды пожарной техникой; отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 94 ППБ 01-03).

В соответствии с ч. 9 ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Подъезд (пирс) устраивается на сваях, площадка подъезда должна быть расположена не выше 5 м от уровня низких вод и выше уровня высоких вод не менее чем на 0,7 м. Ширина настила 4,5 - 5 м. Боковые стороны площадки ограждают на высоту 0,7 - 0,8 м. Выполнять устройство пирса необходимо в весенне-летний период. Место размещения пирса - район улицы <…> села <…>.

- у гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 90 ППБ 01-03).

Указатели должны быть объемные со светильником либо плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий. На указателях должны быть нанесены цифры, указывающие расстояния по водоисточника. Для обозначения пожарного водоисточника (пирса) должен быть установлен знак пожарной безопасности по п. 18 табл. 3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». Для обозначения пожарного гидранта должен быть установлен знак пожарной безопасности по п. 20 табл. 3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». Форма знака - квадрат размерами 300х300 мм, фон - красный, символ - белый.

- средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории Красноярского муниципального образования отсутствуют (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.104 ППБ 01-03);

- не организованна проверка работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год (весной и осенью) (ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.89 ППБ 01-03).

Поскольку невыполнение в полном объёме установленных требований пожарной безопасности нарушает права неопределённого круга лиц, граждан, проживающих на территории Красноярского муниципального образования <…> муниципального района Саратовской области, ответчик не представил доказательства законности бездействия по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Красноярского муниципального образования … муниципального района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Красноярского муниципального образования … муниципального района Саратовской области в срок два месяца со дня вступления решения в законную силу принять следующие меры:

обеспечить с. <…> прицепной пожарной мотопомпой; обеспечить с. <…> и с. <…> наружным противопожарным водопроводом с расходом 10 л/с в срок … месяца со дня вступления решения в законную силу;

- на реке <…> в с. <…> в районе улицы <…> и на реке <…> села <…> в районе улицы <…> оборудовать подъезд с площадкой (пирс) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Твёрдое покрытие подъездов (пирсов) означает в соответствии со ст. 67 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что конструкция должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей, подъезд (пирс) должен быть устроен на сваях, площадка должна быть расположена не выше 5м от уровня низких вод и выше уровня высоких вод не менее чем на 0,7м. Ширина настила 4,5 - 5м. Боковые стороны площадки ограждают на высоту 07, - 0,8 м. Выполнить устройство пирса в срок до <…>г.;

- У гидрантов села <…> и села <…> и реки <…> в селе <…>, а также реки <…> в селе <…>, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели в срок два месяца. Указатели должны быть (объемные со светильником либо плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с чётким нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника. Для обозначения пожарного водоисточника (пирса) должен быть установлен знак пожарной безопасности по п. 18 табл. 3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». Для обозначения пожарного гидранта должен быть установлен знак пожарной безопасности по п.20 табл.3 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», форма знака - квадрат размерами 300х300 мм, фон - красный, символ - белый;

- на столбе в с. <…> в районе здания администрации Красноярского муниципального образования, на столбе в районе здания <…> сельского дома культуры установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, а именно ревун РВП с в срок …месяца;

- организовать проверку работоспособности пожарных гидрантов, расположенных на улицах <…> с. <…> и улицах <…> села <…> не реже двух раз в год (весной и осенью).

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья В.В. Кузин