06.10.2011 года город Балаково Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Остапенко С.В. при секретаре судебного заседания Е.М., с участием истца Лимонова А.В., его представителя адвоката Шварёва В.А., действовавшего на основании ордера № 88 от 29.07.2011 года, служебного удостоверения № 949, представителя ответчика Юрловой М.В., действовавшей на основании доверенности от 31.12.2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лимонова А.В., действовавшего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Лимоновой Я.А., 1999 года рождения, к администрации муниципального образования город Балаково о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации, Лимонов А.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Лимоновой Я.А., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Балаково. С учетом дополнений (лист дела № 62) просил признать незаконным и необоснованным отказ главы администрации муниципального образования город Балаково в предоставлении муниципального жилья в собственность. Признать за ним и его несовершеннолетней дочерью Лимоновой Я.А. право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату № в доме № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области. Признать право общей долевой собственности в порядке приватизации за ним и его несовершеннолетней дочерью Лимоновой Я.А. на жилое помещение - комнату № 000 в доме № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области. В обоснование заявленных требований истец указал следующее. С 17.02.1999 года он зарегистрирован и проживает в комнате № дома № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области. Кроме него, в комнате зарегистрированы и проживают его супруга Лимонова О.А. и дочь Лимонова Я.А., 1999 года рождения. Кроме того, семья занимает комнату № 000. Общая площадь двух комнат составляет 23 квадратных метра. Он вносил квартирную плату и оплачивает коммунальные услуги за указанные жилые помещения. Комната № была предоставлена его семье администрацией открытого акционерного общества «Балаковские волокна» в связи с трудовыми отношениями. Комната расположена на четвёртом этаже гостиницы «Ч ». Фактически четвёртый и пятый этажи являются общежитием. Постановлением главы администрации Балаковского муниципального образования № 4886 здание гостиницы было предано от ОАО «Балаковские волокна» в муниципальную собственность 20.12.2000 года. 11.05.2011 года он обратился к главе администрации города Балаково с просьбой разрешить приватизацию занимаемых жилых помещений. Получил письменный отказ с мотивировкой о том, что заключение договора на передачу жилья в собственность граждан, отнесённого к специализированному (маневренному) жилищному фонду законодательством Российской Федерации не предусмотрено. По мнению истца, его право на приватизацию занимаемого жилого помещения основано на положениях статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (Вводного закона), статьи 2 Закона российской Федерации от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Жильё предоставлялось ему и его семье для постоянного проживания, а не по основаниям, указанным в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации., и по своей сути маневренным жилищным фондом не является. В письменном отзыве на иск (листы дела № 34,35, ) представитель ответчика указала, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Подтверждений того факта, что жилое помещение, занимаемое семьёй Лимоновых, является общежитием, не имеется. На основании постановления администрации Балаковского муниципального образования (района) от 23.10.2998 года № 3349 часть помещений здания гостиницы «Ч », расположенного по адресу: город Балаково, улица Ленина, дом №, были приняты в муниципальную собственность и отнесены к резервно-маневренному жилому фонду, предназначенному, в соответствии со статьёй 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, для временного проживания отдельных категорий граждан. Постановлением администрации Балаковского муниципального образования от 20.12.2000 года № 4886 в муниципальную собственность было принято здание гостиницы «Ч » в целом. Истцом представлены счета-квитанции, в которых отражена плата за пользование указанным помещением (плата за наём). В соответствии со статьёй 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные пунктом 3 статьи 67 ЖК РФ, согласно которому наниматель обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Жилые помещения маневренного фонда относятся к отдельному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а потому ссылку истца на положения статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», регулирующей отношения по пользованию жилыми помещениями, относящимися к общежитиям, не состоятельна, а положения данной статьи к данным правоотношениям не применимыми. Законом Саратовской области от 25.03.2008 года № 71-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Балаковским муниципальным районном Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» (акт приёма-передачи № 4 от 02.11.2009 года) здание гостиницы «Ч » было передано из собственности Балаковского муниципального района в собственность муниципального образования город Балаково. Постановлением администрации муниципального образования город Балаково помещения гостиницы «Ч » были включены в реестр имущества муниципального образования город Балаково. Действующим законодательством заключение договора на передачу жилья, отнесенного к маневренному жилому фонду, в собственность граждан, не предусмотрено, поэтому Лимонову А.В. и членам его семьи было отказано в заключении договора приватизации спорного жилого помещения. По утверждению истца, спорное жилое помещение было предоставлено семье Лимоновых в 1999 году. Помещения 4-го и 5-го этажей здания гостиницы «Чайка», расположенные по адресу: город Балаково, улица Ленина дом №, на основании постановления администрации Балаковского муниципального образования от 23.10.1998 года № 3349 были отнесены к резервно-маневренному жилому фонду ещё в 1998 году, когда ОАО «Балаковские волокна» в муниципальную собственность была передана часть указанного здания. Но поскольку в дальнейшем в собственность Балаковского муниципального образования было передано здание гостиницы «Ч» в целом, администрацией Балаковского муниципального образования было издано постановление от 20.12.2000 года № 4886, отменившее указанное выше постановление, согласно которому помещения 4-го и 5-го этажей остались отнесёнными к резервно-маневренному жилому фонду. В дополнительном отзыве на иск представитель ответчика указала следующее. Частью 3 статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Следовательно, приватизировать жилое помещение маневренного фонда, которое согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации является одним из видов специализированных жилых помещений, гражданин не в праве. Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение актов жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Таким образом, вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (служебным, общежитием, маневренным и т.д.) решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. Порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду в настоящее время определен Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42. При этом данным нормативным правовым актом не предусмотрено, что он имеет обратную силу. Как указывалось ранее и подтверждается материалами дела постановлением администрации Балаковского муниципального образования от 23.10.1998 года № 3349 «О передаче здания по улице Ленина,, АО «Балаковские волокна» в муниципальную собственность», принятым во исполнение Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995г. N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», был определен статус помещений 4-го и 5-го этажей здания по улице Ленина, дом в городе Балаково как резервно - маневренного жилого фонда. Обеспечение использования помещений 4-го и 5-го этажей здания гостиницы «Чайка» в качестве резервно - маневренного жилого фонда также было подтверждено пунктом 2 постановления администрации Балаковского муниципального образования от 20.12.2000 года № 4886 «О передаче здания гостиницы «Ч», расположенного по адресу: г. Балаково, ул. Ленина, д., ОАО «Балаковские волокна» в муниципальную собственность». На момент принятия данных постановлений действовал Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года, Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно пункту 3 названного Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включал в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. Таким образом, действовавшим на момент принятия указанных выше постановлений администрации Балаковского муниципального образования, законодательством не предусматривалась обязанность органов местного самоуправления по направлению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующего решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений. Вместе с тем, согласно письму от 11.09.2003 года № 880 ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» (Балаковский филиал), дом № по ул. Ленина в г. Балаково имеет статус гостиницы. Право на приватизацию спорных жилых помещений может возникнуть у истца и членов его семьи при наличии законного вселения истца и членов его семьи в указанные жилые помещения на условиях социального найма или в случае, предусмотренном статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Истец указывает, что комната № была предоставлена его семье в 1999 году администрацией ОАО «Балаковские волокна» в связи с трудовыми отношениями с данным предприятием. Вместе с тем, по действующему до 01 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 ЖК РСФСР). Согласно пояснениям истца, такие документы у него отсутствуют. Следовательно, отсутствовали правовые основания для вселения истца в комнату № в здание гостиницы «Чайка» в городе Балаково. В качестве оснований для вселения в комнату № 000 истцом представлены письма Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Балаковского муниципального образования от 23.10.2002 года№3446/01-12 и от 04.11.2002 года, согласно которым комитет не возражает против присоединения к комнате № комнаты № 000 при условии оформления в установленном законом порядке. Вместе с тем, Лимоновым А.В. не учтено следующее. Статьей 28 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения семьи Лимоновых в спорное жилое помещение, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Согласно статье 42 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов. Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ). Вместе с тем, согласно письму администрации Балаковского муниципального района от 20.08.2011 года № 01.2-41/5785 и справке начальника отдела муниципального жилья и жилищной политике администрации города Балаково от 17.08.2011 года № 47 семья Лимоновых на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма никогда не состояли и не состоят. И, следовательно, соответствующие решения уполномоченными органами власти о предоставлении спорных жилых помещений истцу на условии социального найма не принимались. Кроме того, положения ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» подлежат применению в тех случаях, когда жилые помещения, расположенные в домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, при приватизации указанных предприятий были переданы в ведение органов местного самоуправления. Между тем, спорное жилое помещение принадлежало юридическому лицу с иной организационно-правовой формой - ОАО «Балаковские волокна». Поскольку здание гостиницы «Чайка» до передачи его в собственность администрации Балаковского муниципального образования принадлежало ОАО и к государственному или муниципальному жилищному фонду не относилось, то к рассматриваемым отношениям ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» применению не подлежит. Аналогичная правовая позиция изложена в частности в Обзоре судебной практики Верховного Суда Республики Татарстан за второй квартал 2008 года, пункте 3 Определения Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007г. №425-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Представитель третьего лица - управления муниципального жилья и жилищной политики администрации Балаковского муниципального района Саратовской области заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В письменном отзыве на иск (лист дела № 51) указала, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Саратовской области № 71-ЗСО от 25.03.2008 года (приложение № 17) помещения 4-го и 5-го этажей, расположенные по адресу: город Балаково, улица Ленина дом №, переданы в муниципальную собственность муниципального образования город Балаково. Третье лицо Лимонова О.А., надлежащим образом извещённая о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором указал, что поддерживает требования истца. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Истец в судебных заседаниях поддержал заявленные требования о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру № в доме № по улице Ленина в городе Балаково по основаниям, изложенным в иске. От требования о признании права собственности на квартиру № 000 в доме № по улице Ленина в городе Балаково истец отказался. Производство по делу в этой части судом прекращено. Представители ответчика в судебных заседаниях не признали иск по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск. Суд, заслушав в судебных заседаниях объяснения лиц, участвовавших в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьёй 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьёй 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541-1 от 4 июля 1991 года с последующими изменениями. Согласно статье 1 указанного Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со статьёй 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно статье 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность. Статьёй 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При этом несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. В соответствии со статьёй 18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. В процессе судебного разбирательства по делу установлено следующее. Лимонов А.В. и его супруга Лимонова О.А. постоянно зарегистрированы и проживают в квартире № дома № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области. С 01.07.1999 года в указанной квартире зарегистрирована и проживает их несовершеннолетняя дочь Лимонова Я.А., 1999 года рождения. Данный факт подтверждается копией лицевого счёта квартиросъёмщика на листе дела № 18. Указанное жилое помещение семье Лимоновых предоставлено в период нахождения Лимонова А.В. в трудовых отношениях с акционерным обществом «Балаковские волокна», что подтверждается копией трудовой книжки истца на листах дела № 83-85. Документы, подтверждающие основание вселения Лимонова А.В. и членов его семьи в квартиру № дома № по улице Ленина в городе Балаково, а также подтверждающие основания регистрации в этой квартире, отсутствуют. Данный факт подтверждается сообщением начальника архивного отдела администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 19.09.2011 года на листе дела № 176, сообщением Балаковского отдела УФМС России по Саратовской области на листе дела № 107. Согласно техническому паспорту Балаковского филиала Государственного унитарного предприятия «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» от 24.11.2008 года (копия на листах дела № 111-124), квартира № 136, в которую вселилась семья Лимоновых, располагается на четвёрном этаже многоквартирного жилого дома, состоит из прихожей, совмещенного санузла с ванной комнатой и жилой комнаты площадью 9,3 квадратных метров. (копия плана на листе дела № 125). Законом Саратовской области от 25 марта 2008 года № 71-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Балаковским муниципальным районном Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» (акт приёма-передачи № 4 от 02.11.2009 года на листах дела № 36-38) здание гостиницы «Ч» было передано из собственности Балаковского муниципального района Саратовской области в собственность муниципального образования город Балаково, включено в реестр муниципального образования город Балаково. На момент вселения Лимоновых в спорное жилое помещение действовал Жилищный кодекс РСФСР (далее ЖК РСФСР). В соответствии со статьёй 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. В силу статьи 109 ЖК РСФСР, действовавшей на момент вселения семьи Лимоновых в спорное жилое помещение, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могли использоваться общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Согласно пунктам 10, 11 Примерного положения об общежитиях, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 года № 328 жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Жилая площадь в общежитии должна была предоставляться в размере не менее 6 кв. метров на одного человека. Семьям предоставлялись изолированные жилые помещения. Федеральным законом от 24.12.2002 года № 179-ФЗ была введена в действие глава 3.1 ЖК РСФСР, регламентирующая пользование жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения. Статьёй 108.1 этой главы к жилым помещениям из фондов жилья для временного поселения были отнесены: жилые помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения из фонда жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого дома или квартиры, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа. Жилые помещения из фондов жилья для временного поселения относились к специализированным жилым помещениям. Согласно статье 108.2. ЖК РСФСР порядок предоставления и пользования жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами о вынужденных переселенцах и о беженцах. Жилые помещения из фонда жилья для временного поселения предоставляются гражданам, утратившим жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, в случае, если на момент обращения взыскания такое жилье является для них единственным пригодным для проживания. Порядок формирования фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого дома или квартиры, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, а также порядок и условия предоставления жилых помещений из указанного фонда устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Лимонов А.В. и члены его семьи в спорное жилое помещение были вселены на неопределенный срок, а не временно. Из объяснений Лимонова А.В. следует, что на вселение им были выданы документы по месту работы в ОАО «Балаковские волокна», которые он сдал коменданту общежития. На период их вселения три этажа здания использовались под гостиницу, а четвёртый и пятый этажи - под общежитие. В общежитие вселялись работники ОАО «Балаковские волокна». Факт проживания семьи Лимоновых в спорном жилом помещении непрерывно с 1999 года по настоящее время подтвердили в судебном заседании свидетели В.Г., И.Б., В.В., Н.И. Указанные свидетели проживают в жилых помещениях четвёртого этажа дома № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области. В судебном заседании они показали, что были вселены в жилые помещения в 1997-1999 годах в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Химволокно». На момент вселения в жилые помещения работал комендант, которому передавались документы на вселение и регистрацию. Четвёртый и пятый этажи использовались ОАО «Балаковские волокна » под общежитие. Органы местного самоуправления решений о предоставлении им жилых помещений не принимали. Все свидетели зарегистрированы проживают в предоставленных им жилых помещениях постоянно и непрерывно. Наличие у них либо членов их семей трудовых отношений с ОАО «Балаковские волокна» подтверждается их трудовыми книжками. У суда отсутствуют основания не доверять показаниям указанных свидетелей. Они не находятся в родственных отношениях с истцом, не заинтересованы в исходе дела. На основании доказательств, исследованных в судебном заседании, суд пришёл к выводу о том, что истец и члены его семьи были вселены в спорное жилое помещение в период его трудовых отношений с ОАО «Балаковские волокна», жилое помещение имело статус общежития. Доказательств, опровергающих это обстоятельство, ответчиком суду не представлено. С В.Г. 28.04.2011 года заключён договор социального найма квартиры № 00 в доме № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области (копия договора на листах дела № 142-143). Из объяснений представителя третьего лица муниципального учреждения муниципального управления город Балаково «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Паршина С.А. следует, что указанный договор был заключен ошибочно, без учёта постановлений администрации Балаковского муниципального образования № 3349 от 23.10.1998 года. К указанным объяснениям суд относится критически, так как на день рассмотрения настоящего дела в суде этот договор сторонами не расторгнут, не оспорен, в судебном порядке недействительным не признан. После вселения в жилое помещение истец производил оплату за жилую площадь и коммунальные услуги в АООТ «Балаковские волокна» и комитет жилищного хозяйства администрации Балаковского муниципального образования, что подтверждается копиями квитанций и счетов-квитанций на листах дела № 20,21. Основанием начислений комитет жилищного хозяйства администрации Балаковского муниципального образования указывал статью 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающую плату за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, С 01.03.2005 года вступил в силу Жилищный кодекса Российской Федерации. Согласно статье 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Администрацией Балаковского муниципального образования (района) от 23.10.2998 года во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения Федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность», соответствующего решения № 19 от 21.01.1998 года Министерства собственности и банкротства и Комитета по управлению имуществом области постановлено: 1. АО «Балаковские волокна» подготовить и представить в Комитет по управлению имуществом Балаковского муниципального образования документы, необходимые для передачи в муниципальную собственность помещений, расположенных в здании по улице Ленина, (свидетельство о собственности, технический паспорт помещения); 2. Комитету по управлению имуществом обеспечить приём помещений, коммуникаций, энергоснабжения и территории благоустройства с последующей передачей на баланс и содержание Комитету жилищного хозяйства. Комитету жилищного хозяйства обеспечить использование 4-го и 5-го этажей в качестве резервно-маневренного жилого фонда. (копия постановления администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от 23.10.1998 года № 3349 на листе дела № 58. Таким образом, из текста постановления следует, что на АО «Балаковские волокна» возложена обязанность по подготовке документов для передачи помещений, расположенных в здании по улице Ленина, в городе Балаково, а на структурные подразделения администрации Балаковского муниципального района возложена обязанность по фактическому приёму помещений указанного здания в муниципальную собственность и определению порядка их дальнейшего использования. Сроки фактической передачи помещений не определены. Акт приёма-передачи помещения здания по улице Ленина, от АО «Балаковские волокна» в муниципальную собственность к указанному постановлению отсутствует. 20.12.2000 года администрацией Балаковского муниципального образования Саратовской области во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения Федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность», соответствующего решения Арбитражного суда Саратовской обалсти (дело № 360\98-4Б) от 14.10.99 г. о признании предприятия несостоятельным (банкротом), и принимая во внимание ходатайство дирекции ОАО «Балаковские волокна», постановлено: Комитету по управлению имуществом Балаковского муниципального образования принять в муниципальную собственность от ОАО «Балаковские волокна» здание гостиницы «Чайка», расположенное по адресу: город Балаково, улица Ленина,. Комитету жилищно-коммунального хозяйства обеспечить использование 4-го и 5-го этажей здания в качестве резервно-маневренного жилого фонда. Постановление администрации Балаковского муниципального образования от 23.10.1998 года № 3349 признать утратившим силу. (копия постановления № 4486 от 20.12.2000 года на листе дела № 59). Анализируя тексты указанных постановлений, а также учитывая отсутствие акта приёма-передачи помещений, расположенных в здании по улице Ленина, 126, в муниципальную собственность на основании постановления № 3349, суд пришёл к выводу о том, что передача помещений по указанному адресу в муниципальную собственность состоялась на основании постановления № 4886 от 20.12.2000 года. Об этом свидетельствует не только отсутствие акта к постановлению № 3349, но и отсутствие решений органа самоуправления на выделение жилого помещения истцу и членам его семьи. Кроме того, факт передачи спорного жилого помещения администрации Балаковского муниципального образования в 2000 году, то есть после вселения истца в квартиру, подтверждается также ответом начальника БФ ГУП «Сартехинвентаризация» В.А. от 11.09.2003 года (копия на листе дела № 9), в котором основанием передачи квартиры в муниципальную собственность указано постановление № 2886 от 20.12.2000 года, ответом начальника управления муниципального жилья и жилищной политики А.Ю. от 18.06.2003 года на обращение руководителя приёмной депутата Государственной думы Володина В.В. Дмитриевой И.С. Доказательства фактического использования помещений 4-го и 5-го этажей в качестве резервно-маневренного жилого фонда в период с 23.10.1998 года (с момента издания постановления № 3349) до 20.12.2000 года (момента издания постановления № 4886), а также и в последующем, ответчиком не представлены. Доводы ответчика о том, что отсутствие у истца ордера на вселение свидетельствует об отсутствии у него правовых оснований для вселения в комнату № 136 здания гостиницы «Чайка» необоснованны, так как согласно пункту 11 Примерного положения об общежитиях, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 года № 328, действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение, при вселении в общежитие ордер подлежал сдаче администрации общежития. Доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение, в которое был вселён истец, не принадлежало государственному или муниципальному предприятию, а принадлежало юридическому лицу с иной организационно-правовой формой, противоречат материалам дела. Из постановлений администрации Балаковского муниципального образования № 3349 от 23.10.1998 года и № 4886 от 20.12.2000 года следует, что передача спорного жилого помещения осуществлялась во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 235. Постановлением Правительства № 235 был определён порядок передачи объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения Федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность в процессе приватизации государственных предприятий, а также определялась обязанность предприятий вносить в платы их приватизации перечни объектов, подлежащих передаче либо вносить изменения в планы приватизации, которые уже утверждены (пункты 2,3 постановления). Доказательства приобретения ОАО «Балаковские волокна» спорного жилого помещения по возмездной сделке либо его строительства в период после окончания приватизации предприятия на собственные средства в материалах дела отсутствуют, поэтому суд пришёл к выводу о том, что на момент вселения истца спорное жилое помещение расположено в доме, ранее принадлежавшем государственному предприятию. Маневренный фонд не выделен законодателем в качестве самостоятельного вида жилищного фонда; жилые помещения в домах маневренного фонда относятся к специализированному жилищному фонду (статья 92 Кодекса). Поэтому помимо специальных норм Кодекса, определяющих назначение жилых помещений в домах маневренного фонда (статья 95 Кодекса), к данному виду жилых помещений применяются также общие правила, относящиеся ко всем объектам специализированного жилищного фонда (статьи 92, 99 - 103 Кодекса). В силу статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, действовавшему на момент вселения семьи Лимоновых в спорное жилое помещение, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, установлено, что маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений (пункт 7). Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (пункт 14). Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилого помещения в число маневренного, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Доказательств государственного учёта дома № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области или спорной квартиры № в доме № по улице Ленина в городе Балаково в качестве маневренного фонда на момент вселения в него семьи истца либо его регистрации в качестве маневренного после 26.01.2006 года ответчиком не представлено. Доводы ответчика о том, что согласно письму от 11.09.2003 года № 880 ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» (Балаковский филиал), дом № 126 по улице Ленина в городе Балаково имеет статус гостиницы, не опровергает доводы истца о его вселении в общежитие. В указанном письме не содержится информации о том, с какого времени и на каком основании указанному дому, в том числе и помещениям на 4-м и 5-м этаже, присвоен статус гостиницы. Кроме того, из технического паспорта, то есть согласно техническому учёту на основании Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, по состоянию на 24.11.2008 года объект недвижимости жилого фонда, а именно дом № по улице Ленина в городе Балаково значился как жилой многоквартирный дом. Поскольку спорное жилое помещение не было учтено в качестве маневренного в органах государственной регистрации недвижимости, как того требует пункт 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, у спорной квартиры статус маневренного фонда на момент вселения в него истца и членов его семьи отсутствовал. Доказательств обратного ответчиком суду при разбирательстве дела не представлено. Позиция ответчика о том, что спорное жилое помещение не подлежит государственной регистрации в качестве маневренного фонда, противоречит указанным нормам. В судебном заседании представителем ответчика заявлено о применении общего срока исковой давности в три года, который, по её мнению, должен исчисляться с 26.03.2003 года, когда истцу был выдан отказ администрацией Балаковского муниципального образования Саратовской области. Истец и его представителя считают, что срок обращения в суд ими не пропущен, так как в приватизации спорного жилого помещения главой администрации города Балаково ему было отказано 01.06.2011 года. В соответствии со статьёй 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Из материалов дела, а именно из копии обращения Лимонова А.А. в администрацию Балаковского муниципального образования и копии ответа на его обращение (листы дела № 6, 14), следует, что 26.03.2003 года ему было отказано в выдаче ордера. В заключении договора на передачу в собственность квартиры № и квартиры № 000 в доме № по улице Ленина в городе Балаково ему было отказано 01.06.2011 года. Истец обратился в суд 07.07.2011 года с требованием о признании незаконным и необоснованным отказа главы администрации города Балаково Саратовской области в предоставлении муниципального жилья в собственность и обязании администрации заключить договор передачи жилья в собственность. Таким образом, срок обращения в суд по заявленному предмету спора истцом не пропущен. Лимонов А.В. и Лимонова Я.А. правом приватизации не воспользовались, что подтверждается справками, представленными истцом. На основании доказательств, исследованных в судебном заседании, суд пришёл к выводу об обоснованности требований истца. Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, поэтому в пользу истца с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. За работу адвоката Шварёва истцом оплачено 10 000 рублей, что подтверждается квитанцией на листе дела № 148. Ответчиком не заявлено о чрезмерном размере расходов. С учётом сложности дела, объёма работы представителя истца, суд считает расходы в указанном размере разумными, не превышающими обычной стоимости юридических услуг по гражданскому делу, и взыскивает их с ответчика в пользу истца в полном объёме. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд исковые требования Лимонова А.В. удовлетворить. Признать незаконным отказ главы администрации муниципального образования город Балаково в предоставлении муниципального жилья в собственность Лимонову А.В. Признать право собственности в порядке приватизации на 1\2 долю в квартире № в доме № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области за Лимоновым А.В., 00.00.1978 года рождения, зарегистрированным и фактически проживающим по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Ленина, дом №, квартира №. Признать право собственности в порядке приватизации на 1\2 долю в квартире № в дома № по улице Ленина в городе Балаково Саратовской области за Лимоновой Я.А., 00.00.1999 года рождения, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: Саратовская область, город Балаково улица Ленина, дом №, квартира №. Взыскать с администрации муниципального образования город Балаково в пользу Лимонова Александра Викторовича государственную пошлину в размере 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей. В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд. Судья С.В. Остапенко
представителя третьего лица на стороне ответчика муниципального учреждения муниципального образования город Балаково «УЖКХ» Паршина С.А., действовавшего на основании доверенности от 21.02.2011 года,