Решение по гражданскому делу № 2-2432/11



Дело № 2- РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

00.00.0000 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Остапенко С.В.

при секретаре судебного заседания Сурначевой Е.М.,

с участием

заявителя Рыськова А.В.,

представителя заинтересованного лица Г., действовавшего на основании доверенности от года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыськова А.В. об оспаривании действий заместителя председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

Рыськов А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия заместителя председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области по не направлению письменного обращения о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, имеющий адресные ориентиры: город Саратов, б\н, в районе, общей площадью квадратных метров для индивидуального жилищного строительства, в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обязать заместителя председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области направить его письменное обращение в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов и уведомит его о переадресации обращения. В обоснование заявленных требований указал следующее.

… года заместитель председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области получил его письменное обращение о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, имеющий адресные ориентиры: город Саратов, проезд, б\н, в районе, общей площадью квадратных метров для индивидуального жилищного строительства. Заместитель председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области установил, что обращение содержит вопросы, решение которых не входит в его компетенцию, однако не направил его в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. По мнению заявителя, заместитель председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области нарушил требования части 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При рассмотрении дела в судебном заседании заявитель поддержал требования по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Гурылев Е.Н. считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Заявление Рыськова А.В. о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, имеющий адресные ориентиры: город Саратов, проезд, б\н, в районе, общей площадью квадратных метров для индивидуального жилищного строительства поступило в комитет по управлению имуществом Саратовской области года заказным письмом. Рыськову А.В. отказано в предоставлении права аренды на указанный участок на том основании, что распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закона), установленный настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами не распространяется на обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном иными федеральными законами. Из содержания заявления Рыськова А.М. следует, что он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении прав на земельные участки регулируется главой У Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений статей указанной главы Земельного кодекса РФ, заявление о приобретении прав на земельные участки заинтересованным лицом подаётся непосредственно в уполномоченный на рассмотрение указанных обращений орган (пункт 1 статьи 31, пункт 2 статьи 34, пункт 5 статьи 36, статья 30.1 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 30.1 указанного кодекса предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации, совершает определенные действия, направленные на предоставление земельного участка.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.

Как следует из пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в субъектах Российской Федерации.

Испрашиваемый Рыськовым А.В. земельный участок в государственной собственности не находится. Предположительно является участком, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления, если законами соответствующих субъектов не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Саратовской области от 07.10.2009 года № 144-ЗСО признана утратившей силу статья 4 Закона Саратовской области «О земле», согласно которой распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлял исполнительный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на то Правительством области - комитет по управлению имуществом Саратовской области.

В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. В данном случае комитетом принято решение об отказе Рыськову А.В. в предоставлении земельного участка в аренду, так как комитет по управлению имуществом Саратовской области не является уполномоченным органом исполнительной власти области на распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена.

Других последствий рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, в том числе пересылка заявлений в другие государственные или муниципальные органы земельным законодательством не предусмотрено, поэтому заявление Рыськова А.М., по мнению представителя заинтересованного лица, удовлетворению не подлежит.

Суд, заслушав в судебном заседании объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации указанным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Пунктом 2 статьи 1 Закона определено, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу статьи 4 Закона обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Согласно пункту 3 статьи 8 Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что заявление Рыськова А.В. было зарегистрировано комитетом по управлению имуществом Саратовской области в порядке, предусмотренном Законом.

… года в адрес Рыськова А.М. заместителем председателя комитета направлен ответ, из которого усматривается, что ему предложено обратиться в комитет по земельным ресурсам администрации города Саратова, так как законом Саратовской области от 07.10.2009 года № 144-ЗСО признана утратившей силу статья 4 Закона Саратовской области «О земле», согласно которой распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлял исполнительный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на то Правительством области - комитет по управлению имуществом Саратовской области.

Ответ, направленный в адрес заявителя, носит разъяснительный характер. Из него не усматривается факт отказа Рыськову А.В. в предоставлении в аренду земельного участка. Установив, что заявление Рыськова А.В. содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию комитета по управлению имуществом Саратовской области, заместитель председателя комитета обязан был в силу пункта 3 статьи 8 Закона в течение семи дней со дня регистрации направить его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о его переадресации.

Ссылка представителя заинтересованного лица на пункт 2 статьи 1 Закона несостоятельна.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» допускается разрешение вопросов, связанных с предоставлением гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности как исполнительным органом государственной власти, так и органом местного самоуправления, в зависимости от компетенции каждого из них. Компетенция органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определена законом субъекта, а не федеральным законом. Следовательно, заявление Рыськова А.М. о предоставлении в аренду земельного участка, направленного в комитет по управлению имуществом Саратовской области подлежало направлению в компетентный орган в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление Рыськова А.В. удовлетворить.

Признать незаконными действия заместителя председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области по не направлению письменного обращения о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, имеющий адресные ориентиры: город Саратов, проезд, б\н, в районе, общей площадью квадратных метров для индивидуального жилищного строительства, в течение семи дней со дня регистрации, в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обязать заместителя председателя комитета по управлению имуществом Саратовской области направить письменное обращение Рыськова А.В. о предоставлении права аренды сроком на 49 лет на земельный участок, имеющий адресные ориентиры: город Саратов, проезд, б\н, в районе, общей площадью квадратных метров для индивидуального жилищного строительства, в течение семи дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов и уведомить Рыськова А.В. о переадресации обращения.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья С.В. Остапенко