00.00.0000 года город Балаково Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Бирюковой И.Г. при секретаре судебного заседания Капелюх Е.С. с участием представителя истца Соловьева В.А. - Машановой Л.А., представителя Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области Гончарова А.В., представившего доверенность, представителя ответчика Главы Балаковского муниципального района Саратовской области Алексеева А.И. - Гончарова А.В., представившего доверенность, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области С.- Г., представившей доверенность, старшего помощника прокурора г. Балаково Саратовской области Решетникова А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева В.А. к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области, Главе Балаковского муниципального района Саратовской области об отмене распоряжения Главы Балаковского муниципального района Саратовской области от года №, решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района от года «О методике оценки кандидатов, претендующих на должность главы администрации Балаковского муниципального района», Соловьев В.А. обратился в суд с иском к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области, Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, в исковом заявлении просил отменить решение Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от года № «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области», обязать Собрание Балаковского муниципального района принять муниципальный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, отменить решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района от «О приёме к рассмотрению заявлений граждан на участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района», «О допуске лиц, подавших соответствующие заявления, к участию в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района», «О методике оценки кандидатов, претендующих на должность главы администрации Балаковского муниципального района», обязать конкурсную комиссию по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района объявить повторный конкурс после принятия необходимого муниципального правового акта Собранием Балаковского муниципального района в соответствии с действующим законодательством, отменить распоряжение Главы Балаковского муниципального района Саратовской области от года №. В обоснование исковых требований истец указал следующие обстоятельства. … года состоялся конкурс на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области. В ходе организации и проведения конкурса был допущен ряд нарушений законодательства, что повлекло нарушение прав истца. Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от года № был принят Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области. Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от года № «О проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области» был сформирован состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района в составе А. - главы Балаковского муниципального района; О. - депутата по одномандатному избирательному округу №; К.- депутат по депутата по одномандатному избирательному округу №; Н. - депутата по одномандатному избирательному округу №; И. - депутата по одномандатному избирательному округу №; С. - депутата по одномандатному избирательному округу №; Б. - вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области; С. - депутата Саратовской областной Думы; Ор. - первого заместителя руководителя аппарата Губернатора Саратовской области. Конкурсной комиссии было поручено объявить и провести конкурс. ... года на первом заседании конкурсной комиссии заместителем председателя комиссии был избран Н., секретарем - О. Конкурсной комиссией была определена дата опубликования объявления о начале конкурса - года, последний день приема документов от кандидатов - года, на года - был определен второй этап конкурса. В соответствии с объявлением о конкурсе, опубликованном в средствах массовой информации и утверждённым на заседании конкурсной комиссии года, конкурс должен был проводиться в соответствии с Порядком проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района, утверждённым решением Собрания Балаковского муниципального района от года №. ... года Собранием Балаковского муниципального района было принято решение № «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области», которое было опубликовано года, то есть в последний день приема документов от кандидатов. Согласно изменению пункта 4.5. Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области лица, которые намерены участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации, потеряли право входить в состав конкурсной комиссии и осуществлять полномочия члена конкурсной комиссии. На дату принятия указанного решения № от года Собранию Балаковского муниципального района были достоверно известны фамилии лиц - членов конкурсной комиссии, а также фамилии лиц - участников конкурса. … года на официальном сайте было размещено сообщение о том, что года решением конкурсной комиссии были допущены к участию в конкурсе кандидаты Н., П., Р., С., Ч., Чу.. К участию в конкурсе были допущены все кандидаты, заявившие о своем желании в нем участвовать, кроме истца, который был вынужден отозвать заявление об участии в конкурсе, поскольку входил в состав конкурсной комиссии. Н.олаев В.К. вышел из состава конкурсной комиссии для участия в конкурсе. Таким образом, произошло уменьшение числа членов комиссии и числа кандидатов. Поводом к изменению условий проведения конкурса стало поступившее Главе Балаковского муниципального района года требование прокуратуры города Балаково Саратовской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора (выявленных коррупциогенных факторов). В требовании прокуратуры было указано, что оно подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Собрания Балаковского муниципального района. Однако в сопроводительном письме заместитель прокурора города Балаково К. указал иной срок рассмотрения требования: на внеочередном заседании Собрания Балаковского муниципального района до года. Требование прокурора противоречит Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», статье 28 Регламента Собрания Балаковского муниципального района, так как прокурор не вправе требовать проведения внеочередного заседания Собрания Балаковского муниципального района и формулировать вопрос повестки дня. … года накануне внеочередного заседания Собрания Балаковского муниципального района исполняющий обязанности главы администрации Балаковского муниципального района С., являясь заинтересованным лицом, рассмотрел требование прокурора и направил главе Балаковского муниципального района А. проект решения о внесении изменений в Порядок проведения конкурса. При внесении данного проекта правового акта не были соблюдены положения статьи 63 Регламента Собрания Балаковского муниципального района, так как к проекту не были приложены все необходимые документы, только сам проект и правовое заключение на него, что не позволило составить достоверный прогноз последствий его принятия, в число которых входит нарушение прав участников конкурса. Внесение изменений в порядок проведения конкурса года лишило истца права участия в конкурсе. Существенно изменились условия проведения конкурса, которые были единогласно приняты организатором конкурса - конкурсной комиссией в соответствии с протоколом ее заседания от года. На заседании конкурсной комиссии года было допущено процедурное нарушение, так как был рассмотрен вопрос, не предусмотренный утвержденной повесткой дня. Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от года в повестку дня были включены два вопроса: «О приеме к рассмотрению заявлений граждан на участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района», «О допуске лиц, подавших соответствующие заявления, к участию в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района». Конкурсной комиссией было принято решение по вопросу «О методике оценки кандидатов, претендующих на должность главы администрации Балаковского муниципального района». В соответствии с объявлением о проведении конкурса, утвержденном на заседании конкурсной комиссии года, копии документов предоставляются заверенными нотариально либо с предъявлением подлинника документа одновременно с копией секретарю конкурсной комиссии, которым являлся О.. Требование о предоставлении документов секретарю конкурсной комиссии соответствует Порядку проведения конкурса. В соответствии с пунктом 2.9 Порядка проведения конкурса секретарь комиссии осуществляет делопроизводство конкурсной комиссии. В соответствии с пунктами 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 все документы должны представляться кандидатами в конкурсную комиссию, копию паспорта в день подачи документов гражданином должен заверять секретарь комиссии. В нарушение данных положений прием документов от кандидатов осуществлялся неким работником аппарата Собрания Балаковского муниципального района, что свидетельствует о том, что ни один из кандидатов не представил документы в конкурсную комиссию. Это нарушение повлекло нарушение Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», так как персональные данные истца и других участников конкурса стали доступны лицам, на которых не возложена обязанность по сохранению режима их конфиденциальности. Вопреки требованиям части 2 статьи 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и абзаца 2 части 2 статьи 33 Устава Балаковского муниципального района муниципальным правовым актом не были установлены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимым для исполнения должностных обязанностей главы администрации. В объявлении о проведении конкурса дана ссылка на типовые требования, установленные Законом Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», которые не позволяют кандидату понять, что именно будет оцениваться конкурсной комиссией, чем также нарушены права истца. В соответствии с типовыми требованиями кандидаты на должность главы администрации должны обладать профессиональными знаниями в соответствующей сфере, позволяющими эффективно выполнять функциональные обязанности, от кандидата требуется своевременное и качественное выполнение заданий и поручений вышестоящих руководителей, наличие навыков исполнительской дисциплины. Учитывая неопределённость данных требований, истец предложил на заседании конкурсной комиссии года провести процедуру конкурсного отбора открыто с применением понятных демократичных отборочных процедур. Остальные члены конкурсной комиссии решили провести собеседование. После просмотра всех конкурсантов члены конкурсной комиссии С. и А. предложили утвердить кандидатуры П. и С. соответственно. … года на официальном сайте была размещена информация о том, что по итогам проведения конкурса года конкурсная комиссия решила представить Собранию Балаковского муниципального района для рассмотрения вопроса о назначении гражданина на вакантную должность главы администрации Балаковского муниципального района кандидатуры П. и С. Порядком проведения конкурса не предусмотрена возможность участия лиц, не являющихся членами конкурсной комиссии, в ее работе. В заседании конкурсной комиссии года принимали участие не только сотрудники администрации и Собрания Балаковского муниципального района, которые могут осуществлять техническое обеспечение работы комиссии согласно пункту 2.13. Порядка проведения конкурса, но и заместитель прокурора г. Балаково К.., заместитель министра по делам территориальных образований З.. З. участвовал в обсуждении членами конкурсной комиссии порядка и методики проведения конкурсного отбора, что позволяет говорить о вмешательстве в работу конкурсной комиссии посторонних лиц. Вступившим в законную силу решением Балаковского районного суда Саратовской области от года отказано в удовлетворении исковых требований Ч. к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области. Определением от года прекращено производство по делу в части следующих исковых требований: об отмене решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от года № «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области», возложении обязанности принять муниципальный правовой акт, устанавливающий квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей; об отмене решений конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района от года «О приёме к рассмотрению заявлений граждан на участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района», «О допуске лиц, подавших соответствующие заявления, к участию в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района», «О методике оценки кандидатов, претендующих на должность главы администрации Балаковского муниципального района»; о возложении обязанности на конкурсную комиссию по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района объявить повторный конкурс после принятия необходимого муниципального правового акта Собранием Балаковского муниципального района в соответствии с действующим законодательством. Рассмотрению по существу подлежат требование об отмене распоряжения Главы Балаковского муниципального района Саратовской области от года №, которого не было в исковом заявлении Ч., и требование об отмене решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района от года «О методике оценки кандидатов, претендующих на должность главы администрации Балаковского муниципального района», в обоснование которого Соловьёв В.А. указал дополнительно на то, что на заседании конкурсной комиссии года он предлагал провести процедуру конкурсного отбора открыто, с применением понятных демократичных отборочных процедур, но по решению остальных членов конкурсной комиссии была применена процедура собеседования. Истец Соловьев В.А., извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца Машанова Л.А. просила удовлетворить исковые требования, дала объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Ответчик Глава Балаковского муниципального района Саратовской области Алексеев А.И., третье лицо Глава администрации Балаковского муниципального района С., извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили. Представитель ответчиков Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области, Главы Балаковского муниципального района Саратовской области Алексеева А.И. - Гончаров А.В., представитель третьего лица Главы администрации Балаковского муниципального района С. - Г. просили отказать в удовлетворении иска. Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в материалах дела, принимая во внимание заключение прокурора об отказе в удовлетворении иска, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со статьёй 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) руководит глава местной администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Частью 5 данной статьи определено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Согласно статье 17 Устава Балаковского муниципального района Собрание Балаковского муниципального района Саратовской области является представительным органом Балаковского муниципального района Саратовской области. … года Собранием Балаковского муниципального района Саратовской области было принято решение № «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области», решение № «О проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области». Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от года № были внесены изменения в «Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области». Решением № была сформирована конкурсная комиссия в составе девяти человек, в том числе истца, конкурсной комиссии было поручено объявить и провести конкурс на замещение должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области. Порядок формирования конкурсной комиссии соответствует разделу 2 «Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области». Из протокола заседания конкурсной комиссии от года следует, что секретарём конкурсной комиссии был избран О.. Согласно пункту 2.9. «Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района» секретарь конкурсной комиссии осуществляет делопроизводство конкурсной комиссии, ведает вопросами организационного обеспечения деятельности конкурсной комиссии. Согласно пункту 2.13. «Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района» техническое обеспечение работы конкурсной комиссии возлагается на администрацию и Собрание Балаковского муниципального района. … года О. направил на имя председателя конкурсной комиссии А. заявление, в котором просил в связи с занятостью по основному месту работы в обществе с ограниченной ответственностью «Балаковские минеральные удобрения» возложить обязанности по приёму заявлений от граждан на участие в конкурсе и прилагаемых к ним документов, формированию их в дело на соответствующего специалиста органа местного самоуправления Балаковского муниципального района. … года Глава Балаковского муниципального района и председатель конкурсной комиссии А. издал распоряжение года № «Об обеспечении работы конкурсной комиссии по проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района». Указанным распоряжением организация взаимодействия конкурсной комиссии со средствами массовой информации была возложена на начальника управления по организации деятельности Собрания Балаковского муниципального района К.; организация размещения информации конкурсной комиссии на официальном сайте Собрания Балаковского муниципального района была возложена на начальника управления по организации деятельности Главы Балаковского муниципального района М. Пунктом 3 указанного распоряжения обязанности по приему от граждан заявлений на участие в конкурсе и прилагаемых к ним документов в период с года по года, а также формирование документов в дела участников конкурса были возложены на начальника управления правового обеспечения Собрания Балаковского муниципального района Г. Указанным распоряжением специалисту по кадровому делопроизводству Собрания Балаковского муниципального района Е. было поручено предупредить Г. об ответственности за распространение персональных данных, которые станут ему известны в процессе приёма указанных документов, а также истребовать от него соответствующее обязательство о нераспространении персональных данных участников конкурса. Таким образом, нарушений требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» допущено не было. Распоряжение Главы Балаковского муниципального района Саратовской области А. от года № принято в пределах его компетенции, не противоречит правовым нормам и «Порядку проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района», прав истца не нарушает. Согласно пункту 2.10 «Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района» заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов комиссии. Пунктом 2.11 «Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района» установлено, что решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на соответствующем заседании. Пунктом 2.12 «Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района» установлено, что решения конкурсной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами конкурсной комиссии, принимавшими участие в заседании. Согласно пункту 5 «Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района» методы оценки профессиональных и личных качеств кандидатов, подлежащих использованию при проведении конкурсных процедур, определяются конкурсной комиссией самостоятельно. Из протокола № заседания конкурсной комиссии от года следует, что на заседании присутствовали все члены конкурсной комиссии и приглашённые лица. При утверждении повестки дня по предложению истца - члена конкурсной комиссии в повестку дня был включён вопрос о методике оценки кандидатов, претендующих на замещение должности главы администрации Балаковского муниципального района. При рассмотрении данного вопроса истец предложил для объективной оценки кандидатов использовать методы тестирования и собеседования. Большинством голосов членов конкурсной комиссии (шесть голосов) было принято решение о применении для оценки кандидатов метода собеседования. Таким образом, решение конкурсной комиссией «О методике оценки кандидатов, претендующих на должность главы администрации Балаковского муниципального района» принято с соблюдением процедуры, в пределах компетенции, не противоречит правовым нормам и «Порядку проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района», прав истца не нарушает. В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказать в удовлетворении иска Соловьева В.А. к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области, Главе Балаковского муниципального района Саратовской области об отмене распоряжения Главы Балаковского муниципального района Саратовской области от года №, решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Балаковского муниципального района от года «О методике оценки кандидатов, претендующих на должность главы администрации Балаковского муниципального района». В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд. Судья И.Г. Бирюкова