00.00.0000 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Бирюковой И.Г.
при секретаре судебного заседания Бобровой С.Ю.
с участием
представителей истца, ответчика по встречному иску государственного автономного учреждения «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - Черныша Н.А., адвоката Козурмановой Т.Ю.,
ответчика, истца по встречному иску Мартемьяновой Л.Е.,
её представителей Щукина В.В., адвоката Павкиной Л.А.,
старшего помощника прокурора г. Балаково Саратовской области Решетникова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного автономного учреждения «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Мартемьяновой Л.Е о взыскании долга по договору от года № за период с года по года рубля копеек, переводе в государственное учреждение «Балаковский центр социально- трудовой реабилитации для лиц без определённого места пребывания и жительства», встречному иску Мартемьяновой Л.Е. к государственному автономному учреждению «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о признании незаконным приказа № от года «О стоимости затрат на стационарное обслуживание в Балаковском доме-интернате для престарелых и инвалидов» и приложения № 1 к нему, признании недействительными договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от года в части оплаты стоимости затрат за стационарное обслуживание в доме-интернате в размере 75% от установленной пенсии,
УСТАНОВИЛ:Государственное автономное учреждение «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее - Дом-интернат) в исковом заявлении просило взыскать с Мартемьяновой Л.Е. долг по договору за стационарное обслуживание от года за период с года по года рубля копеек, перевести её в государственное учреждение «Балаковский центр социально- трудовой реабилитации для лиц без определённого места пребывания и жительства».
В обоснование иска Дом-интернат указал следующее.
…года стороны заключили договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов №. Договор заключён в соответствии с требованиями Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утверждённым постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 3511. Данным Положением предусмотрено, что стационарное обслуживание осуществляется за плату, плата взимается на основании договора о стационарном обслуживании. Согласно пункту 1.1 договора Мартемьянова Л.Е. должна вносить плату за стационарное обслуживание, включающую затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемого жилого помещения, услуги связи. Согласно пунктам 2.3, 3.3 договора Мартемьянова Л.Е. должна вносить плату в размере 75 % пенсии не позднее чем за пять дней до конца текущего месяца и соблюдать условия договора. Мартемьянова Л.Е. неоднократно нарушала условия договора. С по года она не в полном размере производила оплату по договору, вследствие чего образовалась задолженность. Оплатить задолженность добровольно Мартемьянова Л.Е. отказалась.
Мартемьянова Л.Е. предъявила встречный иск к государственному автономному учреждению «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», уточнив предмет иска, просила признать незаконным приказ № от года «О стоимости затрат на стационарное обслуживание в Балаковском доме-интернате для престарелых и инвалидов» и приложения № 1 к нему, признать недействительным договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от года в части оплаты стоимости затрат за стационарное обслуживание в доме-интернате в размере 75% от установленной пенсии.
В обоснование встречных исковых требований Мартемьянова Л.Е. указала следующее.
… года стороны заключили договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, по условиям которого оплата составляет 75 % установленной пенсии и не может превышать полной стоимости затрат на стационарное обслуживание, которая на день заключения договора составляла рублей копеек. Договор был заключён на основании приказа № от года «О стоимости затрат на стационарное обслуживание в Балаковском доме-интернате для престарелых и инвалидов». Приложением № 1 к приказу был установлен расчёт стоимости затрат на стационарное обслуживание на года, в том числе за счёт бюджета рублей копеек на одного проживающего. В состав затрат включены медикаменты, заработная плата сотрудников, начисления на оплату труда, услуги связи, хозяйственные расходы, прочие услуги. Приказ противоречит Постановлениям Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года № 1151, от 15 апреля 1996 года № 473.
В судебном заседании представители Дома-интерната Черныш Н.А., адвокат Козурманова Т.Ю. поддержали исковые требования Дома-интерната, с иском Мартемьянова Л.Е. не согласились, дали объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, заявили о пропуске трёхмесячного срока обращения в суд с требованием о признании незаконным приказа № от года.
Мартемьянова Л.Е. поддержала свои исковые требования, не согласилась с иском Дома-интерната, дала объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила восстановить срок обращения в суд, указала, что узнала о приказе в года, получив копию искового заявления Дома-интерната.
Представители Мартемьяновой Л.Е. - Щукин В.В., адвокат Павкина Л.А. считали исковые требования Дома-интерната не подлежащими удовлетворению, поддержали исковые требования и доводы доверителя.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, Министерство социального развития Саратовской области, государственное учреждение «Балаковский центр социально- трудовой реабилитации для лиц без определённого места пребывания и жительства», извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не направили представителей в судебное заседание, о причине неявки не сообщили. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Старший помощник прокурора г. Балаково Саратовской области Решетников А.Б. дал заключение об удовлетворении первоначального иска в части взыскания задолженности рубля копеек, отказе в удовлетворении иска в части перевода в другое учреждение и встречного иска.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства в материалах дела, показания свидетелей, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает встречные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исковые требования Дома-интерната подлежащими удовлетворению в части взыскания суммы по следующим основаниям.
Для разрешения спора следует руководствоваться статьёй 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов регулируются Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ с учётом изменений, внесённых Федеральными законами от 10 января 2003 года № 15-ФЗ, от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
В соответствии со статьями 16,20 указанного Федерального закона одной из форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Согласно статье 9 указанного Федерального закона помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью.
Частями 3,4 статья 4 указанного Федерального закона в первоначальной редакции было установлено, что федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня гарантированных государством социальных услуг устанавливается территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта Российской Федерации
В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ часть 4 статья 4 исключена, а часть 3 изложена следующим образом: «Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации».
Статьёй 31 указанного Федерального закона в первоначальной редакции было установлено, что основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются соответственно федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 31 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ установлено, что одним из дополнительных внебюджетных источников финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги.
Статьёй 24 указанного Федерального закона в первоначальной редакции устанавливалась оплата надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания. Частью 6 предусматривалось, что порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменена система льгот и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Функции по определению Перечня гарантированных государством социальных услуг, порядка и условий предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации,
Поэтому фактически утратили силу «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года № 1151, и «Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 473.
Постановлением Правительства Саратовской области от 20 декабря 2004 года № 286-П, вступившим в законную силу с 1 января 2005 года, утверждено «Положение о порядке, условиях предоставления и оплаты стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов государственными учреждениями социального обслуживания Саратовской области», которым установлено следующее.
Плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях взимается на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между гражданами (их законными представителями) и учреждениями.
Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм и нормативов, действующих на территории области.
Плата за стационарное обслуживание не может превышать полную стоимость затрат за стационарное обслуживание, определенную в договоре о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 3511 утверждено Положение о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов согласно приложению N 1, форма примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов согласно приложению N 2 (далее Положение). Данное Положение зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июня 2002 года № 3511, поэтому имеет силу нормативного правового акта.
В соответствии с пунктами 1,2 Положения стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными и муниципальными стационарными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждение) осуществляется за плату. Плата за стационарное обслуживание взимается на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно пункту 12 Положения плата за стационарное обслуживание определяется учреждением с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и ежегодно пересматривается.
Согласно пункту 13 Положения в разделе договора "Сумма платы по Договору и порядок ее внесения" указывается конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, определяемый с учетом пункта 12 настоящего Положения, который не может превышать 75 процентов установленного размера пенсии гражданина; форма расчетов по договору по выбору гражданина на основании его заявления (в кассу учреждения или путем безналичного перечисления). Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается на основании справки о размере пенсии, выдаваемой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьями 123 частью 3 Конституции Российской Федерации, 12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании представленных сторонами письменных доказательств установлены следующие обстоятельства.
Приказом директора Дома-интернта от года № на основании путёвки от года, выданной Комитетом по социальной защите Саратовской области, Мартемьянова Л.Е. была зачислена в Дом-интернат на полное государственное обеспечение с года.
Приказом № от года утверждена стоимость затрат на стационарное обслуживание в «Балаковском доме-интернате для престарелых и инвалидов» в размере рублей копеек согласно приложению № 1, предписано заключить с проживающими в доме-интернате договоры о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с приложением № 2.
Согласно Приложению № 1 в расчёт стоимость затрат на стационарное обслуживание включены питание, мягкий инвентарь, медикаменты, прочие расходы, в том числе заработная плата сотрудников, начисление на оплату труда, услуги связи, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, прочие услуги и хозяйственные расходы.
В соответствии с указанным приказом года стороны заключили оспариваемый договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно пункту 1.1 договора Мартемьянова Л.Е. должна вносить плату за стационарное обслуживание, включающую затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, услуги связи. Согласно пунктам 2.1, 2.2 договора сумма оплаты по договору составляет 75 % от установленной пенсии и не может превышать полной стоимости затрат на стационарное обслуживание в доме интернате -рублей копеек.
Доводы Мартемьяновой Л.Е. о том, что приказ № от года и соответственно заключённый сторонами договор о стационарном обслуживании противоречит закону, в частности, Постановлениям Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года № 1151, от 15 апреля 1996 года № 473, несостоятельны, поэтому встречное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьями 307,309 Гражданского кодекса Российской Федерации из договора о стационарном обслуживании возникли взаимные обязательства сторон, которые должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Из справки Дома-интерната и выписки из лицевого счёта Мартемьяновой Л.Е., выданной Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Балаковском районе, следует, что в года пенсия выплачена ей в сумме рубль копейки, из пенсии удержана сумма рублей.
Таким образом, в указанный период пенсия Мартемьяновой Л.Е. составляла сумму рубль копейки, оплата за стационарное обслуживание составляла рублей копеек, задолженность составляет рубля копеек (из расчёта: рублей копеек - рублей = рублей Х 4 месяца).
На основании изложенного исковые требования Дома-интерната о взыскании с Мартемьяновой Л.Е. суммы рубля копеек подлежат удовлетворению.
Согласно статье 20 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.
Государственное учреждение «Балаковский центр социально-трудовой реабилитации для лиц без определённого места пребывания и жительства» не является стационарным учреждением. Факт внесения Мартемьянова Л.Е. платы за социальное обслуживание не в полном объёме не даёт оснований для вывода о том, что она постоянно нарушает порядок проживания в Доме-интернате. Поэтому исковые требования в части перевода Мартемьяновой Л.Е. в данное учреждение удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Дом-интернат заявил соответствующее ходатайство о взыскании рублей, представил подлинную квитанцию, подтверждающую факт оплаты и размер расходов.
Учитывая удовлетворение исковых требований Дома-интерната частично, процессуальную активность представителя, связанную с подготовкой письменных объяснений, представлением доказательств, участием в судебном заседании, необоснованность встречного иска, её имущественное положение, суд приходит к выводу о соответствии требованиям разумности суммы рублей.
В соответствии со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Дом-интернат при предъявлении иска государственную пошлину не оплачивал, просил об отсрочке. В связи с отказом в удовлетворении иска в части требования неимущественного характера с него подлежит взысканию государственная пошлина в сумме рублей в доход бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области.
В связи с частичным удовлетворением иска Дома-интерната к Мартемьяновой Л.Е. с неё в доход бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию государственная пошлина рублей копейки (из расчёта: рубля копеек :).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать в пользу государственного автономного учреждения «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», находящегося в доме № по улице г. Балаково Саратовской области, с Мартемьяновой Л.Е., родившейся года в д. района области, проживающей в доме № по улице г. Балаково Саратовской области, долг за стационарное обслуживание за период года по года рубля копеек, судебные расходы по оплате услуг представителя рублей.
Отказать в удовлетворении иска государственного автономного учреждения «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Мартемьяновой Л.Е. о переводе в государственное учреждение «Балаковский центр социально- трудовой реабилитации для лиц без определённого места пребывания и жительства».
Отказать в удовлетворении встречного иска Мартемьяновой Л.Е. к государственному автономному учреждению «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о признании незаконным приказа № от года «О стоимости затрат на стационарное обслуживание в Балаковском доме-интернате для престарелых и инвалидов» и приложения № 1 к нему, признании недействительными договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от года в части оплаты стоимости затрат за стационарное обслуживание в доме-интернате в размере 75% от установленной пенсии.
Взыскать в доход бюджета Балаковского муниципального района государственную пошлину с Мартемьяновой Л.Е. рублей копейки, с государственного автономного учреждения «Балаковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» рублей.
В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья И.Г. Бирюкова