Решение по гражданскому делу №2-2643/11



Дело № 2-26.43 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

07.09.2011 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Песковой Ж.А.

при секретаре судебного заседания Арутюновой Ж.Э.

с участием

старшего помощника прокурора города Балаково Решетникова А.Б.,

представителя ответчика Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области Плехановой Л.В., действовавшей на основании доверенности от ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Балаково Саратовской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Балаково Саратовской области обратился в суд с иском к администрации Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с требованиями: о признании незаконным бездействия по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности, а также обязать ответчика:

-обеспечить село Маянга Балаковского района Саратовской области наружным противопожарным водопроводом с расходом воды на нужды пожаротушения не менее 5 литров в секунду;

- на реке Маянга в селе Маянга Балаковского района Саратовской области в районе моста и в районе улицы Мельникова оборудовать подъезды с площадками (пирсы) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку пожарных автомобилей. Выполнять устройство пирса необходимо в весенне-летний период;

- вне водонапорных башен, расположенных в селе Маянга Балаковского района Саратовской области, на трубопроводе в специальном колодце диаметром 2 м, высотой рабочей части не менее 1,5 м установить пожарный гидрант.

В обоснование своего требования заместитель прокурора города Балаково Саратовской области, что в *** года отделом надзорной деятельности по Балаковскому району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области была проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории, зданиях, сооружениях, строениях, помещениях Маянгского муниципального образования. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в целях устранения которых *** года отделом ГПН по Балаковскому району выдано предписание № ***. В *** года этим же отделом была проведена внеплановая проверка на предмет устранения выявленных ранее нарушений, по результатам которой установлено, что нарушения устранены не в полном объёме. Прокуратурой города Балаково Саратовской области по поручению прокуратуры Саратовской области в период с *** года по *** года также была проведена проверка на предмет устранения нарушений Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и соответствующих норм и правил, выявленных в июне 2011 года на территории, зданиях, сооружениях, строениях, помещениях Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области. В ходе проведенной прокуратурой города проверки с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по Балаковскому району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области установлено, что мероприятия по устранению ранее выявленных нарушений не выполнены. До настоящего времени не выполнено устройство подъезда с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 м к реке Маянга; водонапорные башни не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года; не обеспечено наружным противопожарным водопроводом с расходом воды на нужды пожаротушения не менее 5 литров в секунду. Таким образом, нарушаются права и законные интересы неопределённого круга граждан, проживающих на территории Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района, нарушение носит долговременный характер.

В судебном заседании старший помощник прокурора Решетников А.Б. поддержал заявленные требования, основываясь на изложенных выше обстоятельствах.

Представитель третьего лица на стороне истца Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области в судебное заседание не явился. Третье лицо о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель ответчика администрации Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области Плеханова Л.В. возражала против удовлетворения иска заместителя прокурора, ссылаясь на отсутствие в администрации денежных средств для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования заместителя прокурора города Балаково Саратовской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

В соответствии со статьёй 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Пунктом 94 Правил пожарной безопасности (утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313) (далее - Правил пожарной безопасности), предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии с частью 9 статьи 67 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (пункт 95 Правил пожарной безопасности).

Согласно части 4 и 6 статьи 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Расход воды на наружное пожаротушение в поселениях из водопроводной сети установлен в таблицах 7 и 8 приложения к настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 3 Устава Маянгского муниципального образования, утвержденного решением Совета Маянгского муниципального образования от ***, полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района наделена администрация Маянгского муниципального образования.

При рассмотрении дела судом установлено, что в результате проверки с *** года по *** года заместителем главного Государственного инспектора Балаковского района по пожарному надзору УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории, зданиях, сооружениях, строениях, помещениях Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в целях устранения которых *** года отделом ГПН по Балаковскому району выдано предписание №***. Срок устранения нарушений установлен до *** года.

*** года этим же отделом была проведена внеплановая проверка на предмет устранения выявленных ранее нарушений, по результатам которой установлено, что нарушения устранены не в полном объёме, а именно, в селе Маянга не выполнено устройство подъезда с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 м к реке Маянга; водонапорные башни не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года (отсутствует на подводяще-отводящем трубопроводе гидрант для отбора воды пожарными машинами); село Маянга не обеспечено наружным противопожарным водопроводом с расходом воды на нужды пожаротушения не менее 5 литров в секунду.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 города Балаково Саратовской области от *** года, вступившим в законную силу *** года, глава администрации Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Прокуратурой города Балаково Саратовской области по поручению прокуратуры Саратовской области в период с *** года по *** года также была проведена проверка на предмет устранения нарушений Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и соответствующих норм и правил, выявленных в *** года на территории, зданиях, сооружениях, строениях, помещениях Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области. В ходе проведенной прокуратурой города проверки с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по Балаковскому району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области установлено, что мероприятия по устранению ранее выявленных нарушений не выполнены.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, подтверждаются объяснениями истца, копией требования помощника прокурора города Балаково от ***года (л.д.6), копией устава Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (л.д.7-35), копией протокола об административном правонарушении от *** года (л.д.36-37), копией акта проверки от *** года (л.д.38-39), сообщением отдела надзорной деятельности по Балаковскому району от *** года (л.д.40), копией постановления мирового судьи судебного участка № 9 города Балаково Саратовской области от *** года (л.д.48), копией предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности (л.д.51).

В судебном заседании представитель ответчика признавала, что требования прокурора законны, обоснованы и должны исполняться администрацией Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области.

Согласно пункту 1 статьи 56 устава Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Маянгское муниципальное образование в соответствии с федеральным законом имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств образования.

Доказательства, подтверждающие отсутствие денежных средств для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, ответчиком суду не представлены.

Таким образом, бездействие администрации Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности является незаконным, исковые требования заместителя прокурора города Балаково Саратовской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

С учетом важности нарушенного права, а также обстоятельств, имеющих значение по настоящему делу, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда - до *** года.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора города Балаково Саратовской области к администрации Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Маянгского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в срок до *** года принять следующие меры по устранению нарушений действующего законодательства о пожарной безопасности:

- обеспечить село Маянга Балаковского района Саратовской области наружным противопожарным водопроводом с расходом воды на нужды пожаротушения не менее 5 литров в секунду;

- на реке Маянга в селе Маянга Балаковского района Саратовской области в районе моста и в районе улицы Мельникова оборудовать подъезды с площадками (пирсы) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Конструкция дорожной одежды должна быть рассчитана на нагрузку пожарных автомобилей. Выполнять устройство пирса необходимо в весенне-летний период;

- вне водонапорных башен, расположенных в селе Маянга Балаковского района Саратовской области, на трубопроводе в специальном колодце диаметром 2 м, высотой рабочей части не менее 1,5 м установить пожарный гидрант.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья Ж.А. Пескова