Решение по гражданскому делу № 2-2376/11



РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

22.08.2011 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Кузина В.В.,

при секретаре судебного заседания Феофановой О.Н.,

с участием

истца Салиховой С.А.,

представителя Ильиной Т.В.,

представителя ответчика - ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Балаковском районе- Рыбаковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салиховой Сурии Абдулловны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, решения в части отказа включении периодов работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

00.00.0000 года Салихова С.А. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Балаковском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Балаковском районе № _____ от _____Салиховой С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью отказано в связи из-за отсутствия у неё требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области, оформленным протоколом № _____от 00.00.0000 года Салиховой С.А. не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды работы в должности заведующей здравпункта: в медико-санитарной части АО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; в поликлинике АО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; в поликлинике ОАО ПО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в медико-санитарной части и в поликлинике АО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года., 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; периоды работы в должности заведующей здравпункта: в поликлинике ОАО ПО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в поликлинике ОАО КСО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в амбулаторно-поликлиническом отделении лечебно-профилактического комплекса ОАО «Б.»: с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в ООО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в ООО «Л.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в должности фельдшера здравпункта с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года.

Салихова С.А. не согласна с указанными решениями Управления пенсионного фонда РФ в Балаковском районе (далее УПФ РФ в Балаковском районе), просила признать их незаконными, включить спорные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить пенсию с даты обращения, т.е. 00.00.0000 года. Свои требования истица мотивировала тем, что выполняемая ею работа в указанных должностях и учреждениях в спорные периоды подлежит включению в стаж.

В судебном заседании Салихова С.А. иск поддержала и дала аналогичные объяснения.

Представитель ответчика УПФ РФ в Балаковском районе Рыбакова Ю.В. иск не признала по тем же мотивам, что были изложены в оспариваемых решениях. Письменный отзыв на иск приобщен к материалам дела (л.д.120-122).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.01 г., вступивший в силу с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения указанной категории работников, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В судебном заседании установлено и это видно из копии трудовой книжки (л.д. 9-15), что Салихова С.А. имея среднее -специальное образование по специальности фельдшер принята 00.00.0000 года заведующей Т. центральной районной больницы, с 00.00.0000 года принята на работу фельдшером здравпункта поликлиники № _____, с 00.00.0000 года в связи с преобразованием поликлиники № _____принята заведующей здравпункта штапельного производства медико-санитарной части (далее М.) п/о «Х.». С 00.00.0000 года она переведена фельдшером М., с 00.00.0000 года переведена заведующей здравпунктом штапельного производства М., с 00.00.0000 года заведующей здравпунктом ООО «В., с 00.00.0000 года переведена заведующей здравпунктом ОАО «В.» поликлиники, с 00.00.0000 года принята в порядке перевода с ОАО «Б.» заведующей здравпунктом ОАО «В.» поликлиники, с 00.00.0000 года переведена заведующей здравпунктом ОАО «В.» поликлиники, с 00.00.0000 года переведена заведующей здравпункта ОАО «В.» лечебно-профилактического комплекса, с 00.00.0000 года переведена заведующей здравпунктом ОАО «В.» в амбулаторно-поликлиническое отделение лечебно-профилактического комплекса, с 00.00.0000 года принята в порядке перевода с ОАО «Б.» заведующим здравпунктом № _____ в амбулаторно-поликлиническое отделение лечебно-профилактического комплекса, с 00.00.0000 года переведена заведующей здравпункта амбулаторно-поликлинического отделения, с 00.00.0000 года переведена фельдшером здравпункта (л.д.9-15).

Из штатного расписания поликлиники № _____ от 0000 г. следует, что указанная поликлиника являлась учреждением здравоохранения, включала фельдшерские пункты, одну единицу заведующего здравпункта, 3 единицы фельдшера (л.д.22). Копиями штатных расписаний подтверждается, что в здравпунктах МСЧ ПО «Х.», МСЧ «Б.», АО «Б.», ОАО ПО «Б.о» ОАО «К.», ОАО «Б.», ООО «Б.», ООО «Л.» также включены фельдшерские пункты, по одной единице заведующего здравпункта, фельдшеры (л.д.23-42, 45-87). Согласно справке ООО «Л.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года Салихова С.А. работала в должности заведующей здравпунктом, выполняла функции фельдшера (л.д.88). Из должностных инструкций заведующего здравпунктом указанных предприятий следует, что основными задачами заведующего здравпунктом являются: оказание доврачебной и экстренной помощи, проведении профилактических мероприятий по снижению заболеваний, квалификационные требования: среднее медицинское образование (л.д.89-104).

Министерством здравоохранения Саратовской области 00.00.0000 года выдан ОАО «Б.» сертификат соответствия осуществления деятельности (л.д.105). 02.12.2004г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана ООО «Л.» лицензия на осуществление медицинской деятельности (л.д.106-108). Министерством здравоохранения Саратовской области 00.00.0000 года выдана ООО «Л.» лицензия на осуществление медицинской деятельности (л.д.109-110).

Свидетель Л. показала, что с истицей работали вместе с 0000 г. Сначала они работали в поликлинике № _____, потом поликлиника была переименована, работали в здравпункте, который находился на территории предприятия. Истица работала в здравпункте «В.». Их работа заключалась в обслуживании рабочих, оказании первой доврачебной помощи, процедур, делали прививки, следили за флюорографией, проводили профосмотр, другие мероприятия по назначению врача. Здравпункт руководствовался должностной инструкцией по здравпункту, подчинялся непосредственно главному врачу поликлиники. Дежурные фельдшера работали, в день работал заведующий здравпунктом, который работал с 08 часов до 15 часов 30 минут, а дежурные фельдшера работали с 15 часов 30 минут до 08 часов утра. График работы был один день - через два. Дежурный фельдшер был один. Заведующий с утра работал, дежурный фельдшер на полной ставке работал. Заведующий должен был составить график работы, получить медикаменты, составить отчеты о приеме больных, процедур, расходов лекарства. Это была медицинская деятельность.

Свидетель Е. показала, что истица ей знакома с 0000 г., вместе работают до настоящего времени в одном здравпункте. В 0000 г. она с ней работали в разных здравпунктах, и в круглосуточных и одиночных здравпунктах на предприятии «Х. которое переименовывалось. Здравпунктов было около десяти, все они однотипные, состояли из кабинета амбулаторного приема, процедурной, кабинета временного пребывания больного, санузлов. Она с истицей работала в основном заведующими, работа в основном была дневная, плюс еще было по три дежурных, которые работали после них. Помимо работы заведующими здравпунктом они выполняли работу фельдшера. Руководящим документом являлось положение «О фельдшерском здравпункте», потом должностные инструкции. Работа у них в основном была лечебно-профилактическая, санитарно - просветительная, прежде всего - оказание первой доврачебной помощи, фельдшерской помощи при внезапном заболевании, несчастных случаев, профзаболевании, оказание первой помощи, транспортировка больных. При часто встречающихся заболеваниях они сами назначали лечение, оказывали помощь, освобождали от работы, на основании которых больных выдавались больничные листы. Подчинялись они главному врачу, далее горбольнице, потом БТМО, центру медицинского здравоохранения. Помимо оказания первой помощи, амбулаторного приема больных, они вели также работу санитарно-просветительную, обучали работников оказанию первой помощи, гигиене. Заведование заключалось в основном это работа в день с 08 часов до 16 часов, помимо заведования, мы выполняли работу фельдшера. Заведование заключалось в том, что помимо работы фельдшера они вели табели, получали медикаменты и составляли отчеты. Истица работала с 08 часов до 16 часов, дежурные трое приходили к 16 часам и работали до 08 утра через два дня на третий по одному, заведующие всегда все работали по одному. У заведующей была одна ставка, на каждый здравпункт круглосуточно по 4, 5 медицинских единицы. У заведующей одна ставка и на трех фельдшеров 3, 5.

Критически оценивать показания данных свидетелей у суда основания отсутствуют, факт их работы с истцом в указанные периоды подтверждён копиями трудовых книжек (л.д.123-132).

В правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, указано, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 - установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, утверждённому Постановлением Совета Министров РСФСР № 06.09.1991г. № 464 - право на льготную пенсию имеют граждане, проработавшие в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к среднему медицинскому персоналу отнесены: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра), а также заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра). В наименовании учреждений указаны медико-санитарная часть и полклиники.

Согласно положению о фельдшерском здравпункте (приложение № 5 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1977 года), показаний свидетелей и объяснений самой истицы о деятельности здравпункта, в котором она работала, суд приходит к выводу, об установлении тождества между данными лечебными учреждениями. Здравпункт, в котором работала Салихова С.А. в спорные периоды, фактически осуществляет функции фельдшерского здравпункта.

Наименование работодателя в период работы истицы в должности заведующей здравпунктом, фельдшером изменялось неоднократно, что отражено в трудовой книжке, справках (л.д.113-114). Однако истица своего места работы не меняла, продолжала работать на одном и том же рабочем месте.

В соответствии с разъяснениями в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Номенклатурами учреждений здравоохранения, действовавшими в спорные период, а также Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, - предусмотрены должности: заведующая фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), заведующая медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер).

Исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, суд устанавливает тождественность выполняемой работы Салиховой С.А. в должности заведующей здравпунктом должности «заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшер», а здравпункты медико-санитарной части АО «Б.», ОАО «Б.», ОАО ПО «Б.», ОАО «К. «Б.», в лечебно-профилактическом комплексе ОАО «Б.», ООО _____, ООО «Л.», в которых работала заведующей и фельдшером, с учетом их направленности, суд признает тождественными фельдшерскому здравпункту, заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При принятии решения суд исходит из того, что с учётом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П ответчиком засчитан в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении год как год и шесть месяцев периоды работы истца в медико-санитарной части АО «Балаковские волокна» с 24.06.1993г. по 31.07.1993г., с 01.02.1994г. по 28.02.1994г.

При рассмотрении дела ответчик в силу ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом изложенных выше доводов, исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Истица обратилась в УПФ РФ в Балаковском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 00.00.0000 года, поэтому пенсию следует назначить с этой даты.

Удовлетворяя иск в части в соответствии со статьей 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы расходы по уплате государственной пошлины _____руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Салиховой С.А. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области № _____ от 00.00.0000 года в части исключения из стажа отдельных периодов работы, дающих право Салиховой Сурии Абдулловне на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью и решение № _____от 00.00.0000 годаоб отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, - незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области включить Салиховой Сурии Абдулловне в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью периоды работы в должности заведующей здравпункта: в медико-санитарной части АО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; в поликлинике АО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; в поликлинике ОАО ПО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в медико-санитарной части и в поликлинике АО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года., 00.00.0000 года по 00.00.0000 года; периоды работы в должности заведующей здравпункта: в поликлинике ОАО ПО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в поликлинике ОАО КСО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в амбулаторно-поликлиническом отделении лечебно-профилактического комплекса ОАО «Б.»: с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в ООО «Б.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в ООО «Л.» с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, в должности фельдшера здравпункта с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года, назначить пенсию с 00.00.0000 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской в пользу Салиховой Сурии Абдулловны, проживающего по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Саратовское шоссе, д. _____, кв. _____ расходы по оплате государственной пошлины _____руб.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья В.В. Кузин