Определение по гражданскому делу № 2-3209/11



Дело № 2-3209 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24.11.2011 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Языкеева С.Н.

при секретаре судебного заседания Губиной Е.П.

с участием

представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - Стрижак М.С., действовавшей на основании доверенности № 8222 от 22.09.2011 года,

представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - Техликиди О.Л.,

Представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» - Гамазинова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» о признании действий противоправными, понуждении изменить условия договоров управления многоквартирными домами,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - управление Роспотребнадзора по Саратовской области) к обществу с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» (далее - ООО «Спецстроймонтаж») о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей по включению в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, обязать прекратить действия нарушающие права потребителей, посредством исключения пункта 7.6 из договоров управления многоквартирными домами, заключенных по адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>/1, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...><...>, <...>, <...>, обязать ответчика опубликовать вступившее в силу решение суда в течение пятнадцати дней в городской газете «Балаковские вести».

На основании протоколов общих собраний собственники помещений многоквартирных домов по перечисленным адресам, выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и заключили договоры на управление общим имуществом перечисленных многоквартирных домов с ООО «Спецстроймонтаж».

Предметом указанных договоров является оказание управляющей организацией в течение согласованного срока за плату услуг по управлению и обеспечению выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, от имени собственников и за их счет, в объеме и на условиях, согласованных договором, а также осуществление иной деятельности.

Пунктом 7.6 заключенных ООО «Спецстроймонтаж» договоров управления имуществом многоквартирных домов установлено, что собственник продолжает состоять в публичных договорных отношениях непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом наличие у собственника письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не требуется, так как согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Граждане выступают по этим договорам абонентами ресурсоснабжающей организации. Истец считал, что включение ответчиком этого пункта в договор управления многоквартирным домом ущемляет права потребителя.

В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии частью 5 статьи 161, статьей 162 Жилищного кодекса российской Федерации; поскольку регулирование отношений по управлению многоквартирным домом отнесено к ведению жилищного законодательства (п.п. 8 п. 1 ст. 4 ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом должен регулироваться жилищным законодательством.

Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено следующее. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор). В пункте 3 Правил имеется определение понятий используемых в них.

Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации 1. в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники жилых помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов при отсутствии у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов вправе заключить договор ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. В случает, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 7 правил установлены специальные требования к определению границы эксплутационной ответственности ресурсоснабжающей организации и собственников помещений в многоквартирном доме или собственников жилого дома, а также к установлению размера платы собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов за приобретенный у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. В связи с этим к отношениям ресурсоснабжения при которых подачу холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, а также за водоотведение отвечает одно лицо, а за обслуживание внутридомовых инженерных систем с использованием которых потребителю подаются соответствующие коммунальные ресурсы отвечает другое лицо, должны применяться требования пункта 7 Правил.

Истец считал, что заключение договора непосредственно с ресурсоснабжающими организациями возможно исключительно в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений, что также согласуется с положениями части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

За включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей ООО «Спецстроймонтаж» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Представитель истца - Техликиди О.Л. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца - Стрижак М.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Гамазинов С.В. пояснил, что признает частично исковые требования управления Роспотребнадзора по Саратовской области. Оспариваемый пункт 7.6 был включен в договора при их заключении, с собственниками помещений многоквартирных домов, перечисленных в иске. В настоящее время проводится работа по изменению условий договоров и приведению их в соответствие с нормами действующего законодательства. В настоящее время часть договоров не действует в связи с их расторжением. Доказательства, подтверждающие это обстоятельства, не могут быть предоставлены суду.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле суд установил следующее.

Ответчиком ООО «Спецстроймонтаж» на основании решений собственников были заключены договора управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>/1, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (листы дела № 11-147, 188-249 том № 1, листы дела № 1-12 том № 2).

В этих договорах установлены: предмет договора; права и обязанности сторон; ответственность сторон.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

Истец просил признать противоправными действия ответчика по включению пункта 7.6 в перечисленные выше договора управления многоквартирными домами. Должностное лицо управления Роспотребнадзора по Саратовской области, обратившись с заявленными требованиями, указало, что договор управления заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, поэтому определить круг потребителей в отношениях с управляющей компанией не представляется возможным, так как круг собственников и жильцов в этих домах за срок действия договоров может изменяться.

Оспариваемые договора заключены между ООО «Спецстроймонтаж» и собственниками помещений многоквартирных домов в лице их полномочных представителей, установленных на общем собрании собственников. Суд приходит к выводу, что представляется возможным определить круг лиц, чьи интересы могут быть затронуты оспариваемыми договорами.

То обстоятельство, что состав данных лиц является многочисленным и может периодически изменяться, не делает круг данных лиц неопределенным. Также заинтересованные лица не лишены права обратиться самостоятельно в суд с требованием об оспаривании положений договоров управления.

Из положений указанной выше нормы закона следует, что должностные лица управления Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Однако они не обладают таким правом в интересах значительного числа граждан.

Понятия «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны. В первом случае есть возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, каждый из них индивидуально должен быть извещен судом о времени и месте судебного заседания. Названные обстоятельства отсутствуют в случае предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц, поскольку их невозможно индивидуализировать, т.е. четко определить.

Должностное лицо управления Роспотребнадзора по Саратовской области не наделено полномочиями по предъявлению исковых требований в рамках настоящего гражданского дела, поскольку иск предъявлен в интересах определенного круга лиц.

В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

При изложенных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица (определенного круга лиц) государственным органом, которому не предоставлено такое право.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134, абзацем 2 статьи 220, статьями 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по гражданскому делу по иску управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» о признании действий противоправными, понуждении изменить условия договоров управления многоквартирными домами.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В течение 10 дней со дня вынесения определения на него может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья С.Н. Языкеев