Решение по гражданскому делу № 2-3189/11



Дело № 2-3189

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07.12.2011 год                                                                                               город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Назарова П.С.

при секретаре судебного заседания Сергеевой Е.Н.,

с участием

ответчика Лаврентьева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного учреждения «Центр занятости населения города Балаково» к Лаврентьеву А.А. о взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение «Центр занятости населения города Балаково» (далее ГУ ЦЗН города Балаково) обратилось в суд с исковым заявлением к Лаврентьеву А.А. о взыскании суммы. В качестве основания заявленных требований истцом указаны следующие обстоятельства.

Лаврентьев А.А., зарегистрированный в ГУ ЦЗН города Балаково в качестве безработного,.. .. …. года заключил с истцом договор, по условиям которого ГУ ЦЗН города Балаково оказало ответчику финансовую помощь в размере --- рублей для возмещения расходов по организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом.

По договору Лаврентьев А.А. взял на себя обязательство организовать собственное дело и создать дополнительное рабочее место для трудоустройства безработных граждан на срок не менее 12 месяцев, предоставить истцу за 10 дней до окончания срока действия договора:

копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора,

акт о выполнении условий договора о предоставлении субсидии безработному гражданину на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан,

копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Истец указал, что Лаврентьев А.А. за 10 дней до окончания срока действия договора не предоставил копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора и копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, что в соответствии с пунктом 3.2 договора является основанием для взыскания с ответчика полученной финансовой помощи в размере --- рублей.

Ответчик Лаврентьев А.А. исковые требования не признал. Пояснил, что с момента заключения договора и до настоящего времени он ведет предпринимательскую деятельность, у него работают 2 работника. Все необходимые платежи в период деятельности он уплачивал. Поскольку он перепутал даты, то в ГУ «ЦЗН г. Балаково» пришел только.. .. …. года, но документы у него не приняли.

Представил отзыв на иск (лист дела № 65).

Представитель истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Сведений об уважительности причин неявки суду не представил.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя истца.

В судебном заседании 22.11.2011 года представитель истца Подъячева И.П. поддержала исковые требования. Дала объяснения, аналогичные указанным в иске.

Заслушав объяснения ответчика, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

На основании статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что.. .. …. года Криворучко А.А. сменил фамилию на «Лаврентьев».

Лаврентьев А.А. был зарегистрирован в ГУ ЦЗН города Балаково в качестве безработного... .. …. года он обратился к истцу с заявлением, в котором просил оказать ему финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности с созданием 1 дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан.

Между Лаврентьевым А.А. и ГУ ЦЗН города Балаково.. .. …. года был заключен договор, по условиям которого ГУ ЦЗН города Балаково оказывает ответчику финансовую помощь в размере --- рублей для организации собственного дела и создание дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан в соответствии с бизнес-планом.

По договору Лаврентьев А.А., в частности, взял на себя обязательство организовать собственное дело и создать одно дополнительное рабочее место для трудоустройства безработных граждан на срок не менее 12 месяцев (пункты 1.2, 2.1.2), предоставить истцу за 10 дней до окончания срока действия договора:

копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора,

акт о выполнении условий договора о предоставлении субсидии безработному гражданину на организацию собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан,

копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (пункт 2.1.6).

В соответствии с пунктом 3.2. договора субсидия, выделенная гражданину на организацию предпринимательской деятельности, подлежит возврату в полном объеме в случаях

нецелевого использования субсидии,

прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до истечения срока действия договора,

неиспользования гражданином, открывшим собственное дело, субсидии в течение срока, предусмотренного в бизнес-плане, но не более чем в трехмесячный срок со дня поступления субсидии на его счет,

непредставления в ГУ ЦЗН за 10 дней до окончания срока действия договора копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора.

После заключения договора Лаврентьев А.А. 13.09.2010 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

На основании заключенного.. .. …. года договора ответчику платежным поручением от.. .. …. года были перечислены денежные средства размере --- рублей.

Истцом ответчику.. .. …. года было направлено уведомление с требованием предоставить отчетные документы. Ответчик данное уведомление не получил в связи с тем, что.. .. …. года снялся с регистрации по месту жительства по адресу: --- область, город ---, улица ---, дом № ---, квартира № ---.

Данные обстоятельства установлены судом на основании объяснений представителя истца в судебном заседании.. .. …. года и объяснений ответчика, карточки обратившегося за государственной услугой (лист дела № 28), заявления ответчика от.. .. …. года об оказании финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности (лист дела № 30), бизнес-плана (лист дела № 35), договора об оказании финансовой помощи от.. .. …. года (листы дела № 31-34), выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на ответчика (лист дела № 48), платежного поручения от.. .. …. года (лист дела № 57), приказов истца (листы дела № 29, 55, 56), свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (лист дела № 47), письма истца ответчику от.. .. …. года (лист дела № 59), почтового уведомления (лист дела № 60), копии сберегательной книжки (лист дела № 58), копии свидетельства о перемене имени (лист дела № 45).

Приказом от.. .. …. года ответчик создал одно дополнительное рабочее место администратора с.. .. …. года для трудоустройства безработных граждан (лист дела № 50).

Приказом от.. .. …. года ответчик принял с.. .. …. года на данное рабочее место Б. (листы дела № 51, 52).

Ответчиком в судебном заседании приобщены документы (листы дела № 70-80), из которых следует, что он в течение срока действия договора от.. .. …. года уплачивал все необходимые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на ответчика (лист дела № 83) следует, что на момент рассмотрения дела ответчик деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не прекратил.

Из представленной описи почтовых вложений (лист дела № 81) следует, что ответчик.. .. …. года направил истцу копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от.. .. …. года на Лаврентьева А.А., платежные документы (чеки-ордеры) по перечислениям.

Из ответов М, (лист дела № 98), У. (лист дела № 99), С. (листы дела № 100, 101) следует, что ответчиком своевременно уплачивались налоговые платежи, платежи на обязательное пенсионное страхование, платежи в фонд социального страхования.

Задолженность по данным платежам на ответчика и наемных работников отсутствует.

Таким образом, из представленных доказательств следует, что ответчик получил субсидию на организацию собственного дела и создание дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан. Ответчик в течение предусмотренного договором годичного срока занимался данной предпринимательской деятельностью, обеспечивая в соответствии с условиями договора 1 безработного гражданина рабочим местом. Во время своей деятельности ответчик уплачивал все необходимые налоги с платежи.

Единственным нарушением условия договора со стороны ответчика явилось непредставление в ГУ ЦЗН копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора.

В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьёй 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Из справки истца (лист дела № 107) следует, что субсидия предоставлялась ответчику в рамках целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год".

Во время заключения договора -.. .. …. года действовало Постановление Правительства Саратовской области от 25.05.2010 года N 186-П (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 19.07.2010 года N 309-П) "Вопросы содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан".

Приложением № 2 к данному Постановлению является Положение «О предоставлении субсидии на возмещение затрат безработных граждан, открывших собственное дело в рамках областных целевых программ "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда саратовской области на 2009 год" и "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год", связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан».

Пункт 3 Приложения № 2 устанавливает, что данное Приложение регулирует предоставление субсидии в рамках областных целевых программ "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год" и "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" гражданам, открывшим собственное дело (далее - граждан), на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, признанных в установленном порядке безработными, в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице за каждое дополнительно созданное рабочее место.

Пункт 17 Приложения № 2 устанавливает, что для подтверждения целевого и своевременного использования предоставленной Субсидии, а также Исполнения обязательств, предусмотренных в Договоре, за 10 дней до истечения срока действия Договора гражданин представляет в ГУ ЦЗН:

копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (на дату выдачи);

копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;

в случае неоднократного приема безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, на дополнительно созданные рабочие места - копии приказов о приеме на работу и об их увольнении, копии трудовых договоров, справки из органов службы занятости населения, подтверждающие статус безработных граждан на момент трудоустройства на дополнительно созданные рабочие места.

Пункт 21 Приложения № 2 устанавливает, что субсидия, предоставленная гражданину, подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме в случаях:

прекращения деятельности в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения срока действия Договора;

невыполнения иных условий, предусмотренных Договором.

Таким образом, регулирующий спорные правоотношения нормативный акт прямо не устанавливает, что субсидия подлежит возврату в случае непредставления за 10 дней до истечения срока действия Договора в ГУ ЦЗН копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и копий платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Истец в качестве основания иска ссылается на то, что Лаврентьев А.А. за 10 дней до окончания срока действия договора не предоставил копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданную не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора и копии платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, что в соответствии с пунктом 3.2 договора является основанием для взыскания с ответчика полученной финансовой помощи.

Пункт 3.2 заключенного между сторонами договора от.. .. …. года (лист дела № 31) не предусматривает возврата субсидии в случае непредставления за 10 дней до окончания срока действия договора в ГУ ЦЗН копий платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Приложение № 2 к Постановлению Правительства Саратовской области от 25.05.2010 года N 186-П (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 19.07.2010 N 309-П) так же не предусматривает такого основания для возврата субсидии.

Таким образом, данное основание иска (непредставление за 10 дней до окончания срока действия договора в ГУ ЦЗН копий платежных документов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды) является необоснованным.

Пункт 3.2 заключенного между сторонами договора от 03.09.2010 года (лист дела № 31) предусматривает возврат субсидии в случае непредставления за 10 дней до окончания срока действия договора в ГУ ЦЗН копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора.

Пункт 21 Приложения № 2 к Постановлению Правительства Саратовской области от 25.05.2010 года N 186-П (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 19.07.2010 N 309-П) не предусматривает такого основания для возврата субсидии (непредставление за 10 дней до окончания срока действия договора в ГУ ЦЗН копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора), но предусматривает возврат субсидии в случае невыполнения иных условий, предусмотренных договором.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии со статьёй 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Пунктом «i» статьи 5 "Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации" государства-участники (в том числе и Российская Федерация) взяли на себя обязательства обеспечить равноправие каждого человека перед законом, в особенности в отношении осуществления права на труд, защиту от безработицы.

В соответствии с частью 1 статьи 14 "Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека" каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы.

В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы.

Раздел 2 областной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" (Приложение к постановлению Правительства Саратовской области от 15 декабря 2009 г. N 622-П) определяет в качестве одной из задач данной программы - стимулирование создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса (пункт 4).

Постановление Правительства Саратовской области от 25 мая 2010 г. N 186-П "Вопросы содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" было признано утратившим силу Постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2011 г. № 68-п «Вопросы содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан».

Данным Постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2011 г. № 68-п утверждено Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат безработных граждан, открывших собственное дело в рамках областных целевых программ "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на на 2009 год", "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год", "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 год", связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (Приложение № 2), а так же Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат безработных граждан, связанных с реализацией мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (Приложение N 1).

И приложение № 1 (пункт 18), и приложение № 2 (пункт 22) предусматривают, что ГУ ЦЗН в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока Договора в соответствии с законодательством запрашивают сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, если получатель Субсидии не представил по собственной инициативе указанные документы.

Таким образом, системный анализ действующего законодательства позволяет прийти к следующим выводам.

С учетом целей законодательства, регулирующего защиту граждан от безработицы, целей программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год" воля законодателя направлена на финансирование осуществляемой в соответствии с действующим законодательством деятельности ответчика с созданием одного дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан на срок не менее 12 месяцев в соответствии с представленным бизнес-планом. Выделенная ответчику субсидия должна быть израсходована по целевому назначению.

Законодательство по содействию трудоустройству безработных граждан, направлено на возврат денежных средств только в случае их нецелевого использования.

Ответчиком денежные средства использованы по целевому назначению.

Финансовая помощь выделялась для ведения предпринимательской деятельности в установленном законом порядке, то есть с уплатой всех предусмотренных действующим законодательством налогов и иных обязательных платежей. Нарушений целевого использования денежных средств судом не установлено.

Таким образом, из представленных доказательств следует, что ответчик получил субсидию на организацию собственного дела и создание дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан. Ответчик в течение предусмотренного договором годичного срока занимался данной предпринимательской деятельностью, обеспечивая в соответствии с условиями договора 1 безработного гражданина рабочим местом. Во время своей деятельности ответчик уплачивал все необходимые налоги и платежи.

Единственным нарушением условий договора со стороны ответчика явилось непредставление в ГУ ЦЗН копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданной не позднее 1 месяца до окончания срока действия договора.

Суд приходит к выводу, что данное условие договора, как основание для возврата субсидии противоречит целям и нормам действующего законодательства (пункту «i» статьи 5 "Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации", части 1 статьи 14 "Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека", статьям 7, 37 Конституции Российской Федерации, разделу 2 областной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год").

Данный вывод основан, в том числе, на том, что на 23 августа 2011 года (дата обязанности ответчика представить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) действовали пункт 18 приложения № 1 и пункт 22 приложения № 2 к Постановлению Правительства Саратовской области от 31 января 2011 г. № 68-п, в соответствии с которыми ГУ ЦЗН в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока Договора самостоятельно мог запросить сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, если получатель субсидии не представил по собственной инициативе указанные документы.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что непредставление указанных сведений является не основанием для возврата субсидии, а основанием для самостоятельного запроса истцом указанных сведений.

Таким образом, право использовавшего субсидию по целевому назначению гражданина на защиту от безработицы не может быть нарушено только по формальным основаниям - непредставления выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей при наличии действующего правового акта, предусматривающего обязанность ГУ ЦЗН самостоятельно запросить данные сведения.

Поскольку выделенные ответчику денежные средства использованы по целевому назначению, то в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Истец при подаче иска государственную пошлину не уплатил.

В соответствии со статьёй 103 ГПК РФ в связи с отказом в удовлетворении иска с истца в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере --- рубля.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать государственному учреждению «Центр занятости населения города Балаково» в удовлетворении исковых требований к Лаврентьеву А.А. о взыскании суммы.

Взыскать с государственного учреждения «Центр занятости населения города Балаково» в бюджет --- муниципального района --- области государственную пошлину в размере --- рубля.

В течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья П.С. Назаров