Решение по гражданскому делу № 2-111/2012



Дело № 2-111 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

11.01.2012 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи А.Г. Лескина,

при секретаре судебного заседания Н.В. Козловой,

с участием

истца Денисовой Н.Б.,

представителя ответчика Романовой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой Н.Б. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Балаковском районе об отмене решения комиссии ответчика, включении периодов работы в стаж лечебной деятельности, обязании назначить пенсию, УСТАНОВИЛ:

Денисова Н.Б., уточнив заявленные требования, обратилась в суд с указанным иском, в обосновании которого указала, что «…» года Денисова Н.Б. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - УПФ РФ в Балаковском районе) с заявлением о назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № «…» от «…» года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа 30 лет. В специальный стаж не были включены периоды работы с «…» года по «…» года в должности фельдшера процедурно-патронажной бригады поликлиники № «…», с «…» года по «…» года и с «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности заведующей здравпунктом и в должности фельдшера, период отпуска по уходу за ребенком с «…» года по «…» года, и период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с «…» года по «…» года.

Отказ включить в специальный стаж периоды работы: с «…» года по «…» года в должности фельдшера процедурно-патронажной бригады в поликлинике № «…» мотивирован тем, что документально не подтверждено отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу в соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464; с «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности заведующей здравпунктом и «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности фельдшера мотивирован тем, что наименование учреждения - «территориально-поликлиническое объединение» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Списком, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066, Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

Отказ включить в специальный стаж периоды работы период отпуска по уходу за ребенком «…» года по «…» года мотивирован тем, что в соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5 данный период не засчитывается в специальный стаж.

Отказ включить период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с «…» года по «…» года мотивирован тем, что данный период не поименован в числе периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002года № 516.

Денисова Н.Б. считала свои права нарушенными, поэтому просила суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 243 от 02.11.2011 года об отказе в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста и обязать ответчика включить в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста периоды работы с «…» года по «…» года в должности фельдшера процедурно-патронажной бригады поликлинике № «…», с «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности заведующей здравпунктом и с «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности фельдшера, а также период отпуска по уходу за ребенком с «…» года по «…» года и период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с «…» года по «…» года.

В ходе рассмотрения дела истец отказался от иска в части требований, предъявляемых к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе о возложении обязанности включить в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста период отпуска по уходу за ребенком с «…» года по «…» года и период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с «…» года по «…» года и определением Балаковского районного суда Саратовской области от «…» года производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании истец Денисова Н.Б. поддержала исковые требования, дала аналогичные объяснения.

Представитель ответчика Романова О.Н. с исковыми требованиями не согласилась, объяснила, что решение об отказе в назначении пенсии соответствует действующему законодательству, представила письменный отзыв на иск (листы дела № «…»).

Заслушав объяснения сторон, проверив обоснованность их доводов путём исследования письменных доказательств в материалах дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Обращение истца за назначением пенсии, отказ в назначении пенсии в связи с отсутствием продолжительности специального стажа 30 лет и исключение ответчиком из специального стажа спорных периодов работы истца подтверждаются копией решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № «…» от «…» года (лист дела № «…»), копией протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № «…» от «…» года (листы дела № «…»).

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С 1 января 2002 года действует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 (ранее подпунктом 11 пункта 1 статьи 28) которого трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Списком предусмотрены должности «фельдшер», «старший фельдшер», «фельдшер - лаборант». Должность фельдшера процедурно-патронажной бригады данным Списком не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

С 1 ноября 1999 года применялся Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066. Данный список также предусматривал должности «фельдшер», «старший фельдшер», «фельдшер - лаборант». Должность фельдшера процедурно-патронажной бригады данным Списком не предусмотрена.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (далее Список 1991 года).

В соответствии со Списком 1991 года право на выслугу имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, с 1 ноября 1999 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, включаются периоды работы на станции скорой медицинской помощи в должности «фельдшер», «старший фельдшер», «фельдшер - лаборант».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года N 435 установлено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», вопрос о тождестве выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно копии трудовой книжки истца(листы дела № «…»), заполненной «…» года профессия, специальность истца - фельдшер, с «…» года по «…» года истец работала в должности фельдшера процедурно-патронажной бригады в поликлинике № «…».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в период работы в должности фельдшера процедурно-патронажной бригады в поликлинике № «…» истец оказывала медицинскую помощь пациентам, ее должность относилась к среднему медицинскому персоналу, поэтому её работа в спорные периоды в качестве в должности фельдшера процедурно-патронажной бригады в поликлинике № «…» подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, основанием отказа ответчика включить истцу в специальный стаж периоды работы с «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности заведующей здравпунктом и с «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности фельдшера явилось то, что наименование учреждения - «территориально-поликлиническое объединение» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Списком, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066, Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

Данное основание отказа также является незаконным.

Согласно записям в трудовой книжке (листы дела «…»), в спорные периоды истец работала с «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности заведующей здравпунктом и с «…» года по «…» года в территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности фельдшера. В трудовой книжке истца имеются записи о том, что территориально-поликлиническое объединение № «…» было создано с «…» года в результате преобразования поликлиники № «…», «…» года Территориальное поликлиническое объединение № «…» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № «…»». Данное обстоятельство подтверждается копией устава «Муниципального учреждения здравоохранения «городская поликлиника № «…»» г. «…» (листы дела «…»).

Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы. Указанным Списком предусмотрена должность: медицинской сестры, учреждение Территориальное поликлиническое объединение - не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 года, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

К периодам работы до 1 ноября 1999 года применению подлежит Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

В соответствии с указанным Списком, право на выслугу имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.

Постановлением Минтруда РФ от 14.05.2001 N 38 установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Из копии устава «Муниципального учреждения здравоохранения «городская поликлиника № «…»» г. «…» (листы дела «…») следует, что данное учреждение является правопреемником Муниципального лечебного учреждения «территориальное поликлиническое объединение № «…»».

Таким образом, созданное вследствие реорганизации поликлиники №5 Территориально-поликлиническое объединение № «…» являлось муниципальным учреждением здравоохранения, поэтому период работы в нем, должен быть включен в специальный стаж.

Из решения об отказе в назначении пенсии следует, что специальный стаж истца, исчисленный с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, составляет «…» лет «…» месяцев «…» дней.

При включении в стаж спорных периодов у истца имеется достаточный стаж для назначения пенсии. Данное обстоятельство так же подтвердила в судебном заседании представитель ответчика Романова О.Н.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, то есть с 29.09.2011 года.

При рассмотрении дела ответчик не представил доказательства, подтверждающие наличие иных оснований, препятствующих назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 пунктом 1 подпунктом 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому подлежит удовлетворению требование истца о назначении пенсии с даты обращения за ней - «…» года.

В судебном заседании истец заявила, что не желает взыскивать с ответчика в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере «…» рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Денисовой Н.Б. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Балаковском районе удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области включить в стаж лечебной деятельности Денисовой Н.Б. периоды работы: с «…» года по «…» года в должности фельдшера процедурно-патронажной бригады в поликлинике № «…», с «…» года по «…» года в Территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности заведующей здравпунктом, с «…» года по «…» года в Территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности фельдшера.

Отменить решение № «…» от «…» года комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области в части невключения в стаж лечебной деятельности Денисовой Н.Б. периодов работы: с «…» года по «…» года в должности фельдшера процедурно-патронажной бригады в поликлинике № «…», с «…» года по «…» года в Территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности заведующей здравпунктом, с «…» года по «…» года в Территориально-поликлиническом объединении № «…» в должности фельдшера.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области назначить Денисовой Н.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с «…» года.

В течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья А.Г. Лескин