Решение по гражданскому делу № 2-1676/2012 о признании решения об отказе в участии в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации муниципального образования незаконным, понуждении устранить нарушение прав, признании незаконным результата



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

23.04.2012    года    город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Языкеева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Губиной Е.П.

с участием

истца Кочегаровой В.В.,

её представителя Абашина В.Е., действовавшего на основании ордера № 81 от 23.04.2012 года,

представителя ответчика Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области – Валиевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочегаровой В.В. к администрации Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании решения об отказе в участии в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации муниципального образования незаконным, понуждении устранить нарушение прав, признании незаконным результата конкурса на замещение главы администрации Новополеводинского муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Кочегарова В.В. обратилась в суд с иском к администрации Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области: о признании решения администрации Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области об отказе в участии в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации муниципального образования незаконным, признании незаконным результата конкурса на замещение главы администрации Новополеводинского муниципального образования, понуждении устранить нарушение прав. В обоснование иска указано следующее.

Кочегарова В.В. представила все необходимые документы для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области.

*** года состоялось заседание конкурсной комиссии по рассмотрению документов на замещение вакантной должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования. Решением комиссии (без указания даты) ей было отказано в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации муниципального образования.

Истица не согласна с решением конкурсной комиссии по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

Требования, предъявляемые к претендентам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, определяются установленными квалификационными требованиями к должности муниципальной службы:

стаж муниципальной (государственной) службы;

уровень и направление профессионального образования;

профессиональные знания, навыки и качества.

В основу проведения конкурсного отбора должны быть положены следующие принципы:

равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе;

единство основных подходов и требований к проведению отбора и оценки муниципальных служащих;

открытость, прозрачность целей, методов и процедур отбора и оценки претендентов;

состязательность;

этичность.

В конкурсном отборе может принять участие гражданин при соблюдении следующих условий:

быть гражданином Российской Федерации (за исключением случая, когда претендент на муниципальную должность является гражданином иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находится на муниципальной службе);

иметь возраст не менее 18 лет;

владеть государственным языком.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случаях:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

В ходе проверки её документов конкурсной комиссией не были установлены юридические факты, препятствующие нахождению гражданина на муниципальной службе по изложенным выше основаниям, поэтому у руководителя муниципального органа не было оснований отказать ей в участии в конкурсе.

До настоящего времени она не получила разъяснений результата её участия в конкурсе, документы, которые она подала для участия в конкурсе ей не возращены.

Проведенной прокуратурой города Балаково Саратовской области было установлено, что ей необоснованно отказали в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования.

В судебном заседании истец Кочегарова В.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Истец дополнительно пояснила, что имеет стаж государственной службы продолжительностью 1 год 7 месяцев.

Представитель истца Кочегаровой В.В. – Абашин В.Е. поддержал позицию своего доверителя.

Представитель ответчика администрации Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области Валиева К.А. возражала против удовлетворения иска Кочегаровой В.В. по следующим основаниям.

Администрацией Новополеводинского муниципального образования не принималось решение об отказе Кочегаровой В.В. в участии в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации.

Оспариваемое решение было принято конкурсной комиссией сформированной решением № 5 Совета Новополеводинского муниципального образования от 14.12.2011 года.

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования (утв. Решением Совета Новополеводинского муниципального образования 27.10.2005 года № 9) право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам, претендующим на муниципальную должность муниципальной службы, действующим законодательством. Отказ в участии Кочегаровой В.В. в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования также был мотивирован требованиями: статьи 3 Закона Саратовской области № 150-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», статей 9, 16, 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав письменные доказательства, установил следующее.

Решением Совета Новополеводинского муниципального образования от *** года № *** с *** года был объявлен конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования, и сформирована конкурсная комиссия (лист дела № 76). В объявлении (лист дела № 82) был указан перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, время и место приема документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности.

Распиской от *** года подтверждается перечень документов, принятых от Кочегаровой В.В. для участия в конкурсе (лист дела № 81).

Пунктом 4 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования (утв. Решением Совета Новополеводинского муниципального образования 27.10.2005 года № 9) установлено, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам, претендующим на муниципальную должность муниципальной службы, действующим законодательством.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закона) предметом регулирования данного закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Статьей 9 Закона установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Статьей 3 Закона Саратовской области № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы», установлено:

1. В соответствии с Федеральным законом типовые квалификационные требования определяются для замещения должностей муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы и предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Типовыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к уровню профессионального образования, являются:

1) к высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования;

2) к старшим и младшим должностям муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

3. Типовыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для граждан, претендующих на должности муниципальной службы, являются:

1) для высших должностей муниципальной службы - наличие не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной гражданской службы области, государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

2) для главных должностей муниципальной службы - наличие не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной гражданской службы области, государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

3) для ведущих должностей муниципальной службы - наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной гражданской службы области, государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

4) для старших и младших должностей муниципальной службы - без предъявления требований к стажу;

(п. 4 в ред. Закона Саратовской области от 25.09.2008 N 233-ЗСО)

5) утратил силу. - Закон Саратовской области от 25.09.2008 N 233-ЗСО.

4. Типовые квалификационные требования предъявляются также к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими в органах местного самоуправления Саратовской области, избирательной комиссии г. Саратова, согласно приложению 3 к настоящему Закону.

5. Утратила силу. - Закон Саратовской области от 25.09.2008 N 233-ЗСО.

Подразделом 1 раздела 5 названного Закона Саратовской области (Должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий администрации городского и сельского поселений Саратовской области) должность «глава администрации» (5101) относится к категории «высшие должности».

Решением Конкурсной комиссии от *** года № *** (лист дела № 84) Кочегаровой В.В. отказано в участии в конкурсе на замещение должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования. Отказ мотивирован положениями Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования (утв. Решением Совета Новополеводинского муниципального образования от 27.10.2005 года № 9).

В протоколе заседания конкурсной комиссии Совета Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области от *** года (лист дела № 83) указано, что у Кочегаровой В.В. отсутствует стаж муниципальной службы или стаж работы на руководящей должности, что является квалификационным требованием при приеме на работу.

Решением Совета Новополеводинского муниципального образования от *** года № *** (лист дела № 86) конкурс, объявленный решением Совета от *** года № 12 на замещение должности главы администрации Новополеводинского муниципального образования признан несостоявшимся.

Истец Кочегарова В.В. не оспаривала, что у нее отсутствует стаж работы, предусмотренный статьей 3 Закона Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области».

В судебном заседании было установлено, что ответчик администрация Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области не принимал решения об отказе Кочегаровой В.В. в участии в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации муниципального образования.

Суд считает, что администрация Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как данным лицом не были нарушены права и законные интересы истца.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что иск Кочегаровой В.В. к администрации Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании решения об отказе в участии в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации муниципального образования незаконным, понуждении устранить нарушение прав, признании незаконным результата конкурса на замещение главы администрации Новополеводинского муниципального образования, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Кочегаровой В.В. к администрации Новополеводинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании решения об отказе в участии в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации муниципального образования незаконным, понуждении устранить нарушение прав, признании незаконным результата конкурса на замещение главы администрации Новополеводинского муниципального образования - отказать.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд.

Судья    С.Н. Языкеев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200