Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Балаковский районный суд <адрес> в составе
судьи Остапенко С.В.,
при секретаре судебного заседания Сурначёвой Е.М.,
с участием
старшего помощника прокурора <адрес> Решетникова А.Б.
представителя заявителя ФИО3,
представителя заинтересованного лица председателя Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании недействительными результатов, отраженных в экземпляре № и № протоколов по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по Балаковскому муниципальному району участковых избирательных комиссий № --, с которых вносились данные в итоговый протокол и сводную таблицу ТИК БМР как не отражающих реальные итоги голосования; признании недействительным итогового протокола и сводной таблицы ТИК БМР по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по Балаковскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, как содержащей итоги голосования, не отражающие реальные итоги голосования; обязании Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района признать действительными результаты, отраженные на заверенных копиях протоколов по №№ --которые предоставлены заявителем в суд, внести изменения в протокол об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации по Балаковскому муниципальному району, таблицу от 00.00.00. года путем составления нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» и новой сводной таблицы с отметкой «Повторная» на основании данных, отраженных в первых и вторых экземплярах протоколов, составленных членами участковых избирательных комиссий №№--, заверенные копии которых представлены заявителем в суд и полностью отражают результаты голосования,
УСТАНОВИЛ:
Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партии Российской Федерации» обратилось в суд с заявлением об обязании Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района внести изменение в протокол об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации по Балаковскому муниципальному району <адрес>.
В процессе судебного разбирательства по делу заявитель уточнил требования, просил признать недействительными результаты, отраженные в экземпляре № и № протоколов по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по Балаковскому муниципальному району участковых избирательных комиссий № --, с которых вносились данные в итоговый протокол и сводную таблицу ТИК БМР как не отражающие реальные итоги голосования; признать недействительным итоговый протокол и сводную таблицу ТИК БМР по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по Балаковскому муниципальному району от 00.00.000. года, как содержащие итоги голосования, не отражающие реальные итоги голосования; обязать Территориальную избирательную комиссию Балаковского муниципального района признать действительными результаты, отраженные на заверенных копиях протоколов по №№--, которые предоставлены заявителем в суд, внести изменения в протокол об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации по Балаковскому муниципальному району, таблицу от 00.00.00. года путем составления нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» и новой сводной таблицы с отметкой «Повторная» на основании данных, отраженных в первых и вторых экземплярах протоколов, составленных членами участковых избирательных комиссий №№ --, заверенные копии которых представлены заявителем в суд и полностью отражают результаты голосования.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 00.00.00. года по результатам суммирования итогов голосовании на избирательных участках по выборам Президента Российской Федерации, состоявшимся ДД.ММ.ГГГГ, Территориальной избирательной комиссией по Балаковскому муниципальному району (далее ТИК) были определены результаты голосования на территории Балаковского муниципального района <адрес>, отраженные в протоколе об итогах голосования и сводной таблице от 00.00.00. года. С результатами, установленными ТИК, Саратовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее КПРФ) не согласно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, и определяющую результаты соответствующих выборов в том числе в комиссию, организующую эти выборы.
Руководствуясь данной правовой нормой, председатели и секретари Участковых избирательных комиссий (далее УИК) № № -- после завершения подсчета голосов, подписания протоколов голосования членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса передали данные протоколы в ТИК БМР.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона на основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования. Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии с правом решающего голоса.
Согласно пункту 3 указанной статьи Федерального закона по данным протоколов нижестоящих комиссий, вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российски Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которого составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования.
Таким образом, в силу данных норм члены ТИК БМР были обязаны принять решение) результатах голосования по <адрес> исключительно по данным, указанным протоколах об итогах голосования УИК, а именно суммировать эти данные и отобразить результаты в своем протоколе об итогах голосования и сводной таблице.
После получения копии сводной таблицы, заполненной членами ТИК, заявителем были установлены значительные количественные расхождения с данными, указанными в копиях протоколов об итогах голосования УИК № № --, полученных на указанных участках.
В соответствии с п.29 ст.68 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ответственность за соответствие в полном объёме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее копию протокола.
По мнению заявителя, члены УИК № № --, заверившие копии протоколов об итогах голосования и выдавшие их наблюдателям, членам комиссий с правом совещательного и решающего голосов, подтвердили своими подписями действительное волеизъявление избирателей на указанных избирательных участках.
На основании п.1.1 ст.77 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявитель просит удовлетворить заявленные им требования.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Дополнил, что удовлетворение настоящих требований, с учетом предъявления подобных заявлений в разных регионах, в целом могут изменить результаты голосования по всей Российской Федерации.
Председатель ТИК БМР ФИО4 возражала против удовлетворения заявления (возражения на л.д.116-131).
В обоснование возражений указала следующее. Представленные заявителем и иными заинтересованными лицами копии протоколов не выдавались председателями УИК, они оформлены с нарушением закона. Первые и вторые экземпляры протоколов были представлены в ТИК и не вызвали ни у кого сомнений. Отсутствие подписей некоторых членов комиссий в силу закона не влечет их недействительность. Указанные заявителем расхождения, исходя из разницы в -- голосов, поданных за ФИО5 и кандидата, занявшего второе место по количеству голосов – ФИО6, не могут повлиять на результаты выборов Президента РФ, прошедших ДД.ММ.ГГГГ. Содержащиеся в первых и вторых экземплярах протоколов УИК данные после проверки контрольных соотношений, в соответствии с законом, были введены в Государственную автоматизированную систему РФ «Выборы». Никаких жалоб на подведение итогов в ходе выборов не поступило. Просила заявление оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица <адрес> регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» ФИО7 в судебных заседаниях и в письменном отзыве поддержала доводы заявителя.
Заинтересованное лицо Саратовское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» представило письменные возражения против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо Саратовское региональное отделение политической партии «Единая Россия» представило письменные возражения на заявленные требования.
В судебном заседании 00.00.00. года представители <адрес> регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», Саратовского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», Саратовского регионального отделения политической партии «Единая Россия» не присутствовали. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, исследовав доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Как следует из ст. 3 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.
Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу п. 3 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Таким образом, основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В заявлении указывается на то, что ТИК БМР фактически были нарушены требования пункта 1 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.»
В соответствии с пунктами 1-9 указанного Федерального закона первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
Прием протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований закона, предъявляемых к составлению протокола и сводной таблицы, указанная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями пункта 8 настоящей статьи, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей комиссии.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голосования.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии с правом решающего голоса.
По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона. В протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе утраченных в соответствующей комиссии открепительных удостоверений. В сводную таблицу об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), составляемую комиссией (за исключением комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии), заносятся также данные протокола нижестоящей комиссии о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе открепительных удостоверений, утраченных в соответствующей комиссии. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
К протоколам об итогах голосования комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, иного закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, списками членов комиссии с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и с другой документацией хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.
Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 11 (если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, - в строки 11а - 11е), 11ж и 11з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи.При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.
Заявитель ссылается на представленные им копии протоколов УИК №№ -- (т.1 л.д.65-74), данные которых не соответствуют данным, отраженным в представленных ТИК вторых экземплярах тех же самых УИК (т.1 л.д. 133-141).
Копиями реестров регистрации выдачи заверенных копий протоколов участковых избирательных комиссий (л.д.47-58) подтверждается факт выдачи копий протоколов на указанных избирательных участках
Председатели и секретари участковых избирательных комиссий №№ --, допрошенные в судебных заседаниях, подтвердили факт выдачи копий протоколов, однако выразили сомнения в том, что ими выдавались именно те копии, которые представлены заявителем в суд. При этом они подтвердили факт составления и подписания ими и указанными в них членами комиссий протоколов, представленных ТИК.
Факт подписания протоколов, представленных в ТИК, также подтвердили свидетели, члены УИК с правом решающего голоса Л.. (УИК № --), К. ( УИК № --), З. (УИК № --), Ж. (УИК № --).
Представленными видеоматериалами также не подтверждаются доводы представителя заявителя о том, что в первых и вторых экземплярах протоколов участковых избирательных комиссий содержались иные цифровые сведения, отличные от указанных в протоколах, представленных ТИК и внесенных в сводную таблицу.
Признаки нарушений избирательного законодательства со стороны участковых избирательных комиссий в представленных видеоматериалах отсутствуют.
Копии протоколов, представленных заявителем, не соответствуют требованиям, предусмотренным статьёй 69 Федерального закона №.
На представленных заявителем копиях протоколов : УИК № -- – не указаны ФИО лица, заверившего копию, отсутствует время заверения, УИК № -- – не указаны ФИО лица, заверившего копию, отсутствует дата заверки, УИК № -- – отсутствует дата и время заверения копии, УИК №--– отсутствует время заверения протокола, УИК № -- – нет никаких заверительных надписей, печатей, УИК № -- – отсутствует дата заверения копии протокола, УИК №-- – не указаны ФИО лица, заверившего копию, УИК № -- – отсутствует дата и время заверения, не проставлена печать комиссии, УИК № --–не заверена вторая страница копии, УИК № -- – не указано кто заверил копию (председатель, заместитель, секретарь).
Представленные ТИК протоколы соответствуют указанным выше требованиям.
Сам по себе факт наличия на представленных заявителем копиях протоколов печати соответствующих УИК, даже если признать факт действительной принадлежности данного оттиска печати УИК, не может свидетельствовать о соответствии указанных в данных документах данных об итогах голосования, действительности, поскольку не исключен факт неправомерного временного завладения печатью. Такой факт не исключался некоторыми из допрошенных свидетелей, пояснивших, что когда заверялись печатью документы, подготавливаемые для направления в ТИК, печать находилась непосредственно на столе председателя. Единовременно подготавливалось большое количество документов, поэтому достоверно установить кем именно была проставлена печать на каждой представленной копии, учитывая, что для постановки оттиска не требуется значительного времени, установить невозможно.
В силу пункта 1 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
Согласно пунктам 1-6 статьи 74 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Прием протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов территориальной избирательной комиссии по приему протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, суммированию данных, содержащихся в этих протоколах, и составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории должны находиться в поле зрения членов территориальной избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы территориальной избирательной комиссии по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к нему документами члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность составления протокола и полноту приложенных к нему документов. Если в территориальной избирательной комиссии установлен комплекс средств автоматизации ГАС "Выборы", данные, содержащиеся в протоколе, незамедлительно вводятся в ГАС "Выборы", при этом проводится проверка выполнения контрольных соотношений данных, внесенных в указанный протокол. Если после ввода содержащихся в протоколе данных в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, корректирующие данные вводятся в ГАС "Выборы" исключительно на основании мотивированного решения территориальной избирательной комиссии. Если ГАС "Выборы" не используется, выполнение контрольных соотношений проверяет член территориальной избирательной комиссии, проверяющий правильность составления протокола.
Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований настоящего Федерального закона, предъявляемых к составлению протокола, участковая избирательная комиссия обязана составить повторный протокол в соответствии с требованиями пункта 31 статьи 73 настоящего Федерального закона, а первоначально представленный протокол остается в вышестоящей по отношению к ней избирательной комиссии.
Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, предъявляемыми к составлению протокола, член территориальной избирательной комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу территориальной избирательной комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену территориальной избирательной комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы территориальной избирательной комиссии под данными протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по мере их введения в ГАС "Выборы", но не позднее чем через одни сутки со дня голосования (а для протоколов с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" - не позднее чем через одни сутки со дня составления соответствующего протокола) размещаются избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" и содержатся там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.
В силу пунктов 11-17 статьи 74 указанного Закона к первому экземпляру протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования приобщаются особые мнения членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения территориальной избирательной комиссии. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования после его подписания всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса вместе с приложенными к нему документами и с протоколами участковых избирательных комиссий незамедлительно направляется в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а протокол территориальной избирательной комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и возврату в территориальную избирательную комиссию не подлежит.
Второй экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования, вторые экземпляры сводной таблицы и актов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, предоставляются для ознакомления членам территориальной избирательной комиссии и членам вышестоящих избирательных комиссий с правом совещательного голоса, лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего обозрения в месте, установленном территориальной избирательной комиссией.
Второй экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования вместе со вторыми экземплярами сводной таблицы и актов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, со списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии.
Если после подписания протокола территориальной избирательной комиссии об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления их первых экземпляров в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации территориальная избирательная комиссия, составившая протокол и сводную таблицу, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных комиссий), она обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Территориальная избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае территориальная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования и (или) сводную таблицу, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую избирательную комиссию. Ранее представленные в вышестоящую избирательную комиссию протокол и (или) сводная таблица приобщаются к повторному протоколу и (или) повторной сводной таблице. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и (или) повторной сводной таблицы является основанием для признания повторного протокола недействительным.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протокола, поступившего из участковой избирательной комиссии, территориальная избирательная комиссия как в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, так и после приема протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Указанный повторный подсчет может проводиться до установления территориальной избирательной комиссией итогов голосования и составления ею протокола об итогах голосования.
Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или избирательной комиссией, принявшей решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей участковой избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, иных лиц, указанных в пункте 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона. Если протокол составляется участковой избирательной комиссией, он незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. К этому протоколу приобщается ранее представленный протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания протокола недействительным.
На основании доказательств, исследованных в судебном заседании, а именно письменных доказательств – протоколов участковых избирательных комиссий, представленных на обозрение в суд и их заверенных копий в материалах дела (л.д.133-141 т.1), копий сводных таблиц (л.д.142-154), показаний свидетелей, суд пришел к выводу о том, что установление итогов голосования выборов Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссией Балаковского муниципального района проведено в соответствии со статьёй 74 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».
Исходя из разницы в -- голосов, поданных за ФИО5 и кандидата, занявшего второе место по количеству голосов ФИО6, приведенные в обоснование заявленной позиции расхождения в количестве голосов, отраженных в копиях протоколов, представленных заявителем и ТИК, которые необходимо, по мнению заявителя, устранить предлагаемым им способом, не могли бы повлиять на результаты выборов в целом.
Нарушений, которые не могли бы выявить действительную волю избирателей, по делу судом не установлено.
Сам по себе факт наличия расхождений является нарушением п. 29 ст. 68 ФЗ, но вместе с тем не может служить основанием для признания протоколов недействительными, поскольку это не предусмотрено законом и не свидетельствует о правильности сведений, содержащихся в копиях протоколов.
Согласно п. 2 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» итоги голосования устанавливаются соответствующей избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов, поступивших непосредственно из нижестоящих комиссий, а не их копий. Каких- либо данных о том, что в содержание подлинных протоколов об итогах голосования вносились заведомо ложные сведения либо были изготовлены другие протоколы с ложным содержанием, не имеется.
Доводы участников процесса в остальной части суд не принимает, поскольку они не могут повлиять на существо решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления <адрес> отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании недействительными результатов, отраженных в экземпляре № и № протоколов по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по Балаковскому муниципальному району участковых избирательных комиссий № --, с которых вносились данные в итоговый протокол и сводную таблицу ТИК БМР как не отражающих реальные итоги голосования; признании недействительным итогового протокола и сводной таблицы ТИК БМР по выборам Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по Балаковскому муниципальному району от 00.00.00. года, как содержащей итоги голосования, не отражающие реальные итоги голосования; обязании Территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района признать действительными результаты, отраженные на заверенных копиях протоколов по №№ --, которые предоставлены заявителем в суд, внести изменения в протокол об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации по Балаковскому муниципальному району, таблицу от 00.00.00. года путем составления нового протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» и новой сводной таблицы с отметкой «Повторная» на основании данных, отраженных в первых и вторых экземплярах протоколов, составленных членами участковых избирательных комиссий №№ --, заверенные копии которых представлены заявителем в суд и полностью отражают результаты голосования отказать.
Видеоматериалы с участковых избирательных комиссий №№ -- на --DVD носителях после вступления решения в законную силу хранить при деле.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья С.В. Остапенко