Решение по гражданскому делу № 2-1828/2012



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

ДД.ММ.ГГГГ    года    <адрес>

Балаковский районный суд <адрес> в составе

судьи А.Г. Лескина

при секретаре судебного заседания ФИО4

с участием

истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО12,

представителя ответчика ФИО5,

прокурора ФИО14

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Транспортно-хозяйственное управление» Балаковского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Транспортно-хозяйственное управление» Балаковского муниципального района (далее – МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР) о восстановлении на работе, взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда в размере * рублей.

В обоснование своих исковых требований ФИО2 указала следующее.

* года ФИО2 была принята на работу старшим архивариусом архивного сектора муниципального учреждения «Транспортно-хозяйственное управление» Балаковского муниципального района. Штатная единица старшего архивариуса была введена * года в связи с введением в работу архивного отдела администрации БМР электронного документооборота по представлению муниципальной услуги и взаимодействию с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

* года ФИО2 была уволена директором МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР в связи с сокращением штата работников МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР.

* года начальник архивного отдела администрации Балаковского муниципального района обратился с письменной просьбой о сокращении одной штанной единицы старшего архивариуса.

Директор МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР * года обратился к главе администрации с просьбой о сокращении штата работников МКУ «Транспортно-хозяйственное управление».

Директор МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР ФИО6 и начальник архивного отдела администрации БМР ФИО7 знали, что ФИО2 является членом территориальной избирательной комиссии БМР, так как участвовали в организации по подготовке и проведению выборов * года депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ.

* года ФИО6 уведомил ФИО2 о прекращении трудового договора. Данными действиями он нарушил, по мнению истца, один из основных принципов, на которых строится работа избирательных комиссий в ходе организации и проведения выборов, то есть принцип независимости.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствии с частью 1 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

При осуществлении своих полномочий. Таких как наблюдение за организацией голосования подсчет голосов избирателей, участников референдума, определение результатов выборов, избирательные комиссии действуют, прежде всего, в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле обеспечение полномочий избирательных комиссий и их членов приобретает статус гарантии избирательных прав граждан, а потому федеральный законодатель обязывает работодателя освобождать на период подготовки и проведения выборов или референдума работника – члена избирательной комиссий от исполнения трудовых обязанностей с сохранением за ним основного места работы, а также ограничить работодателя в праве увольнять или переводить такого работника на другую работу.

По смыслу положения пункта 19 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» и права на участие в референдуме граждан РФ» исключается возможность увольнения по инициативе работодателя любого лица, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, в течение всего срока его полномочий.

ФИО2 считает увольнение незаконным, так как она является членом территориальной избирательной комиссии БМР с правом совещательного голоса и на нее распространяется и действует до окончания срока полномочий в территориальной избирательной комиссии запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Истец указывает, что в результате действий ответчика ей причинен моральный вред в форме нравственных страданий, физического недомогания, бессонницы, тягостных мыслей, подавленного и угнетенного состояния.

После уточнения исковых требований * года (том 1 листы дела ) ФИО2 просила признать увольнение незаконным, восстановить ее на работе, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере * рублей, указав в обоснование своих требований следующее.

На заседании комиссии по высвобождению работников в связи с сокращением штата структурных подразделений МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР была предоставлена информация по отбору кандидатур на увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

В протоколе заседания комиссии по высвобождению работников в связи с сокращением штата были представлены 5 кандидатур: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО11. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ. коллективного договора преимущественное право на оставление на работе при сокращении штатов имеют работники с более высокой квалификацией, лица предпенсионного возраста. На основании данных, отраженных в протоколе ФИО9, ФИО10 имеют преимущественное право на оставление на работе.

ФИО2 указывает, что имела равные права с ФИО8, ФИО11.

В соответствии со статьей 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При отборе кандидатуры на увольнение не были представлены документы, свидетельствующие о более высокой производительности труда и квалификации.

ФИО2 указывает, что ей не были предложены все имеющиеся свободные вакансии, в частности ей не была предложена вакансия работника по правовым вопросам.

В судебном заседании истец ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, дала аналогичные объяснения.

Представители ответчика МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» ФИО12, ФИО13 возражали против удовлетворения иска, по следующим основаниям.

Сокращение штата работников – право работодателя, регламентированное п.2. статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 19 статьи 29 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от ДД.ММ.ГГГГ -СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» было опубликовано в Российской газете» С от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах выборов Президента Российской Федерации» опубликовано в «Российской газете» от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказ директора МКУ «Транспортно-хозяйственного управления» БМР л/с «Об увольнении ФИО2» датирован * года.

Расторжение трудового договора с ФИО2 осуществлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим трудовые правоотношения, так как:

1. сокращение штата действительно имело место в соответствии с приказом директора МКУ «Транспортно-хозяйственного управления» «О сокращении штата работников», утвержденного * года;

2. Приказом директора МКУ «Транспортно-хозяйственного управления» БМР от * года пр. была сформирована комиссия по высвобождению работников в связи с сокращением штата работников структурных подразделений МКУ «Транспортно-хозяйственного управления» БМР. В качестве критерия более высокой производительности труда учитывались такие показатели, как выполнение на должном уровне значительно большого объема работы по сравнению с другими работниками, занимающими аналогичную должность, знание специфики работы, личностные качества.

3. ФИО2 не менее чем за два месяца до увольнения предупреждена под роспись о предстоящем увольнении по сокращению штата. Ей было вручено уведомление об отсутствии другой работы в МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР. В последствии ФИО2 было вручено уведомление об открывшейся вакансии, на которую она согласилась, но впоследствии отказалась;

4.Не позднее чем за два месяца до увольнения ФИО2 орган службы занятости населения – ГУ «Центр занятости населения <адрес>» был письменно предупрежден о высвобождаемых работниках и ожидаемом расторжении трудовых договоров с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований;

5. В последний день работы ФИО2 были выданы документы и произведен окончательный расчет.

    Проверка законности сокращения старшего архивариуса сектора по архивным делам МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» ФИО2 была проведена Государственной инспекцией труда в <адрес> и прокуратурой <адрес>.

    Основное место работы в период избирательной кампании по выборам Президента РФ было за ней сохранено.

    Кроме того, представители ответчика считают, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

    При определении кандидатуры на увольнение были проанализированы документы об образовании и записи в трудовых книжках работников, то есть учитывался уровень образования, опыт и стаж работы, сведения о награждениях и поощрениях за профессионализм и достижения в трудовой деятельности.

    Иные вакантные должности на которые могла претендовать ФИО2 в соответствии ее квалификацией отсутствовали.

    На основании изложенного представители ответчика просили отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований.

    Прокурор ФИО14 дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, проверив обоснованность их доводов путём исследования письменных доказательств в материалах дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьями 2, 17 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьей 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что стороны трудового договора имеют право на расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

В соответствии со статьями 15, 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение работника и работодателя о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

По инициативе работодателя трудовой договор может быть расторгнут в случае сокращения численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соответственно, под сокращением численности работников понимается уменьшение общего количества работников всех или определённых (к данной профессии, специальности, квалификации) категорий в организации в целом. Под сокращением штата работников – исключение из штатного расписания должностей, рабочих единиц по конкретным специальностям. Поскольку должности сокращены, то отсутствие работы по этим должностям носит постоянный, а не временный характер.

Сокращение численности или штата организации является правомерным основанием для расторжения трудового договора с работником, если:

- сокращение численности работников или штата в организации действительно имело место;

- работник обладает преимущественным правом остаться на работе;

- работник отказался от перевода на другую работу или работодатель не имел возможности перевести работника, с его согласия, на другую работу в той же организации;

- работник заранее, не менее чем за два месяца до увольнения, был предупреждён о предстоящем увольнении и если в рассмотрении данного вопроса участвовал выборный профсоюзный орган.

В соответствии с частью 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Пункт 19 статьи 29 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также предусматривает, что член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

ФИО2является членом избирательной комиссии Балаковского муниципального района <адрес> с правом совещательного голоса, назначена Балаковским местным отделением политической партии «КПРФ» (том 1 лист дела ).

Муниципальное казенное учреждение «Транспортно-хозяйственное управление» Балаковского муниципального района <адрес> является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (том 1 листы дела ).

* года ФИО2 обратилась в МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР <адрес> с заявлением о принятии на работу в сектор по архивным делам на должность старшего архивариуса с * года (том 1 лист дела ).

Приказом от * года ФИО2 была принята на работу в МУ «Транспортно-хозяйственное управление» в качестве старшего архивариуса в сектор по архивным делам (том 1 лист дела ). Трудовой договор от * года № * заключен на неопределенный срок, с указанием даты начала работы – с * года (том 1 лист дела ).

Согласно Постановлению администрации Балаковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение «Транспортно-хозяйственное управление» Балаковского муниципального района <адрес> переименовано в Муниципальное казенное учреждение «Транспортно-хозяйственное управление» Балаковского муниципального района. * года было заключено дополнительное соглашение № * к трудовому договору от * года № * (том 1 лист дела ).

* года в МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР обратился начальник архивного отдела администрации БМР с просьбой рассмотреть вопрос о сокращении штатной единицы старшего архивариуса по архивным делам МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР (том 1 лист дела ).

* года директор МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР обратился к Главе администрации Балаковского муниципального района с просьбой рассмотреть вопрос о сокращении штатной единицы старшего архивариуса по архивным делам МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР (том 1 лист дела ).

    Приказом № * пр. от * года директора МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР сформирована комиссия по высвобождению работников в связи с сокращением штатов (том 1 лист дела ).

    * года комиссия по высвобождению работников в связи с сокращением штата структурных подразделений МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР постановила сократить в секторе по архивным делам МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР с * года должность старшего архивариуса в количестве одной единицы - ФИО2, что подтверждается протоколом № * от * года (том 1 листы дела ).

Согласно приказа директора МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР пр. от * года (лист дела ) исключена из штатного расписания от * года с изменениями от * года (листы дела ) МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР с * года должность старшего архивариуса, с * года сократить в секторе по архивным делам МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР должность старшего архивариуса в количестве одной единицы (том 1 лист дела ).

С данным приказом истица ознакомлена * года, уведомлена об отсутствии вакансий (том 1 листы дела ,65).

* года ФИО2 вновь уведомлена о прекращении трудового договора в связи с сокращением штата работников и отсутствием свободных должностей (том 1 лист дела ).

* года в Государственное учреждение «Центр занятости <адрес>» направлены сведения о высвобождаемых работниках – старшего архивариуса ФИО2 (том 1 лист дела ).

Из справки о наличии вакантных мест МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР от * гола (том 1 лист дела ), следует что на * года в МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР имелась вакантная должность водитель * разряда.

* года ФИО2 уведомлена о наличии вакансии в МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР по должности водителя * разряда, с указанной вакансией ФИО2 согласилась (том 1 лист дела ).

Представитель ответчика ФИО12 в судебном заседании пояснила, что вакансия по должности водитель * разряда до * года ФИО2 не предлагалась, так как до этого момента ФИО2 работодателю не было представлено сведений о наличии у нее права на управление транспортными средствами.

* года ФИО2 от предложенной вакансии по должности водителя * разряда отказалась (том 1 лист дела ). Данное обстоятельство подтверждено ФИО2 в судебном заседании.

Приказом директора МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР от * года № * ФИО2 была уволена с должности старшего архивариуса сектора по архивным делам по причине сокращения штата работников организации (том 1 лист дела ). С данным приказом ФИО15 ознакомлена * года. данное обстоятельство также подтверждается записью в трудовой книжке ФИО2( том 1 листы дела ).

Полномочия директора МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР на приём и увольнение работников, а также утверждение штатного расписания определены Уставом МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР (том 1 листы дела ).

Выплата сумм причитающихся ФИО2 была произведена работодателем * года, что подтверждается расчетной ведомостью за апрель * года, платежным поручением от * года списком перечисляемой в банк зарплаты (том 1 листы дела ,74,75).

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Президента Российской Федерации (том 1 лист дела ).

Постановление избирательной комиссии Российской Федерации от * года № * было опубликовано в Российской газете * года (лист дела 113-114).

Из пункта 19 статьи 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что избирательная кампания это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Из сообщения председателя территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района от * года (том 1 лист дела 145) следует, что финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации территориальная избирательная комиссия Балаковского муниципального района сдала в избирательную комиссию <адрес> * года.

Таким образом, увольнение ФИО2 * года произошло после сдачи финансового отчета о поступлении и расходовании денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации территориальной избирательной комиссией Балаковского муниципального района в избирательную комиссию <адрес>, поэтому не может нарушать ее прав, как члена избирательной комиссии Балаковского муниципального района с правом совещательного голоса.

Кроме того, из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П следует, что работодатель наделен правом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановку и увольнение персонала). Гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, в том числе в трудовых правоотношениях, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, призваны служить публичным интересам, обеспечивая их повышенную охрану законом именно в силу осуществляемых ими публично-значимых полномочий, ограждая их в соответствующий период от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости. Выступая лишь способом обеспечения исполнения публично-значимых функций, запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя не должен трактоваться как исключающий любую возможность его увольнения, в том числе, когда оно не имеет отношения к исполнению полномочий члена избирательной комиссии. Иное понимание сути запрета на увольнение работника - члена избирательной комиссии как гарантии его независимости, обеспечиваемой в публично-значимых целях, создает возможность злоупотребления правом, предоставляет данному лицу необоснованные по сравнению с другими работниками преимущества, нарушает баланс частных и публичных интересов, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям статей 8, 19, 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ. Данный вывод Конституционного Суда, сформулированный в его итоговом решении - постановлении - имеет принципиальный характер, поскольку означает, что члены избирательных комиссий с правом решающего голоса не являются "неприкасаемыми" в сфере трудовых правоотношений, когда их увольнение не связано с исполнением полномочий организаторов выборов и референдумов. Соответственно, если увольнение в связи с сокращением штата таких работников не вызвано наличием у них соответствующего публично-правового статуса, то само по себе членство в избирательной комиссии не может служить достаточным основанием для утверждения о его недопустимости.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 840-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации муниципального образования городское поселение "<адрес>" Советско-Гаванского муниципального района <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", оспариваемое законоположение не лишает работодателя права на принятие кадровых решений, в том числе посредством сокращения численности и штата работников, вводя соответствующее ограничение только в отношении работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Аналогична позиция Конституционного Суда РФ выражена в определении от ДД.ММ.ГГГГ –О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Румянцева Геннадия Матвеевича на нарушение его конституционных прав положениями части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей первой и третьей статьи 392, части второй статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, а также частей первой и шестой статьи 152, статей 153 и 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"

Вместе с тем, Определение Конституционного Суда РФ не является решением суда по существу спора (ст. 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ред. Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФКЗ), поскольку итоговым решением Конституционного Суда Российской Федерации по существу являются постановления, которые имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием.

Доводы истца о ее дискриминации по политическим основаниям при расторжении трудового договора не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Доказательств в подтверждение указанных доводов суду не представлено. Напротив, ответчиком представлены заявления ФИО2 о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, в том числе в связи с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ * года, по которым ФИО2 работодателем предоставлялись дополнительные отпуска, что подтверждает отсутствие дискриминации ФИО2 по политическим признакам. На момент проведения выборов Президента РФ истец в период с * года по * года находилась в отпуске без сохранения заработной платы в связи с прохождением обучения и сдачи экзаменационной сессии, что также свидетельствует о том, что она не могла подвергаться работодателем дискриминации как лицо, исполняющее публично-значимые функции (том 1 листы дела 76-87).

Согласно статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса (вакантную должность или работу соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья). При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую работу с учётом его образования, квалификации, опыта работы.

Перечень работников, которым предоставляется преимущественное право остаться на работе при сокращении численности или штата работников организации, содержится в статье 179 Трудового кодекса Российской Федерации.

Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (часть 1 вышеуказанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации).

Если при решении вопроса о преимущественном праве окажется, что работники имеют равную производительность труда и квалификацию, то предпочтение отдаётся работникам, перечисленным в части 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации.

При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Коллективный договор (том 1 листы дела 98-110) пункт ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что преимущественным правом на оставление на работе при сокращении штатов имеют работники с более высокой квалификацией (работники с равной квалификацией в соответствии с законодательством ст. 179 ТК РФ). А также: лица предпенсионного возраста (за 4 года до пенсии); квалифицированные работники, имеющие стаж работы в учреждении свыше 10 лет.

Согласно свидетельства № * Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Балаковский автомобильно-электромеханический техникум» ФИО2 обучалась в период с * года по * года по профессии маникюрша 2 разряда (том 1 лист дела 176).

В соответствии с дипломом * (том 1 листы дела 177-179) ФИО2 в * году окончила государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский Государственный технический университет» присуждена квалификация инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Суду представлены штатное расписание МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР на * года (том 1 листы дела 60-61) и штатное расписание МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР на * года (том 1 листы дела 62-63). Из данных штатных расписаний следует, что сокращение должности старшего архивариуса имело место, поскольку на момент сокращения ФИО2 имелось * единиц старшего архивариуса, а после сокращения * единицы.

При сокращении ФИО2 работодателем принимались во внимание характеризующие сотрудников данные: квалификация, образование, качество работы и объем работы, семейное положение (том 1 лист дела 209). Сопоставление качества работы ФИО2 с другими старшими архивариусами. Ответчиком были представлены сравнительный анализ работы старших архивариусов (том 1 листы дела 210, 248), подтверждающие, что лица, оставленные на работе имеют более высокую квалификацию.

Из показаний свидетеля начальника архивного отдела Администрации БМР ФИО7, данных в судебном заседании следует, что ФИО2 работая в должности старшего архивариуса МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР имела более низкую производительность труда и квалификацию по сравнению с другими старшими архивариусами, получала устные замечания.

Из показаний свидетеля старшего архивариуса МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР ФИО10, данных в судебном заседании следует, что ФИО2 работая в должности старшего архивариуса МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР имела более низкую производительность труда и квалификацию по сравнению с другими старшими архивариусами, получала устные замечания, некачественно выполняла проделанную работу, в связи с чем, справка из Пенсионного фонда, составленная ФИО2 была возвращена на доработку.

Представленные истцом документы и характеристики (том 1 листы дела 175,176, 180,181,182-191, 192, 198, 199) не могут являться доказательством высшего по сравнению с другими работниками уровня квалификации.

Кроме того истец не могла претендовать на занятие других должностей, имеющихся у работодателя согласно Журналу учета приказов по личному составу (том 1 листы дела 146-171).

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

    Должность юрисконсульта по кадровым вопросам не могла быть предложена ФИО2, поскольку может быть замещена лицом, имеющим высшее профессиональное образование по специальности юриспруденция и стаж работы по специальности не мене одного года, что подтверждается должностной инструкцией (том 1 листы 211-217).ФИО2 не имеет диплома свидетельствующего о наличии у нее высшего образования по специальности юриспруденция.

Должность водителя * разряда не могла быть предложена ФИО2, поскольку предусматривает стаж работы по специальности не менее 1 года, что подтверждается должностной инструкцией (том 2 листы дела 18 -25), который у ФИО2 отсутствует.

Должность старшего инспектора по персоналу не могла быть предложена ФИО2, поскольку может быть замещена лицом, имеющим высшее профессиональное образование по специальности психология, что подтверждается должностной инструкцией (том 2 листы дела 27-35). ФИО2 не имеет диплома свидетельствующего о наличии у нее высшего образования по специальности психология.

Должность инженера по технике безопасности труда и охране не могла быть предложена ФИО2, поскольку может быть замещена лицом, имеющим высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее * лет, что подтверждается должностной инструкцией (том 2 листы дела11-16). ФИО2 не имеет необходимого стажа работы по указанному профилю.

При этом под вакантной должностью следует понимать должность, имеющуюся в штатном расписании, но не занятую ни одним работником, то есть должность по которой ни с кем не заключен трудовой договор.

Так из представленных ответчиком документов: заявления инженера по технике безопасности и охране труда ФИО16 о предоставлении отпуска по беременности и родам, приказа о предоставлении ФИО16 отпуска по беременности и родам от * года, листка нетрудоспособности, заявления ФИО17 о приеме на работу на должность инженера по технике безопасности и охране труда на время отпуска ФИО16, приказа о приеме на работу инженера по технике безопасности и охране труда ФИО17, трудового договора от * года заключенного между ответчиком и ФИО17, заявления ФИО16 о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет, приказа о предоставлении ФИО16 отпуска * года по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет, приказа от * года о продлении срока действия трудового договора ФИО17 и дополнительному соглашению к трудовому договору (том 2 листы дела 46-55) следует, что должность инженера по технике безопасности и охране труда МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР не являлась вакантной.

Так же не являлись вакантными должности уборщиков помещений 1 разряда, поскольку замещались на время отпуска основного работника (том 2 листы дела 2-8), вследствие чего не могли быть предложены ФИО2

Должность сторожей 1 разряда не являлись вакантными, поскольку замещались на время болезни основного работника (том 2 листы дела 36-45), вследствие чего также не могли быть предложены ФИО2

Проведенными проверками Государственной инспекции труда в <адрес> и прокуратурой <адрес> по вопросу нарушения трудовых прав старшего архивариуса МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР ФИО2 установлено нарушения сокращения процедуры работника ФИО2 в МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» БМР отсутствуют (том 1 листы дела 115-116, том 2 лист дела 17).

Таким образом, суд приходит к выводу, что трудовые отношения с ФИО2 были прекращены с соблюдением установленного законом порядка, каких-либо нарушений допущено не было, поэтому исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Транспортно-хозяйственное управление» Балаковского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд <адрес>.

Судья    А.Г. Лескин