Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Балаковский районный суд <адрес> в составе
судьи ФИО5
при секретаре судебного заседания Губиной Е.П.
с участием
прокурора ФИО2,
представителя ответчика - главы муниципального образования <адрес>, ответчика – Совета муниципального образования <адрес> - ФИО3, действовавшей на основании доверенности №.7/01-23 от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Совета муниципального образования <адрес> – ФИО4, действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> к главе муниципального образования <адрес>, Совету муниципального образования <адрес> о признании недействительным штатного расписания Совета муниципального образования <адрес>, признании недействительными приложения к распоряжениям главы муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе и замещающих выборные должности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к главе муниципального образования <адрес> о: признании недействительным распоряжения главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***; признании недействительным распоряжения главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***.
Определением суда от *** года принято уточненное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> о:
признании недействительным штатного расписания Совета муниципального образования <адрес>, утвержденного распоряжением главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
признании недействительным приложения к распоряжению от *** года № *** «О внесении изменений в штатное расписание», утвержденное главой муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
признании недействительным приложения к распоряжению от *** года № *** «О внесении изменений в штатное расписание», утвержденное главой муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
понуждении главы муниципального образования <адрес> издать распоряжение об утверждении штатного расписания Совета муниципального образования <адрес> с численностью депутатов, работающих на постоянной основе и замещающих выборные должности, не более 2 штатных единиц.
Определением суда от *** года к участию в деле привлечен Совет муниципального образования <адрес>.
В обоснование иска заместителя прокурора указано следующее.
Во исполнение приказов Генеральной прокуратуры РФ № *** от *** года, № ***от *** года, прокуратурой проведена проверка Устава муниципального образования <адрес> в ходе, которой установлено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Согласно части 1 статьи 16 Устава муниципального образования <адрес> представительный орган муниципального образования <адрес> муниципального образования <адрес> состоит из 25 депутатов, избираемых населением <адрес> на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Таким образом, в Совете муниципального образования <адрес> на постоянной основе могут работать не более 2 депутатов.
Часть 2 статьи 20 (действовавшего ранее) Устава муниципального образования <адрес> предусматривала, что на постоянной основе могут работать 3 депутата.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В связи с этим *** года прокуратурой <адрес> на Устав муниципального образования <адрес> принесен протест.
*** года решением Совета муниципального образования <адрес> № *** указанный протест прокуратуры удовлетворен.
*** года решением Совета муниципального образования город
Балаково № *** в Устав муниципального образования <адрес> внесены
изменения, согласно которым на постоянной основе могут работать не более 10
процентов депутатов от установленной численности Совета муниципального
образования <адрес>.
В ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что согласно распоряжению главы муниципального образования <адрес> от *** года № *** утверждено штатное расписание Совета муниципального образования <адрес>, в силу которого с *** года на постоянной основе в представительном органе работают 3 депутата.
*** года распоряжением главы муниципального образования город
Балаково издано распоряжение № ***, согласно которому с *** года
штатное расписание Совета муниципального образования <адрес>
утверждено в новой редакции, однако количество депутатов, работающих на
постоянной основе остается неизменным.
Указанные распоряжения являются незаконными, поскольку противоречат требованиям действующей редакции части 2 статьи 20 Устава муниципального образования <адрес>, а также части 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Оспариваемые распоряжения не содержат сведений об отмене ранее изданных распоряжений.
Действующая редакция штатного расписания Совета муниципального образования <адрес> влечет за собой необоснованное расходование средств местного бюджета, направленное на обеспечение деятельности 1 депутата Совета муниципального образования <адрес>, что нарушает интересы муниципального образования <адрес> и неопределенного круга лиц, поскольку указанные бюджетные средства могли бы расходоваться на иные цели, связанные с исполнением органом местного самоуправления своих полномочий.
Прокурор ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и пояснил, что заместитель прокурора <адрес> просил:
признать недействительным штатное расписание Совета муниципального образования <адрес>, утвержденного распоряжением главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
признать недействительным приложение (штатное расписание) к распоряжению от *** года № *** «О внесении изменений в штатное расписание», утвержденное главой муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
признать недействительным приложение (штатное расписание) к распоряжению от *** года № *** «О внесении изменений в штатное расписание», утвержденное главой муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
обязать главу муниципального образования <адрес> издать распоряжение об утверждении штатного расписания Совета муниципального образования <адрес> с численностью депутатов, работающих на постоянной основе и замещающих выборные должности, не более 2 штатных единиц, в течение одного месяца с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Перечисленные распоряжения не содержат сведения об отмене предыдущих распоряжений.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Закон содержит указание о численности депутатов, а не о численности штатных единиц.
Представитель ответчиков главы муниципального образования <адрес> и Совета муниципального образования <адрес> – ФИО3 возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на иск (листы дела №, 100-101). Согласно статье 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Устава муниципального образования <адрес> глава муниципального образования <адрес> является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями
Согласно части 1 статьи 24 Устава глава муниципального образования <адрес> издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения, руководит работой аппарата Совета <адрес>, в соответствии с законодательством пользуется правом найма и увольнения работников аппарата Совета <адрес>, налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата Совета <адрес>, решает вопросы об их поощрении.
Пунктом 4.1 Положения «Об аппарате Совета муниципального
образования <адрес>», утвержденного решением Совета Балаково от *** года № *** (с изменениями внесенными решением Совета от *** года №) установлено, что штатное расписание аппарата Совета <адрес> утверждается главой муниципального образования <адрес>.
В соответствии с Уставом <адрес>, Положением «Об аппарате Совета муниципального образования <адрес>», распоряжением главы <адрес> от *** года № ** «Об индексации» *** года главой муниципального образования <адрес> в пределах его полномочий было издано распоряжение № *** «О внесении изменений в штатное расписание», в соответствии с которым штатное расписание Совета муниципального образования <адрес> утверждено *** года в новой редакции.
Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после государственной регистрации и вступают в
силу после их официального опубликования (обнародования).
Решение Совета <адрес> от *** года № *** «О внесении
изменений и дополнений в Устав муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, принятый решением Совета муниципального образования <адрес> *** года № ***» было опубликовано в общественно-политической газете «Балаковские вести» за №, являющейся источником официального опубликования нормативных правовых актов Совета <адрес>, *** года.
Внесенное вышеуказанным решением Совета <адрес> во второе предложение части 2 статьи 20 Устава <адрес>, устанавливающее, что на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности Совета муниципального образования <адрес>, вступили в силу после *** года.
Согласно статье 12 Трудового кодекса Российской Федерации, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Изменения, внесенные в часть 2 статьи 20 Устава и вступившие в силу после *** года, не могут применяться к трудовым отношениям, возникшим с *** года на основании распоряжения главы <адрес> от *** года № *** «О внесении изменений в штатное расписание».
В связи с удовлетворением протеста прокурора <адрес> на отдельные нормы Устава <адрес>, решением Совета <адрес> от *** года № * «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, принятый решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №» второе предложение части 2 статьи 20 Устава <адрес> изложено в следующей редакции: «На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности Совета муниципального образования <адрес>». Установленная численность депутатов Совета, согласно части 1 статьи 16 Устава, составляет 25 человек. Соответственно, 10 процентов от установленной численности составляет 2,5 депутата. То есть, в Совете <адрес> два депутата могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе на условиях полного рабочего времени, а один депутат работать на условиях неполного рабочего времени, что предусмотрено статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом <адрес>, Положением «Об аппарате Совета муниципального образования <адрес>», решением Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>, принятый решением Совета муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава <адрес> в пределах своих полномочий издал распоряжение №-рк «О внесении изменений в штатное расписание». Данным штатным расписанием с ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено 0,5 ставки для выборной должности председателя комитета по бюджетно-финансовой, экономической и индустриальной политике Совета <адрес>. В результате размер денежного вознаграждения председателя комитета утвержден в сумме 38 281 рубля, что составляет 0,5 денежного содержания утвержденного для председателя комитета, работающего на полную ставку.
В соответствии с пунктом 1.9 Положения о Совете муниципального образования <адрес> финансирование расходов на содержание Совета <адрес> осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования <адрес>. Согласно части 1 статьи 18 Устава <адрес> утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции Совета <адрес>. Решением Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования <адрес> на 2012 год и плановый перио<адрес> годы» утверждены расходы на содержание Совета муниципального образования <адрес> на 2012 год, предусматривающие в том числе расходы на содержание 2,5 ставок выборных должностей, работающих постоянной основе. Данное решение было рассмотрено на публичных слушаниях с участием жителей <адрес>, опубликовано в Вестнике Совета муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, который является источником официального опубликования нормативных правовых актов Совета <адрес>. Решение «О бюджете муниципального образования <адрес> на 2012 год и плановый перио<адрес>.г.» вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, не было опротестовано или оспорено в судебном порядке. Штатное расписание Совета <адрес>, утвержденное распоряжением главы <адрес>, составлено в соответствии с решением Совета <адрес> «О бюджете муниципального образования <адрес> на 2012 год и плановый перио<адрес>.г.».
Штатное расписание - форма отчётности юридического лица организационно-распорядительный документ, отображающий структуру и численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы, включает в себя также учёт всех возможных дополнительных выплат сотрудникам - премий, компенсаций и т. д. в зависимости от занимаем должности. Штатное расписание является локальным правовым актом организации, регулирует трудовые отношения между работодателем и работниками данной организации, не затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Также распоряжение главы муниципального образования <адрес> об утверждении штатного расписания не влияет на параметры бюджета <адрес>, утверждаемое в соответствии с уставом решением Совета <адрес> о бюджете и не может тем самым нарушать права муниципального образования <адрес>.
Согласно статье 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Статья 12 Конституции Российской Федерации установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Частью 1 статьи 18 Устава <адрес> к компетенции Совета <адрес> отнесено установление размеров и условий оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправна должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе.
По смыслу приведенных правовых норм, органы каждой из ветвей власти, в том числе и органы местного самоуправления, самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию других органов власти. Заместителем прокурора <адрес> перед судом поставлен вопрос, разрешение которого отнесено к исключительным полномочиям Совета муниципального образования <адрес> и главы <адрес>.
В дополнительном отзыве представитель ответчиков – ФИО3 указала, что прокурором пропущен срок исковой давности по обжалованию распоряжения главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***.
Представитель ответчика Совета муниципального образования <адрес> ФИО4 поддержала позицию, изложенную представителем ответчиков – ФИО3, и дополнительно пояснила следующее.
Устав муниципального образования <адрес> был приведен в соответствие с требованиями положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На постоянной основе в Совете муниципального образования <адрес> могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. Совет муниципального образования <адрес> состоит из 25 депутатов, избираемых населением <адрес>. Соответственно, 10 процентов от установленной численности составляет 2,5 депутата. То есть, в Совете муниципального образования <адрес> могут осуществлять свои полномочия два депутата на постоянной основе на условиях полного рабочего времени, а один депутат работать на условиях неполного рабочего времени, что предусмотрено статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. О законности принятого решения имеется заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип самостоятельности бюджета, то есть право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Все процедуры по утверждению местного бюджета были проведены в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика считала, что в случае удовлетворения требований прокурора необходимо три месяца для исполнения требований, изложенных в исковом заявлении.
Суд, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, установил следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии со статьей 31.1 Устава муниципального образования <адрес> муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами <адрес>, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Статус муниципальных служащих, условия и порядок прохождения муниципальной службы определяются нормативными правовыми актами Совета муниципального образования <адрес> с учетом требований, установленных федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом.
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что расходы на финансирование заработной платы, в том числе депутатов, работающих на постоянной основе, осуществляются за счет средств местного бюджета.
Расходование средств местного бюджета затрагивает интересы неопределенного круга лиц, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В связи с изложенным суд считает, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 ГК РФ).
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Прокурор ФИО2 утверждал, что о содержании распоряжения от *** года № *** прокуратуре стало известно в июне *** ода.
*** года прокурор <адрес> направил в адрес главы муниципального образования <адрес> (лист дела №) о приведении Устава муниципального образования в части установления количества депутатов, работающих на постоянной основе. В связи с изложенным суд считает, что прокурор должен был узнать о том, что на постоянной основе в Совете муниципального образования <адрес> работают три депутата не позднее *** года.
Доказательства, свидетельствующие о том, что прокурору <адрес> стало известно о распоряжении главы муниципального образования <адрес> от *** года № *** ранее *** года, ответчиками суду не представлены, мотивированных ходатайств об оказании содействия в истребовании доказательств не заявлено.
Суд считает, что прокурором не пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
Распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рк (лист дела №) утверждено штатное расписание Совета муниципального образования <адрес> с *** года, согласно приложению. В приложении к данному распоряжению указано, что на постоянной основе работают три человека, замещающие выборные должности (строки 1, 2, 3, 4).
Распоряжением главы муниципального образования <адрес> от *** года № *** (лист дела №) внесены изменения в распоряжение главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***, и утверждено штатное расписание Совета муниципального образования <адрес> с *** года в новой редакции, согласно приложению. В приложении (штатном расписании) к данному распоряжению указано, что на постоянной основе работают три человека, замещающие выборные должности (строки 1, 2, 3, 4).
Распоряжением главы муниципального образования <адрес> от *** года № *** (лист дела №) внесены изменения в распоряжение главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***, и утверждено штатное расписание Совета муниципального образования <адрес> с *** года в новой редакции, согласно приложению. В приложении (штатном расписании) к данному распоряжению указано, что на постоянной основе работают три человека, замещающие выборные должности (строки 1, 2, 3, 4).
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 1 «Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закона) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 5 статьи 40 Закона установлено, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Пунктом 2 статьи 20 Устава муниципального образования <адрес> (с изменениями, зарегистрированными *** года) установлено, что в соответствии с решением Совета <адрес> депутат Совета <адрес> может осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе или на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности Совета муниципального образования <адрес>.
Совет <адрес> является представительным органом местного самоуправления <адрес>, состоящим из 25 депутатов, избираемых населением <адрес> на муниципальных выборах (статья 16 Устава).
В Совет муниципального образования <адрес> избрано 25 депутатов. Исходя из буквального смысла статьи 40 Закона следует, что на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. Суд считает, что в Совете муниципального образования <адрес> на постоянной основе могут работать не более двух депутатов, поскольку данный закон установил количество депутатов, которые могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе, а не количество штатных единиц. Также закон не предусматривает определение долей штатных единиц при определении количества депутатов, которые могут работать на постоянной основе.
Анализируя имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что не соответствуют закону:
штатное расписание Совета муниципального образования <адрес>, утвержденное распоряжением главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
приложение (штатное расписание) к распоряжению от *** года № *** «О внесении изменений в штатное расписание», утвержденное главой муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
приложение (штатное расписание) к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О внесении изменений в штатное расписание», утвержденное главой муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4).
Не подлежит удовлетворению требование прокурора о понуждении главы муниципального образования <адрес> издать распоряжение об утверждении штатного расписания Совета муниципального образования <адрес> с численностью депутатов, работающих на постоянной основе и замещающих выборные должности, не более 2 штатных единиц, поскольку суд не вправе предрешать существо действий и решений, которые необходимо совершить или принять должностному лицу.
Аналогичная позиция изложена в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», где указано что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора <адрес> к главе муниципального образования <адрес>, Совету муниципального образования <адрес> о признании недействительным штатного расписания Совета муниципального образования <адрес>, признании недействительными приложения к распоряжениям главы муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе и замещающих выборные должности – удовлетворить частично.
Признать не соответствующими закону:
штатное расписание Совета муниципального образования <адрес>, утвержденное распоряжением главы муниципального образования <адрес> от *** года № ***, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
приложение (штатное расписание) к распоряжению от *** года № *** «О внесении изменений в штатное расписание», утвержденное главой муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4);
приложение (штатное расписание) к распоряжению от *** года № *** «О внесении изменений в штатное расписание», утвержденное главой муниципального образования <адрес>, в части установления численности депутатов, работающих на постоянной основе (строки 1, 2, 3, 4).
В удовлетворении остальной части исковых требований заместителя прокурора <адрес> – отказать.
В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором представление в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд.
Судья ФИО5