Решение по гражданскому делу № 2-2124/2012 о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

ДД.ММ.ГГГГ    года    <адрес>

Балаковский районный суд <адрес> в составе

судьи Языкеева С.Н.

при секретаре судебного заседания ФИО1

с участием

представителя истца ФИО9ФИО5, действовавшей на основании доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к администрации муниципального образования <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о понуждении включить семью в сводный список молодых семей-претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, претендующей на получение субсидий в 2013 году в соответствии с постановлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, датированного июлем 2006 года,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> в котором просил: обязать внести его семью в сводный список молодых семей-претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующей на получение субсидий в 2013 году в соответствии с постановлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, датированным июлем 2006 года, а также к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства осуществить постановку его семьи в сводный список молодых семей-претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующей на получение субсидий в 2013 году в соответствии с постановлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, датированного июлем 2006 года. В обоснование иска указано следующее.

*** года ФИО9 в управление муниципального жилья и жилищной политики администрации Балаковского муниципального района <адрес> были представлены все необходимые документы для участия в подпрограмме «Молодая семья». В связи с этим его семья, состоящая из четырех человек, была поставлена на учет, в качестве нуждающихся в получении жилья под номером ***. В декабре 2006 года семья истца значилась в очереди под номером 46. Через некоторое время ФИО9 стало известно, что он был исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Молодая семья», поскольку в августе 2006 года ему исполнилось 30 лет. Постановление об исключении истца из очереди получено не было.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ возраст каждого из супругов молодой семьи для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» был установлен не превышающим 35 лет. В связи с этим семья истца была восстановлена в очереди, но уже под номером *** по дате подачи документов – *** года. Однако по правилам формирования очередности на получение субсидии, в первую очередь учитывалась дата принятия постановления о признании семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий. Его семья первоначально была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в июне 2006 года

В апреле *** года истец обратился с заявлением о восстановлении в очереди, по состоянию на *** год и был восстановлен решением комиссии. В *** году обнаружилось, что восстановления не произошло. Документы, датированные *** годом, не сохранены, и его семья отброшена в конец очереди. Всю эту информацию ему в устной беседе сообщил консультант, не выдавая никаких письменных подтверждающих документов.

По данному факту истец обратился в прокуратуру с заявлением о проведении проверки. Прокуратурой было установлено, что семья истца в *** году состояла на учете в администрации Балаковского муниципального района <адрес> по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Из этого, по мнению истца, следует, что в ходе проверки был подтвержден факт признания семьи нуждающейся в *** году, так как она не могла быть участником этой программы без соответствующего постановления о признании семья нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в том числе новая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». В апреле 2012 года истцом был вновь подан пакет документов для участия в указанной программе и письмом администрации Балаковского муниципального района от *** года он был уведомлен о том, что учетное дело его семьи было передано из Балаковского муниципального района в муниципальное образование <адрес> под номером ***. Также в этом письме было сообщено, что постановление главы администрации Балаковского муниципального района о признании моей семьи нуждающейся в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» датировано *** года.

В соответствии с пунктом 21 правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из списка молодых семей-претендентов на получение субсидии в *** году, молодые семьи - претенденты располагаются в списке в порядке постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пункт 7 вышеуказанных правил гласит, что в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так как в данном случае применяется статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, то по аналогии и снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях также должно происходить в соответствии со статьей 56 ЖК РФ. Решение о снятии его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией принято не было, да и правовых оснований для этого нет. Жилищное положение семьи ФИО9 с июля *** года не изменилось.

Истец считал, что при приеме документов и формировании очередности претендентов на получение субсидии в 2013 году по вышеуказанной программе для моей семьи должна учитываться дата первоначальной постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть *** июля *** года, а не *** апреля 2008 и *** 2012 года.

Определением Балаковского районного суда <адрес> от *** года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ФИО2, Аспидов С.А., ФИО4

Истец ФИО9 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть иск в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца - ФИО5 поддержала исковые требования в полном объеме, дала аналогичные изложенным в исковом заявлении объяснения, дополнительно объяснила, что в *** году истец написал заявление о восстановлении его семьи в очереди для участия в подпрограмме в связи изменением его возраста, однако о нарушенном праве истец узнал только в *** году.

С 2006 года жилищные условия семьи ФИО10 не изменились. Семья была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем была постановлена на учет. Представитель ответчика не оспаривал этот факт. Обстоятельство утери документов, относящиеся к семье ФИО10, не должно повлиять на постановку этой семьи на учет в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. При формирование порядка нумерации очереди участников новой подпрограммы, необходимо принимать во внимание дату первоначальной постановки семьи ФИО10 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть датированную июлем 2006 года.

Третьи лица ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

В судебном заседании *** года третье лицо ФИО2, допрошенная в качестве свидетеля показала, что истец ФИО9 является её супругом.

*** года их семья была поставлена на учет в качестве участников подпрограммы «Молодая семья». В Росреестр истцом ФИО9 были сданы следующие документы: справка БТИ, справка с работы, заявления о постановке на учет и включения в качестве участников подпрограммы. Она присутствовала при передачи супругом указанных документов. Она не помнит специалиста, который принимал перечисленные документы. Им не была выдана расписка, подтверждающая факт передачи пакета документов. Обстоятельство передачи документов подтверждается платежными документами. Потом эту расписку затребовали у руководителя Управления муниципального жилья и жилищной политики ФИО6 Однако им было отказано в предоставлении расписки. В это время семья состояла на учете примерно под двадцатым номером. Периодически обращались к специалисту, принявшему пакет документов, с просьбой о предоставлении информации о продвижении очереди. Специалист пояснял, что у него имеются их контактные номера телефонов, если возникнет необходимость, он позвонит. Потом узнали, что номер их очереди изменился, который был свыше 400-го номера.

Ответчик администрация муниципального образования <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

В судебном заседании *** года представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес>ФИО7 возражала против удовлетворения иска ФИО9 по основаниям, изложенным в отзыве (листы дела ).

Семья ФИО9 являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В настоящее время действие этой программы завершено. Получение социальных выплат после завершения действия программы действующим законодательством не предусмотрено.

Участие в программе на 2011–2015 годы носит добровольный и заявительных характе<адрес> с тем учетные дела по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в 2002-2010 годах были переданы из администрации Балаковского муниципального района в администрацию муниципального образования <адрес>.

Орган местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует и утверждает сводный список молодых семей участников подпрограммы.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Формирование списков на получение социальных выплат осуществляется из списков молодых семей, участников подпрограммы, в той же хронологической последовательности, в которой каждая из нуждающихся в получении социальной выплаты молодая семья была поставлена на жилищный учет.

Подтверждения того, что семья ФИО9 была признана нуждающийся в 2006 году администрации муниципального образования <адрес> не представлено.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья» формирование списков на получение социальных выплат осуществляется из списков молодых семей - участников подпрограммы в той же хронологической последовательности, в которой каждая из нуждающихся в получении социальной выплаты молодая семья была поставлена на жилищный учет.

Этот сводный список формируется только на год. *** года истцу исполнится 36 лет, а сводный список будет сформирован только после *** года. Учетное дело семьи ФИО10 было передано под номером ***. Однако при формировании списка претендентов на участие в подпрограмме, номер очереди может быть другим, поскольку какие-то семьи могут отказаться от участия в подпрограмме, а какие-то семьи могут быть сняты с учета. В учетном деле семьи ФИО10 находились заявления истца от ***года о признании его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, о включении в качестве участников в подпрограмме. Заявление истца о восстановлении его семьи в очереди отсутствовало в данном учетном деле. В настоящее время сводный список не сформирован. Истец и его представитель не представили суду доказательства, подтверждающие то, что семья ФИО10 в 2006 году была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В случае если такие доказательства будут представлены, то семья истца будет включена в список с учетом представленных сведений в хронологическом порядке.

Ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> приобщил к материалам дела отзыв (листы дела ), в котором указал следующее. Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям посредством представления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. В списке молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в *** году, представленных администрацией Балаковского муниципального района, семья ФИО9 значилась под № ***, согласно дате постановки на учет *** года.

Однако в списке молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в *** году администрацией муниципального образования <адрес>, семья истца не значится.

Список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в *** году администрацией муниципального образования <адрес> по состоянию на *** года представлен не был.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля ФИО2, исследовав письменные доказательства, установил следующее.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 2 статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец ФИО9 имеет семью в составе четырех человек, что подтверждается копиями свидетельств о рождении ФИО4, ФИО3, о заключении брака (листы дела ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы», в рамках которой действовала подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Механизм реализации подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставлялась на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и могла быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставлялось молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

Эти Правила устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 675, а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 638 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 35, ст. 3386), при рождении (усыновлении) ребенка.

В соответствии с пунктами 15, 16 указанных выше Правил для участия в подпрограмме молодая семья должна подать в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ДД.ММ.ГГГГ; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета.

От имени молодой семьи документы, предусмотренные в пунктах 15, 38 и 40 Правил, могли быть поданы одним из ее членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.

В соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об уполномоченном органе исполнительной власти области» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено уполномоченным органом исполнительной власти области, осуществляющим взаимодействие с Министерством регионального развития Российской Федерации, в том числе на участие в конкурсах, заключение соглашений о предоставлении бюджету <адрес> субсидий из федерального бюджета при реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес>» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по осуществлению взаимодействия с Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения возраста участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 30 до 35 лет.

*** года истец ФИО9 от имени своей семьи в составе четырех человек подал заявления в администрацию Балаковского муниципального района <адрес> о постановке его семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании его и членов его семьи нуждающимися в получении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (листы дела , 88).

На основании постановления главы администрации Балаковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (лист дела ) семья ФИО9 в составе четырех человек была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».

*** года истцом в адрес главы администрации муниципального образования <адрес> было направлено обращение о разъяснении причин невключения его семьи в очередь для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» программы «Жилище» на 2002-2010 годы, нарушении порядка очередности при формировании списков молодых семей – участников программы, а также об изменении порядкового номера в очередности на получение субсидии в соответствии с датой принятия постановления о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий от *** года, присвоив ей порядковый номер 46 (лист дела 9).

Из копии ответа главы администрации Балаковского муниципального района <адрес> от *** года (лист дела ) следует, что на момент подачи первоначального пакета документов *** года в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей подпрограммы могла быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и более 1 и более детей, соответствующая условию:

- возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 30 лет.

Также в этом сообщении указано что ФИО9 в августе *** года исполнилось 30 лет, поэтому его семья не могла быть включена в список молодых семей – участников подпрограммы на *** и *** годы. В связи с внесением изменений в указанную подпрограмму и увеличением возраста участников до 35 лет истцом на состав семьи из четырех человек был подан новый пакет документов – *** года. С учетом требования условий подпрограммы и указанных Правил семья была включена в сводный список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на *** год, исходя из даты постановки на учет под номером ***, на *** год – под номером ***, на *** год – под номером ***.

В соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, в том числе и реализация различных жилищных программ. Таким образом, реализацию новой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с *** года осуществляет муниципальное образование город ***.

Сторонами не оспаривался факт признания семьи ФИО9 нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 30 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в которой имеется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Условиями прекращения реализации указанной подпрограммы являются досрочное достижение цели и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.

Актом приема-передачи *** года администрацией Балаковского муниципального района <адрес> были переданы администрации муниципального образования <адрес> учетные дела претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (листы дела ). В акте за № *** указано о наличии учетного дела семьи истца.

Постановлением администрации <адрес> от *** года № *** была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования <адрес> на 2011-2015 годы» (листы дела ). В пункте 1 (Проблема улучшения жилищных условий молодых семей на территории муниципального образования <адрес>) указано, что в рамках реализации постановления Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», администрацией Балаковского муниципального района в администрацию муниципального образования <адрес> были переданы учетные дела молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент утверждения настоящей программы в муниципальном образовании <адрес> в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят на учете 596 молодых семей.

Целью программы является удовлетворение потребностей молодых семей в доступном и комфортном жилье. Задачами программы являются: оказание муниципальной поддержки молодым семьям – участникам программы, нуждающимся в улучшении жилищных условий; нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей.

Социальная выплата направляется на приобретение у любых лиц одного или нескольких жилых помещений или строительство жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть, в том числе использована: на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения; на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, ипотечного жилищного займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Из письменного отзыва на исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства следует, что в списке молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2012 году, представленных администрацией муниципального образования <адрес> семья истца ФИО9 не значится. Список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в 2013 году, администрацией муниципального образования <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ представлен не был.

*** года ФИО9 обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования город *** *** области (лист дела ) о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы его семьи в составе четырех человек.

В соответствии с постановлением администрации города *** *** области от *** года № *** ФИО9 в составе семьи из четырех человек был включен в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (лист дела ).

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат осуществляется из списков молодых семей - участников подпрограммы в той же хронологической последовательности, в которой каждая из нуждающихся в получении социальной выплаты молодая семья была поставлена на жилищный учет.

Истцом администрации муниципального образования на момент подачи заявления не были представлены доказательства наличия постановления администрации Балаковского муниципального района <адрес> от 2006 года о принятии его семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением главы администрации Балаковского муниципального района <адрес> от *** года (лист дела ) семья ФИО9 (в составе из четырех человек) принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Актом приема-передачи от *** года (листы дела ) учетные дела претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» от администрации Балаковского муниципального района <адрес> передана в администрацию муниципального образования <адрес>. В данном акте, в том числе указана семья ФИО9 под номером ***. В учетном деле отсутствуют сведения о признании семьи ФИО9 нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма и признании его участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2006 году.

Из объяснений представителя истца, данных в судебном заседании, отзыва представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на исковое заявление (листы дела )), а также из копии ответа прокуратуры от *** года (лист дела ) и копии ответа главы администрации Балаковского муниципального района <адрес> от *** года (листы дела ) судом установлен факт обращения истца от имени семьи в составе четырех человек *** года в администрацию Балаковского муниципального района <адрес> с заявлением о поставке на учет в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках реализации программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное или оспоренное право.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.

Пунктом 2 указанных правил установлено, что социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации; е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 575).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 15 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 575) а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 15(1) Правил установлено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство); д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) (п. 15(1) введен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 575).

От имени молодой семьи документы, предусмотренные пунктами 15 либо 15(1), 27 и 28 настоящих Правил, могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (пункт 16 Правил).

Пунктом 17 Правил установлено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

Пунктом 18 Правил установлено, что Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 20 Правил установлено, что Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 21 Правил установлено, что Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 22 Правил установлено, что Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования администрацией муниципального образования <адрес> не сформирован сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и не представила этот список в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Срок формирования данного списка, установленный действующим законодательством, не истек.

В соответствии с пунктом 22 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не сформировал и не утвердил сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Срок формирования и утверждения этого списка не истек.

Суд считает, что истцом не представлены доказательства нарушения его права, в части требований изложенных в просительной части иска.

В связи с изложенным отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований ФИО9 к администрации муниципального образования <адрес> о понуждении внести его семью в сводный список молодых семей-претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующей на получение субсидий в 2013 году в соответствии с постановлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, датированным июлем 2006 года, а также к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства о понуждении осуществить постановку его семьи в сводный список молодых семей-претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, претендующей на получение субсидий в 2013 году в соответствии с постановлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, датированного июлем 2006 года.

Отказ в удовлетворении перечисленных требований не лишает истца права обратиться в суд с иными требованиями к указанным ответчикам.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО9 к администрации муниципального образования <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о понуждении включить семью в сводный список молодых семей-претендентов участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, претендующей на получение субсидий в 2013 году в соответствии с постановлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, датированного июлем 2006 года - отказать.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд.

Судья    С.Н. Языкеев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200