1 ноября 2011 г. п. Балахта Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Ерлыкова И.М., с участием ст.помощника прокурора Балахтинского района Атарчикова Д.В., при секретаре Акимовой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к муниципальному учреждению Отдел социальной защиты населения администрации <адрес> о взыскании компенсации расходов на оплату проезда, по апелляционной жалобе ответчика - муниципального учреждения Отдел социальной защиты населения администрации <адрес> на решение мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: «Взыскать с муниципального учреждения Отдел социальной защиты населения администрации <адрес> в пользу ФИО1 19 058 руб. 00 коп. и государственную пошлину в размере 762 руб. 32 коп. в доход государства», УСТАНОВИЛ: <адрес> (далее по тексту - прокурор) в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному учреждению Отдел социальной защиты населения администрации <адрес> (далее по тексту - ОСЗН) о взыскании компенсации расходов на оплату проезда ребенка-инвалида ФИО2 к месту лечения в ФГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени ФИО5» в <адрес> и обратно в сумме 19 630 руб. Свои требования прокурор мотивировал тем, что согласно <адрес> «О социальной поддержке инвалидов» инвалиды (в том числе дети-инвалиды), имеющие место жительства на территории <адрес>, имеют право на получение денежной компенсации расходов на оплату проезда в пределах Российской Федерации на междугородном железнодорожном (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности) транспорте. Указанная мера социальной поддержки распространяется и на лицо, сопровождающее ребенка-инвалида. ФИО1 обратился в ОСЗН для получения компенсации расходов на оплату проезда в <адрес> и обратно, но ему в этом ответчиком было отказано по тем основаниям, что ФИО1 произвел расходы на оплату проезда в фирменном поезде. Исходя из смысла Закона «О социальной поддержке инвалидов», органы государственной власти <адрес> берут на себя обязанность предоставить инвалидам денежную компенсацию расходов на оплату проезда в пределах Российской Федерации на междугородном железнодорожном транспорте. Исключением является оплата проезда в фирменных поездах и вагонах повышенной комфортности. Указанное ограничение введено с целью исключения злоупотребления инвалидами своими правами, и не лишает граждан, отнесенных к категории инвалидов, права на получение вышеуказанной компенсации в пределах, установленных законом. Поскольку стоимость проезда ФИО1 и его сына по указанному маршруту на скором поезде в купейном вагоне составляла бы 21 324 руб. 60 коп., на компенсацию которой он имел бы право, а фактически понесенные им расходы составили 19 630 руб., то ФИО1 имеет право на получение денежной компенсации расходов на оплату проезда в пределах понесенных расходов. Мировым судьей постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе и дополнении к ней ответчик ОСЗН просит решение мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить и отказать истцу в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что ФИО1 произвел расходы на оплату проезда на междугородном железнодорожном фирменном поезде, в то время как детям-инвалидам законом предусмотрена компенсация расходов на оплату проезда в пределах РФ на междугородном железнодорожном транспорте, а именно - в поездах и вагонах всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности. Прокурор придает содержанию правовой нормы расширительный характер, допуская возможность её толкования. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ просит освободить ОСЗН, являющийся структурным подразделением администрации <адрес>, т.е. органа местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины. В судебном заседании представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ доводы апелляционной жалобы поддержала. Помощник прокурора <адрес> ФИО7 с жалобой не согласился, исковые требования поддержал и просил оставить решение мирового судьи без изменений. Истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Представитель третьего лица - Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил решение мирового судьи отменить и принять новое решение об отказе в иске. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства социальной политики <адрес>. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд считает апелляционную жалобу удовлетворению не подлежащей, решение мирового судьи изменению или отмене не подлежащим по следующим основаниям. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 указанного закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя в том числе восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение В соответствии с ч. 2 ст. 3.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке инвалидов» инвалиды (в том числе дети-инвалиды), имеющие место жительства на территории <адрес>, имеют право на получение денежной компенсации расходов на оплату проезда в пределах Российской Федерации на междугородном транспорте - автомобильном (общего пользования, кроме такси), водном (места III категории), железнодорожном (поезда и вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместным купе, купейных вагонов в фирменных поездах и вагонов повышенной комфортности), а также авиационном (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения - к месту проведения и обратно: обследования по направлениям федеральных, краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных на территории <адрес>, оказывающих медицинскую помощь (далее - учреждения здравоохранения), в иные федеральные, краевые государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, расположенные на территории <адрес>, в случае, если в учреждении здравоохранения медицинская услуга, необходимая гражданину по медицинским показаниям, не может быть предоставлена или не может быть установлен точный диагноз, а также по направлениям уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений здравоохранения в федеральные и иные государственные специализированные учреждения здравоохранения, расположенные за пределами <адрес>, в случае, если учреждениями здравоохранения, расположенными на территории <адрес>, медицинская услуга, необходимая гражданину по медицинским показаниям, не может быть предоставлена или не может быть установлен точный диагноз, выданным в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в сфере здравоохранения. Указанная мера социальной поддержки распространяется на лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, инвалида, имеющего I группу инвалидности или признанного до ДД.ММ.ГГГГ имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, до очередного переосвидетельствования. Порядок предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим место жительства на территории <адрес>, денежной компенсации расходов на оплату проезда в пределах Российской Федерации на междугородном транспорте - автомобильном (общего пользования, кроме такси), водном (места III категории), железнодорожном (поезда и вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместным купе, купейных вагонов в фирменных поездах и вагонов повышенной комфортности), а также авиационном (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения - к месту проведения обследования, медико-социальной экспертизы, реабилитации и обратно устанавливается <адрес>. В соответствии со ст. 4 указанного закона <адрес> финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки, предусмотренной, в том числе ст. 3.2 настоящего закона, является расходным обязательством <адрес>. В соответствии с п.п. 2, 3, 4, 5 Порядка предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим место жительства на территории <адрес>, денежной компенсации расходов на оплату проезда в пределах Российской Федерации на междугородном транспорте - автомобильном (общего пользования, кроме такси), водном (места 111 категории), железнодорожном (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности), а также авиационном (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения - к месту проведения обследования, медико-социальной экспертизы, реабилитации и обратно, утвержденного Постановлением Совета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, для получения компенсации инвалиды или законные представители инвалидов (в том числе детей-инвалидов) представляют в уполномоченный орган муниципального района или городского округа <адрес> в сфере социальной защиты населения по месту жительства (далее - орган социальной защиты): 1) заявление о предоставлении компенсации с указанием счета, открытого в российской кредитной организации, или почтового адреса с указанием почтового отделения; 2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; 3) копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида; 4) копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы; 5) проездные документы, подтверждающие стоимость проезда инвалида (ребенка-инвалида) и сопровождающего лица; 6) копию направления на обследование федерального, краевого государственного или муниципального учреждения здравоохранения, расположенного на территории <адрес>, оказывающего медицинскую помощь (далее - учреждение здравоохранения), в иное федеральное, краевое государственное или муниципальное учреждение здравоохранения, расположенное на территории <адрес>, - для назначения компенсации при проезде к месту проведения обследования и обратно в пределах <адрес>; 7) копию направления на обследование уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений здравоохранения в федеральное или иное государственное специализированное учреждение здравоохранения, расположенное за пределами <адрес>, - для назначения компенсации при проезде к месту проведения обследования и обратно за пределами <адрес> в пределах Российской Федерации; 8) копию направления (вызова) бюро медико-социальной экспертизы - для назначения компенсации при проезде к месту проведения медико-социальной экспертизы в случаях обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах <адрес> в Федеральном государственном учреждении "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>", решения Федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы и обратно в пределах Российской Федерации; 9) копии документов, подтверждающих необходимость и факт проведения реабилитационных мероприятий (индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы; направление в реабилитационную организацию или вызов из реабилитационной организации; документ, подтверждающий проведение реабилитационных мероприятий), - для назначения компенсации при проезде к месту проведения реабилитации и обратно в пределах Российской Федерации. Копии документов, не заверенные органом, выдавшим соответствующие документы, или нотариально, представляются с предъявлением оригинала. В случае представления копий документов с предъявлением подлинников документов подлинники после сверки возвращаются заявителю. Компенсация назначается и выплачивается в случае, если обращение за ней последовало не позднее 90 календарных дней с даты окончания поездки (обратно), указанной в проездном документе. Днем обращения считается день подачи заявления о предоставлении компенсации со всеми необходимыми документами или дата, указанная на почтовом штемпеле отделения почтовой связи по месту отправления заявления со всеми необходимыми документами. Орган социальной защиты принимает решение о предоставлении компенсации или об отказе в предоставлении компенсации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. В случае принятия решения об отказе в предоставлении компенсации орган социальной защиты не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования. Основания для отказа в предоставлении компенсации: 1) несоответствие документов, представленных в орган социальной защиты, документам, перечисленным в пункте 2 настоящего Порядка; 2) несоблюдение срока обращения за компенсацией, установленного пунктом 4настоящего Порядка. В судебном заседании установлено, что ФИО1 является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой ФГУ Главного бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> серии МСЭ-2009 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), и проживает совместно с ним по адресу: <адрес>5, (л.д. 13). Согласно направлению Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с диагнозом «врожденный кифосколиоз» был направлен на обследование и консультацию в ФГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. ФИО5» Минздравсоцразвития России, расположенный в <адрес> (л.д. 12). Как следует из консультативного заключения врача отделения патологии позвоночника и нейрохирургии ФГУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. ФИО5», ФИО2 находился на контрольном осмотре во втором отделении ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Согласно представленным копиям железнодорожных билетов на имя ФИО1 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ они осуществили проезд в фирменном поезде по маршруту Красноярск - Санкт-Петербург, ДД.ММ.ГГГГ - в фирменном поезде по маршруту Санкт-Петербург - Красноярск. При этом стоимость проезда ФИО1 к месту обследования составила 7 200, 1 руб., в том числе сервис с бельем 143 руб.; ФИО2 - 2 614,9 руб., в том числе сервис с бельем 143 руб., и столько же обратно (л.д. 14-17). По возвращению из места обследования (<адрес>) ФИО1 обратился в МУ ОСЗН администрации <адрес> с заявлением о возмещении денежной компенсации расходов на оплату проезда к месту обследования и обратно ребенку-инвалиду и ему как сопровождающему лицу. Однако в выплате указанной компенсации ему было отказано по той причине, что он и ребенок осуществили поездку в фирменном поезде, оплата проезда в котором инвалиду (ребенку-инвалиду) и сопровождающему лицу законодательством не предусмотрена. Однако эти доводы, аналогичные доводам представителя ответчика в судебном заседании, нельзя признать убедительными. Ребенок-инвалид ФИО2 проживает на территории <адрес>, и Министерством здравоохранения <адрес> он был направлен на медицинское обследование и консультацию в <адрес>, в поездке его сопровождал отец ФИО1 Проезд к месту проведения обследования и обратно ими был осуществлен в купейном вагоне фирменного поезда. При этом ФИО1 понес реальные расходы на приобретение билетов себе и ребенку. Исходя из смысла вышеприведенных норм закона, их целью является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации, государством инвалидам гарантируются меры социальной поддержки, обеспечивающие им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. <адрес> «О социальной поддержке инвалидов» предусматривает право детей-инвалидов и сопровождающих лиц на получение денежной компенсации расходов на оплату проезда на междугородном железнодорожном транспорте - в поездах и вагонах всех категорий. Исключение составляют спальные вагоны с двухместным купе, купейные вагоны в фирменных поездах и вагоны повышенной комфортности. Таким образом, закон не лишает инвалида права на получение денежной компенсации в размере, установленном законом, т.е. в пределах стоимости проезда в поездах и вагонах всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности, в частности, в купейном вагоне скорого поезда. <адрес>а ФИО2 и ФИО1 по маршруту Красноярск - Санкт - Петербург и обратно в купейном вагоне фирменного поезда - 19 630 руб. не превышает стоимость проезда по этому же маршруту в купейном вагоне скорого поезда 21 324, 6 руб. (л.д. 18-19). Таким образом, удовлетворяя частично исковые требования прокурора, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что ФИО1 имеет право на получение денежной компенсации расходов на оплату проезда на междугородном железнодорожном транспорте в пределах, установленных законом, и обоснованно взыскал в его пользу 19 058 руб., исключив из стоимости билета стоимость сервиса с бельем в размере 143 руб., исходя из следующего расчета: 7 200 руб. - 143 руб.= 7 057 руб., 2 614,9 руб. - 143 руб.= 2471,9 руб.; 7057 руб. х 2 + 2471,9 руб. х 2= 19 058 руб. Мировым судьей при вынесении решения по существу спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения мирового судьи. Вместе с тем, суд полагает обоснованными доводы ответчика о неправомерности взыскания мировым судьей при вынесении решения с МУ ОСЗН администрации <адрес> государственной пошлины в размере 762 руб. 32 коп. в доход государства. В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцом или ответчиков. Согласно п. 1.1 Положения о МУ ОСЗН администрации <адрес> указанное учреждение является структурным подразделением администрации <адрес>. Таким образом, МУ ОСЗН администрации <адрес> является органом местного самоуправления, выполняющим задачи по социальной защите населения в районе и отвечающим за состояние, дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты в районе, и как ответчик в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты госпошлины. Учитывая изложенное, из решения мирового судьи подлежит исключению указание на взыскание с МУ ОСЗН государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-198, 329 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Исключить из решения мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указание на взыскание с Муниципального учреждения отдел социальной защиты населения администрации <адрес> государственной пошлины в сумме 762 руб. 32 коп. в доход государства. В остальной части решение оставить без изменения. Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его принятия. Судья: