Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года. п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Янарт В.Л.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Чуприкова Д.А.,
при секретаре Колесовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации ... о признании незаконным бездействия администрации ... в части непринятия мер по исполнению правил устройства электроустановок, а также соответствия категории электроприемников по надежности электроснабжения и обязании администрации ... устранить нарушение требования законодательства об энергоснабжении и в течение 3-х месяцев обеспечить снабжение потребителей электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, суд
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора ... обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации ... о признании незаконным бездействия администрации ... в части непринятия мер по исполнению правил устройства электроустановок, а также соответствия категории электроприемников по надежности электроснабжения и обязании администрации ... устранить нарушение требования законодательства об энергоснабжении и в течение 3-х месяцев обеспечить снабжение потребителей электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, мотивируя свои требования тем, что в рамках проводимой прокуратурой района, совместно со специалистом Ростехнадзора, проверки правил устройства электроустановок, а также соответствие категории электроприемников по надежности энергоснабжения, выявлено, что котельная «Аптека», переданная комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ... в аренду ООО «Балахтинские теплосети» относится в силу СНиПа II-35-76, к первой категории по надежности отпуска тепла потребителям. Указанная котельная, в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен должна быть оборудована электроприемниками второй категории с независимым, резервным источником питания. В нарушение приведенных норм права, в указанной котельной отсутствует резервный источник питания, что нарушает права лиц, являющихся потребителями предоставляемых котельной услуг.
В связи с этим, и.о. прокурора просит признать незаконным бездействие администрации ... в части непринятия мер по исполнению правил устройства электроустановок, а также соответствия категории электроприемников по надежности электроснабжения и обязать администрацию ... устранить нарушение требования законодательства об энергоснабжении и в течение 3-х месяцев обеспечить снабжение потребителей электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в котельной «Аптека», расположенной по адресу: ... ... д. ... Красноярского края.
В судебном заседании помощник прокурора ... ФИО1 требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации ... ФИО3, действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал и просил отказать в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации района. Суду пояснил, что администрацией предпринимались и предпринимаются меры по исполнению правил устройства электроустановок, а также соответствия категории электроприемников по надежности электроснабжения. Так в 2009 году приобретена передвижная дизельная электростанция. В 2010 году в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края направлялись сведения о потребности в дизельных электростанциях, так как у администрации ... средств на их приобретение не имеется и в бюджете района на 2010 г. средств на их приобретение не планировалось. Требования об обеспечении снабжения от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в котельной «Аптека» не оспаривал, но обеспечить снабжение потребителей электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания не представляется возможным в течение 3-х месяцев в связи с отсутствием средств. Стоимость передвижной дизельной электростанции составляет значительную сумму и её приобретение должно разрешаться при формировании районного бюджета на 2011 год.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Балахтинские теплосети» ФИО4 исковые требования о необходимости об обеспечении снабжения от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в котельной «Аптека» не оспаривал. С требованиями о бездействии администрации в этом вопросе не согласился, пояснив, что администрацией района предпринимались меры к приобретению электростанций, но Правительство края не выделяет денег на эти нужды, а у администрации района собственных средств на их приобретение не имеется. Котельная «Аптека» им передана администрацией района на основании договора аренды сроком на 1 год, но в дальнейшем этот срок будет продлен.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от Дата обезличена г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Право администрации ... на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, закреплено в ч. 1 ст. ... Красноярского края, принятого сессией ... Совета депутатов от Дата обезличена г.
Частью 2 приведенной выше статьи Устава, администрации района, предоставлено право, передавать имущество района во временное или постоянное пользование юридическим лицам.
Согласно договору аренды от Дата обезличена года, здание котельной передано администрацией ... в аренду ООО «Балахтинские теплосети».
Пунктом 2.1.1. приведенного выше договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан использовать арендуемое имущество в соответствии с условиями договора и его назначением.
Уставом ООО «Балахтинские теплосети» предусмотрены цели и предмет деятельности, к числу которых, в соответствии с п. 3.3. Устава относится: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.
В соответствие с пунктами 9 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю и бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу п. 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
На основании пунктов 37, 51 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, в случае возникновения внерегламентных отключений вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей графики аварийного ограничения вводятся по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания, предусмотренных установленной для него категорией надежности электроснабжения. При действии противоаварийной автоматики отключения нагрузки потребителей минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания с автоматическим запуском, предусмотренных категорией надежности электроснабжения этого потребителя.
Параграфом Номер обезличен СНиПа II-35-76 котельная определена как - комплекс зданий и сооружений, здание или помещения с котлом (теплогенератором) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенным для выработки теплоты в целях теплоснабжения.
В соответствии с п. 1.11 указанного СНиПа, потребители тепла по надежности теплоснабжения относятся: к первой категории - потребители, нарушение теплоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции); ко второй категории-остальные потребители тепла.
Согласно п. 1.12 приведенного выше СНиПа, котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории-котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории-остальные котельные.
В ходе прокурорской проверки установлено, что котельная «Аптека» относится к первой категории по надежности отпуска тепла потребителям.
Пунктами 14.1 и 14.2 выше указанного СНиПа установлено, что электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий. Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил.
На основании п. Дата обезличена Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от Дата обезличена N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" (далее по тексту ПУЭ), электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Пунктом Дата обезличена ПУЭ установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Прокурорской проверкой установлено, что котельная «Аптека» должна быть оборудована электроприемниками второй категории, с независимым, резервным источником питания, однако резервный источник питания в указанной котельной отсутствует.
Отсутствие резервного источника электроснабжения на котельной «Аптека» может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в границах поселения.
Под чрезвычайной ситуацией в соответствии с Федеральным законом «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст. 7 приведенного выше ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно п. 1 статьи 611 ГК РФ, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
В силу п. 1 ст. 612 ГК РФ, арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что обязанности по созданию резервных источников электроснабжения в котельной «Аптека», возложены на администрацию ..., как собственника указанной котельной.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных ФИО5 прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - поселка Балахта, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
Удовлетворяя требования прокурора ... в части обязания администрацию ... устранить нарушенные требования законодательства об энергоснабжении и обеспечить снабжение потребителей электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в котельной «Аптека», суд мотивирует тем, что указанное нарушение создает предпосылки для возникновения на территории ... чрезвычайной ситуации и угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, как потребителей тепловой энергии в данном поселении. Учитывая отсутствие средств на приобретение резервных источников питания в котельную в бюджете района и принцип формирования бюджета, суд полагает предоставить ответчику срок на устранение выявленного нарушения до Дата обезличена года.
Вместе с тем, суд полагает в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации ... по исполнению правил устройства электроустановок, а также соответствие категории электроприемников по надежности электроснабжения отказать. Поскольку в судебном заседании установлено, что администрацией района предпринимались и предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений, о чем свидетельствуют приобретение в 2009 году администрацией района передвижной электростанции и переписка администрации района с министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о приобретении резервных источников электроснабжения для нужд котельных района.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию ... устранить нарушение требования законодательства об энергоснабжении и в течение до Дата обезличена года обеспечить снабжение потребителей электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в котельной, расположенной в ... на ... д. Номер обезличен ... Красноярского края.
В части признания бездействия администрации ... по исполнению правил устройства электроустановок, а также несоответствие категории электроприемников по надежности электроснабжения незаконным, в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в ...вой суд через ... суд.
Судья