РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 марта 2011 г. п. Балахта Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Ерлыкова И.М. с участием помощника прокурора Балахтинского района Чуприкова Д.А., при секретаре Дорш О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... Красноярского края в интересах муниципального образования ... к администрации ..., ФИО3, обществу с ограниченной ответственностью «ВС-Проект Холдинг» о признании договоров ничтожными и возложении обязанности по возврату имущества, УСТАНОВИЛ: ... в интересах муниципального образования ... обратился в суд с иском к администрации ..., ФИО3 и обществу с ограниченной ответственность «ВС-Поект Холдинг» (далее - ООО «ВС-Проект Холдинг») о признании ничтожными договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества Номер обезличен от Дата обезличена г., заключенного между муниципальным образованием ... и ФИО4, и договора купли-продаажи недвижимого имущества от Дата обезличена г., заключенного между ФИО4 и ООО «ВС-Проект Холдинг». Свои требования прокурор ... мотивировал тем, что по договору от Дата обезличена г. муниципальным образованием ... ФИО3 проданы шесть нежилых зданий: нежилое здание «Каштак» Номер обезличен, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0001 (Лит. В, В 1, В 2); нежилое здание «Каштак» 1 строение 1, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0002 (Лит. В 4); нежилое здание «Каштак» 1 строение 2, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0003 (Лит. В 3); нежилое здание «Каштак» 1 строение 3, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0004 (Лит. В 5); нежилое здание «Каштак» 1 строение 4, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0005 (Лит. В 6); нежилое здание «Каштак» 1 строение 5, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0006 (Лит. В 7), находившихся в муниципальной собственности ... и являвшихся детским оздоровительным лагерем. В нарушение требований Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация указанного детского оздоровительного лагеря проводилась в отсутствие принятого порядка приватизации муниципального имущества. Имущество, подлежащее приватизации, надлежащим образом не определено, поскольку в прогнозном плане приватизации ... на 2006 г. указанное имущество значится как база отдыха. В план приватизации 2007 г. детский оздоровительный лагерь включен не был, чем нарушены ст.ст. 52, 62 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» детские оздоровительные комплексы (дачи, лагеря) не подлежат приватизации, в силу чего указанный договор является ничтожным на основании ст. 168 ГК РФ. Дата обезличена г. приобретенный ФИО4 детский оздоровительный лагерь продан по договору купли-продажи ООО «ВС-Проект Холдинг». Поскольку сделка по продаже муниципального имущества ФИО3 является ничтожной, соответственно, договор купли-продажи между ФИО4 и ООО «ВС-Проект Холдинг» также является ничтожным. В дальнейшем прокурор ... дополнил свои требования требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки по договорам купли-продажи от Дата обезличена г. и Дата обезличена г. Дата обезличена г. прокурор ... уточнил исковые требования и просил признать оба договора купли-продажи ничтожными и обязать ООО «ВС-Проект Холдинг» возвратить по акту приема-передачи указанные нежилые здания, ссылаясь на то, что ООО «ВС-Проект Холдинг» признакам добросовестного приобретателя не отвечает, поскольку в техническом паспорте указанные объекты недвижимости поименованы как детский оздоровительный лагерь, а законом установлен публичный запрет на приватизацию детских оздоровительных лагерей. В судебном заседании помощник прокурора ... ФИО1 требования поддержал по изложенным выше основаниям и пояснил, что на продажу детских оздоровительных лагерей законом наложен публичный запрет, поэтому ООО «ВС-Проект Холдинг» является недобросовестным приобретателем. Договор купли-продажи указанного имущества от Дата обезличена г. между муниципальным образованием ... и ФИО4 заключен в нарушение требований закона, вследствие чего является ничтожным. Поэтому у ФИО3 на момент заключения договора купли-продажи недвижимого имущества от Дата обезличена г. отсутствовало законное право на распоряжение данным имуществом. Считает, что весь комплекс зданий использовался как детский оздоровительный лагерь, поскольку это подтверждается показаниями свидетелей, а также в техническом паспорте указанные объекты недвижимости поименованы как детский оздоровительный лагерь «Приморье». Представитель администрации ... ФИО6 требования не признала и пояснила, что назначение спорных объектов недвижимости изменилось в 1997 г., когда распоряжением администрации ... на базе бывшего пионерского лагеря «Приморье» была создана муниципальная база отдыха «Приморье». Приватизирована база отдыха «Приморье» была по плану 2006 г. в 2007 г. по результатам торгов. Оснований для признания сделки от Дата обезличена г. незаконной не имеется, поскольку законом установлен запрет на приватизацию только на используемые по назначению детские оздоровительные лагеря. База отдыха «Приморье» как детский лагерь не использовалась, путевки туда не выделялись. Просит применить к требованиям о признании договора купли-продажи от Дата обезличена г. ничтожным исковую давность, срок которой истек Дата обезличена г. Представитель администрации ... ФИО7, действующий на основании доверенности, требования не признал и пояснил, что пионерский лагерь «Приморье» строился за счет средств предприятий района, до 1997 г. стоял на балансе Балахтинского межлесхоза, фактически был заброшен и по назначению не использовался. В 1997 г. на его базе было решено создать муниципальную базу отдыха для населения. Однако средств для восстановления и содержания базы отдыха не имелось, поэтому в 2006 г. депутатами было принято решение о её продаже. С 1997 г. эти объекты недвижимости как детский оздоровительный лагерь не использовались. Представитель ответчика ФИО3 ФИО8, действующий на основании доверенности от Дата обезличена г., требования не признал и пояснил, что законом предусмотрен запрет на приватизацию используемых по назначению детских оздоровительных лагерей, а спорные объекты недвижимости как детский оздоровительный лагерь собственником на протяжении ряда лет не использовались. ФИО3 об этом было известно, поэтому он является добросовестным приобретателем. В дальнейшем ФИО3 не хватило средств для содержания указанного имущества, и он продал его ООО «ВС-Проект Холдинг». Просил применить к требованиям о признании договора купли-продажи ничтожным исковую давность. Представитель ООО «ВС-Проект Холдинг» - директор ФИО9 требования не признал, поддержал доводы представителей администрации ... и представителя ФИО3 и пояснил, что он приобрел у ФИО3 базу отдыха «Приморье», предварительно ознакомился с документами, выяснил, что это имущество прошло процедуру приватизации и государственной регистрации, поэтому считать его недобросовестным приобретателем оснований не имеется. Представитель заинтересованного лица - Балахтинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ... в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора ... удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон Номер обезличенФЗ) порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Информация о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в ФИО10 или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта. В соответствии с ч.ч. 1, 5 Закона Номер обезличенФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущество на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущество на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона Номер обезличенФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок приятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. В соответствии со ст. 30 Закона Номер обезличенФЗ объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых; объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения; детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей); жилищного фонда и объектов его инфраструктуры; объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации. В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена г. пионерский лагерь «Приморье» был принят от Балахтинского межхозяйственного лесхоза в муниципальную собственность ... и передан на баланс районной администрации л.д. 41-42). Распоряжением администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена г. на базе бывшего межсовхозного пионерского лагеря «Приморье» для организованного массового отдыха населения района была создана муниципальная база отдыха «Приморье» л.д. 148). В состав муниципальной базы отдыха «Приморье» входило 6 нежилых зданий: нежилое здание, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0001, расположенное по адресу: ..., ..., 4,5 км юго-восточнее ..., урочище «Каштак», зд. 1; нежилое здание, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0002, расположенное по адресу: ..., ..., 4.5 км юго-восточнее ..., урочище «Каштак», зд. 1, строение 1; нежилое здание, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0003, расположенное по адресу: ..., ..., 4.5 км юго-восточнее ..., урочище «Каштак», зд. 1, строение 2; нежилое здание, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0004, расположенное по адресу: ..., ..., 4.5 км юго-восточнее ..., урочище «Каштак», зд. 1, строение 3; нежилое здание, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0005, расположенное по адресу: ..., ..., 4.5 км юго-восточнее ..., урочище «Каштак», зд. 1, строение 4; нежилое здание, кадастровый номер 24:03:0000000:04:204:002:000472240:0006, расположенные по адресу: ..., ..., 4.5 км юго-восточнее ..., урочище «Каштак», зд. 1, строение 5; которые являлись собственностью муниципального образования ... л.д. 59-98). ... Совета депутатов от Дата обезличена г. Номер обезличенр был утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества ... на 2006 г., который предусматривал в перечне объектов недвижимости, подлежащих приватизации в 2006 г., базу отдыха «Приморье» л.д. 150-151). Дата обезличена г. в газете «Сельская новь» было опубликовано информационное сообщение о проведении Дата обезличена г. аукциона по продаже имущества бывшего пионерского лагеря «Приморье», расположенного в урочище «Каштак», состоящего из шести нежилых зданий л.д. 116). Согласно протоколу заседания аукционной комиссии по итогам продажи указанного имущества от Дата обезличена г. победителем аукциона признан ФИО4 л.д. 129) На основании этого Дата обезличена г. между муниципальным образованием ... в лице КУМИ и ФИО4 был заключен договор купли-продажи Номер обезличен муниципального недвижимого имущества, согласно которому указанные 6 нежилых зданий были выкуплены ФИО4 у муниципального образования ... в лице КУМИ за 3 223 000 рублей л.д. 130-135). Дата обезличена г. право собственности ФИО3 на указанные нежилые здания зарегистрировано в ЕГРП л.д. 134, 105-110). Дата обезличена г. ФИО4 на основании договора купли-продажи продал указанные нежилые здания ООО «ВС-Проект Холдинг» л.д. 136-140). Право собственности ООО «ВС-Проект Холдинг» в ЕГРП зарегистрировано Дата обезличена г. л.д. 139-140, 105-110). Ответчики просят применить к исковым требованиям о признании договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества Номер обезличен от Дата обезличена г. срок исковой давности, ссылаясь на то, что задаток за приобретение базы отдыха «Приморье» был внесен Дата обезличена г., и с этого момента началось исполнение данной сделки, прокурор ... обратился в суд Дата обезличена г., то есть за переделами трехлетнего срока с момента, когда началось исполнение договора. Однако суд не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям. В п. 32 Постановления ФИО12 Суда РФ и ФИО12 ФИО11 Суда РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» указано, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания её таковой судом (п. 1 ст. 181 ГК РФ. В соответствии со ст.ст. 181, 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности по требованию о признании сделки недействительной начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Учитывая изложенное, в данном случае дата исполнения сделки определяется моментом перехода титула собственника на основании заключенного между сторонами договора. Государственная регистрации права собственности на шесть указанных нежилых зданий за ФИО4 произведена Дата обезличена г., и именно с этого момента возникло право на обращение в суд с исковыми требованиями о признании недействительным договора купли-продажи указанного недвижимого имущества. Исковое заявление прокурора ... поступило в суд Дата обезличена г., то есть в пределах срока исковой давности. ..., обращаясь с иском о признании договора купли-продажи от Дата обезличена г. ничтожным, ссылается на то, что имущество, подлежащее приватизации, надлежащим образом не определено, приобретенные ответчиком ФИО4 по данному договору шесть объектов недвижимого имущества являются детским оздоровительным лагерем, запрет на приватизацию которого установлен ст. 30 Закона Номер обезличенФЗ, а также на то, что приватизация указанного детского оздоровительного лагеря проводилась в отсутствие принятого порядка приватизации муниципального имущества. Вместе с тем, судом установлено, что в 1997 г. на базе межсовхозного пионерского лагеря «Приморье» по решению собственника - муниципального образования ... в лице администрации ... была создана муниципальная база отдыха «Приморье» для массового организованного отдыха населения района. Следовательно, спорный объект недвижимости изменил свое назначение и перестал существовать как детский оздоровительный лагерь. Это обстоятельство подтверждается справкой территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в ... о том, что санитарно-эпидемиологические обследования пионерского лагеря «Приморье» и муниципальной базы отдыха «Приморье» в период с 1997 г. по 2010 г. не проводились л.д. 195). Начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по ... в ... ФИО13, допрошенный в качестве свидетеля, показал, что пионерский лагерь функционировал до 1992-1993 годы. В дальнейшем этот комплекс зданий как пионерский лагерь не открывался и не использовался, за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам в Роспотребназдор никто не обращался, и официально дети в нем не размещались. Согласно справке филиала Номер обезличен ГУ-Красноярское РОФСС РФ фондом социального страхования путевки в детский оздоровительный лагерь «Приморье» в период с 1997 г. по 2009 г. не приобретались л.д. 194). Главный специалист филиала Номер обезличен (Шарыповский) ГУ - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ФИО14, допрошенный в качестве свидетеля, показал, что за период с 1994 г. по настоящее время денежные средства на подготовку лагеря «Приморье» к сезону и приобретение путевок в него не выделялись ни разу, поскольку пионерский лагерь прекратил свое существование в 90-х годах, объекты недвижимости не были оформлены как детский оздоровительный лагерь. Руководитель управления образования администрации ... ФИО15, допрошенная в качестве свидетеля, показала, что корпуса бывшего пионерского лагеря как нежилые помещения стояли на балансе управления образования до 2007 г., и в этот период пионерский лагерь официально не открывался и не работал. В 2002 - 2003 г.г. туда за счет местного бюджета неофициально на основании приказа направлялись воспитанники детдома и спортивной школы, использовались 2 корпуса и столовая. Свидетель ФИО16 показал, что воспитанники ДЮСШ по согласованию с администрацией района и управлением образования на основании приказа вывозились в лагерь в 2002-2003 годы, последние 5 лет детей туда не вывозили. Свидетель ФИО17 показала, что воспитанники Приморского детского дома вывозились в лагерь в ... в 2002-2003 г.г. за счет средств детского дома, т.к. в детском доме шел ремонт, путевок в указанный лагерь не выдавалось. Таким образом, в установленном порядке детский оздоровительный лагерь «Приморье» после 1997 г. не открывался; положения, утвержденного приказом организатора, не имел; санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам не выдавалось; средства на подготовку лагеря к сезону и приобретение путевок фондом социального страхования не выделялись. То обстоятельство, что муниципальная база отдыха «Приморье» временно использовалась в 2002-2003 годы для отдыха детей, не изменило её назначения, поскольку статуса детского оздоровительного лагеря она не имела и не использовалась как детский оздоровительный лагерь с 1997 г. Довод истца о том, что в техническом паспорте указанные объекты недвижимости поименованы как детский оздоровительный лагерь «Приморье» является необоснованным, поскольку ни в одном из 6 технических паспортов в разделах «назначение» и «использование» такое назначение объектов недвижимости не указано л.д. 60, 69, 76, 82, 88, 94). Указание в плане, имеющемся в техническом паспорте нежилого здания с кадастровым номером 24:03:0000000:0000:04:204:002:000472240:0001, места его расположения - территория оздоровительного лагеря «Приморье» не свидетельствует о его назначении л.д. 64). Поэтому ссылка истца на то, что имущество, подлежащее приватизации, надлежащим образом не определено, является необоснованной. Учитывая изложенное, положения ст. 30 Закона Номер обезличенФЗ в части запрета приватизации детских оздоровительных лагерей, в данном случае применены быть не могут. Довод истца о том, что торги проведены в нарушение ст. 10 Закона Номер обезличенФЗ по причине проведения торгов 2007 г., в то время как прогнозный план приватизации был утвержден на 2006 год, отклоняется ввиду следующего. Пунктом 1 указанной статьи Закона установлено, что порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно. Порядок планирования приватизации имущества в настоящем случае был реализован органами местного самоуправления ... путем принятия ... Советом депутатов решения от Дата обезличена г. Номер обезличенр «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества ... на 2006 год». При этом установлено, что план приватизации на 2007 г. утвержден Дата обезличена г. л.д. 180), т.е. после опубликования информационного сообщения о проведении торгов по продаже базы отдыха «Приморье» в газете «Сельская новь» Дата обезличена г. В этой связи проведение торгов Дата обезличена г. не свидетельствует о нарушении названной нормы Закона. Не может быть признана убедительной ссылка в исковом заявлении на нарушение при проведении торгов статей 32, 62 Бюджетного кодекса РФ, поскольку истец не доказал нарушение ответчиком - администрацией ... принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, а также факт незачисления в бюджет в полном объеме доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности - базы отдыха «Приморье». Перечисление ФИО4 администрации ... денежных средств в счет оплаты указанного имущества подтверждается копиями квитанций от Дата обезличена г. на сумму 591 2000 руб., выданной Дивногорским ОСБ Номер обезличен, и от Дата обезличена г. на сумму 2 631 800 руб., выданной Балахтинским ОСБ Номер обезличен л.д. 127). Таким образом, суд не усматривает оснований для признания договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества Номер обезличен от Дата обезличена г. между муниципальным образованием ... и ФИО4 ничтожным. Вследствие этого отсутствуют основания для признания ничтожным договора купли-продажи недвижимого имущества от Дата обезличена г. между ООО «ВС-Проект Холдинг» и ФИО4 и возложении на ООО «ВС-Проект Холдинг» обязанности возвратить шесть нежилых зданий. Учитывая изложенное, исковые требования прокурора ... удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске прокурора ... в интересах муниципального образования ... к ООО «ВС-Проект Холдинг», администрации ..., ФИО3 о признании договоров ничтожными и обязании ООО «ВС-Проект Холдинг» возвратить имущество отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в ...вой суд. Судья: