Иск к сельсовету



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 года п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Зыковой Ю.В.,

при секретаре Ивашиной С.Н.,

с участием представителя истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в ФИО9 районе ФИО2,

представителя ответчика Главы администрации ФИО4ьского сельсовета ФИО9 района Красноярского края ФИО3

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в ФИО9 районе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ФИО4ьского сельсовета ФИО9 района Красноярского края о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарных норм и правил, о возложении обязанности по выполнению мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правил (кладбище п. ФИО4 Поле ФИО9 района Красноярского края),

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ... в ФИО9 районе (далее по тексту - Роспотребнадзор), обратилось в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ФИО4ьского сельсовета ФИО9 района Красноярского края (далее по тексту ФИО4ьский сельсовет) о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарных норм и правил, о возложении обязанности по выполнению мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правил, мотивируя свои требования тем, что Дата обезличена года в отношении юридического лица ФИО4ьского сельсовета проводилась плановая проверка, по результатам которой в 12 часов 40 минут на кладбище п. ФИО4 Поле ФИО9 района Красноярского края, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.

С целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравления людей), Дата обезличена года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, было выдано ФИО4ьскому сельсовету предписание Номер обезличен об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до Дата обезличена года. В соответствии с предписанием Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО4ьскому сельсовету предписывалось устранить 3 пункта нарушений.

Дата обезличена года согласно ч. 2 ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания Номер обезличен от Дата обезличена года, в ходе, которой, было установлено, что в установленный срок ФИО4ьский сельсовет в полном объеме не исполнил предписание, не были устранены все пункты предписания, а именно:

- п. 1 предписания: п. 7.4 СанПиН Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения» по оборудованию сельского кладбища п. ФИО4 Поле общественным туалетом выгребного типа;

п. 2 предписания: не устранено нарушение п.п. 2.2, 2.3, 2.4 СП 3.Дата обезличена-02 по проведению дератизационных мероприятий на кладбище п. ФИО4 Поле: не проведены дератизационные мероприятия на кладбище п. ФИО4 Поле (не представлены документы, подтверждающие проведение дератизационных мероприятий);

- п. 3 предписания: не устранены нарушения п. 8.4.1 СП 3.Дата обезличена-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» по обработке участка кладбища п. ФИО4 Поле акарицидом: не проведены акарицидные обработки (не представлены документы, подтверждающие проведение акарицидной обработки).

По факту неисполнения данного предписания был составлен протокол об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение Мировому судье судебного участка Номер обезличен.

Неисполнение вышеуказанных требований предписания создают реальную угрозу причинения вреда здоровью людей, а так же возможность возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, а так же отсутствие на сельском кладбищ п. ФИО4 Поле общественного туалета выгребного типа, приведет к загрязнению поверхностных и подземных вот, почвы. Атмосферные осадки, проходя через загрязненную почву, переносят микрофлору (в том числе и возбудителей заразных болезней) из поверхностных слоев в нижележащие грунтовые воды, откуда возбудители болезней могут попасть в водоемы. Почва служит местом развития, а при определенных условиях и инфицирования мух, которые также являются переносчиками различных заболеваний, и откладывают яйца в местах гнилостных отбросов и нечистот. Так же на кладбище не осуществляются дератизационные мероприятия и не обрабатывается акарицидом, что приводит к возникновению угрозы причинения вреда здоровью граждан, в виде укусов клещей и впоследствии заболеванию клещевым энцифалитом. Клещевой энцифалит - вирусная инфекция, поражающая центральную и периферическую нервную систему. Тяжелые осложнения острой инфекции могут завершиться параличом и летальным исходом. Основным результатом вируса клещевого энцифалита являются иксодовые клещи и грызуны. Прокормителями клещей являются крупные и мелкие млекопитающие.

Истец просит обязать ФИО4ьский сельсовет устранить нарушения указанные в предписания Номер обезличен от Дата обезличена года, а так же признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении предписания в полном объеме противоправным.

Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в ФИО9 районе ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и показал, что выявленные нарушения, которые отражены в предписании Номер обезличен от Дата обезличена года до настоящего времени не устранены. Действующим законодательством на администрацию поселения отнесены полномочия по содержанию кладбища и отсутствие документов на него не освобождает администрацию от выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований.

ФИО5 сельсовета ФИО3 в судебном заседании возражал по заявленным требованиям и суду показал, что сельское кладбище было передано на баланс сельсовета без оформления документов на него. Выделение денежных средств на содержание кладбища может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств. Так же на выполнение требований, указанных в предписании у поселения нет денежных средств.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, считает, что требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в ФИО9 районе являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Статье 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

На основании ст. 11 Федерального закона РФ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В силу п/п 22 ч.1 ст.14 Федерального закона Номер обезличен ФЗ от Дата обезличена года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно п.1, 4 ст. 17 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ "О погребении и похоронном деле" Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от Дата обезличена г. N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном ФИО6, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На основании ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от Дата обезличена Номер обезличенФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Указанные правила определяют, в частности санитарно-эпидемиологические требования предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, а также устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания.

В силу ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года проводилась проверка юридического лица ФИО4ьский сельсовет, в результате которой на кладбище п. ФИО4 Поле ФИО9 района Красноярского края, обнаружены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.

За указанные нарушения был составлен протокол Номер обезличен от Дата обезличена года и глава юридического лица - ФИО4ьский сельсовет был привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, согласно постановления от Дата обезличена года Номер обезличен л.д.6-8, 10-11).

Дата обезличена года ФИО4ьскому сельсовету должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор выдано предписание об устранении выявленных нарушений Номер обезличен со сроком исполнения до Дата обезличена года (л.д 9).

По распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица Номер обезличен от Дата обезличена года проведена проверка в отношении администрации ФИО7 района л.д.16-17).

Дата обезличена года в результате внеплановой проверки ФИО4ьского сельсовета было обнаружено нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в невыполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Номер обезличен от Дата обезличена года, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов Номер обезличен от Дата обезличена года, актом проверки Номер обезличен от Дата обезличена года л.д. 32-33, 35-36).

Согласно п. 1.23 ст. 7 Устава ФИО4ьского сельсовета ФИО9 района Красноярского края, предусмотрено, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения л.д. 19-30).

Согласно п. 7.4 СанПиНа Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения» предусматривает, что при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

В силу п.п. 2.2, 2.3, 2.4 СанПиНа 3.Дата обезличена-02 «Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», установлено, что Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют дератизацию в производственных, общественных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок, а также в природных условиях - в очагах инфекционных зоонозных заболеваний. В производственных, общественных помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, ежемесячно осуществляется дератизация. На других объектах, а также на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно - гигиеническим показаниям. Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются: организации, занимающиеся непроизводственными видами бытового обслуживания населения (кладбища).

В силу п. 8.4.1 СанПиНа 3.Дата обезличена-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», акарицидом обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории (места массового отдыха, летние оздоровительные лагеря и детские образовательные организации, прилегающие к ним территории не менее 50 м, базы отдыха, кладбища, садовые участки и т.д.). Мероприятия по уничтожению клещей проводят в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий. Допускается использование средств, разрешенных к применению с этой целью в установленном порядке. Применение средств осуществляется в соответствии с действующими методическими документами (инструкциями по применению).

Удовлетворяя заявленные требования суд мотивирует это тем, что Управление Роспотребнадзора по ... в ФИО9 районе, в силу ст. 46 ГПК РФ вправе обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Учитывая, что на ответчика ФИО4ьский сельсовет законом возложена обязанность по содержанию мест захоронения, то требования указанные в предписании Номер обезличен от Дата обезличена года должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должны быть ответчиком исполнены.

Суд не принимает доводы главы Чиспотольского сельсовета ФИО3 о том, что документы на кладбище отсутствует, в связи с чем он не может выделить бюджетные средства на его содержание, поскольку отсутствие документов на кладбище не освобождает орган местного самоуправления нести расходы по содержанию места захоронения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения п. 1 и 2 предписания до Дата обезличена года, п.3 предписания до Дата обезличена года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, 

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации ФИО4ьского сельсовета ФИО9 района Красноярского края по неисполнению предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от Дата обезличена года Номер обезличен.

ФИО11 сельсовета ФИО9 района Красноярского края:

в срок до Дата обезличена года устранить нарушения указанные в п.1 предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от Дата обезличена года Номер обезличен оборудовать сельское кладбище п. ФИО4 Поле ФИО9 района Красноярского края общественным туалетом выгребного типа;

в срок до Дата обезличена года устранить нарушения указанные в п.2 предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от Дата обезличена года Номер обезличен провести дератизационные мероприятия на кладбище п. ФИО4 Поле ФИО9 района Красноярского края и обеспечить наличие документов, подтверждающих проведение дератизационных мероприятий;

в срок до Дата обезличена года устранить нарушения указанные в п.3 предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от Дата обезличена года Номер обезличен провести дезинсекционные мероприятия и обеспечить наличие документов, подтверждающих проведение акарицидной обработки.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в ...вой суд через ... суд.

Судья подпись

КОПИЯ ВЕРНА

СУДЬЯ ФИО0