Иск прокурора к администрации района



     Дело № 2-356/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

п. Балахта                                                                                      10 августа 2011 г.

       Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Зыкова Ю.В.,

при секретаре Ивашиной С.Н.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Стонт Н.В.,

с участием представителя администрации Балахтинского рай она ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя администрации <адрес> главного специалиста по вопросам архитектуры и градостроительства ФИО4

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании противоречащим Федеральному закону и недействующим подпункты 2, 3, 4 пункта 2.6 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций»,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с заявлением, о признании противоречащим Федеральному закону и недействующим и не подлежащим применению со дня принятия подпункты 2, 3, 4 пункта 2.6, подпункта 5 п.2.10 и подпункты 4,5 п. 2.12.4 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций», которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в средствах массовой информации - газете «Сельская Новь» ,мотивируя свои требования тем, что подпункты 2, 3, 4 пункта 2.6 вышеуказанного постановления противоречат ч.11 ст.19 ФЗ «О рекламе», подпункт 5 п.2.10 противоречит ч.15 ст.19 ФЗ «О рекламе» и подпункты 4, 5 п. 2.12.4 противоречат ч.18 ст.19 ФЗ «О рекламе», что нарушает права физических лиц и индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поскольку создают дополнительные административные барьеры при получении разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В судебном заседании помощник прокурор <адрес> ФИО2 отказалась в части заявленных требований о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия подпункта 5 п.2.10 и подпункты 4, 5 п. 2.12.4 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций» по тем основаниям, что администрацией <адрес> добровольно исполнены заявленные требования и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ внесены соответствующие изменения. Подпункты 3, 4 пункта 2.6 вышеуказанного постановления противоречат ч.11 ст.19 Федерального закона «О рекламе», поскольку список приложений к заявлению указанный в законе является исчерпывающим, состоит из 2-ух пунктов и носит закрытый характер. <адрес>, увеличив данный список до 5-ти пунктов, возложила на заявителя обязанность о предоставлении документов в орган местного самоуправления муниципального района не предусмотренных законом для принятия решения о выдаче разрешения рекламной конструкции.

Представитель администрации <адрес> ФИО3 в ходе судебного заседания с заявленными требованиями прокурора не согласился и показал, что подпункты 3, 4 пункта 2.6 спорного постановления не противоречат ФЗ «О рекламе», так как в силу п.13 ст.19 данного закона орган местного самоуправления муниципального района не вправе требовать от заявителя предоставления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции. Следовательно, администрация района может затребовать от заявителя дополнительные документы и сведения, относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.

Представитель администрации <адрес> ФИО4 в ходе судебного заседания с заявленными требованиями прокурора не согласилась и показала, что, включая в п. 2.6. постановления подпункты 3 и 4, орган местного самоуправления муниципального района воспользовался правом указанным в п.13 ст.19 ФЗ «О рекламе», и данные документы необходимы поскольку заявитель должен указать как будет выглядеть его реклама, где он хочет её установить, с целью дальнейшего её согласования с уполномоченными органами.

Заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителей администрации <адрес> ФИО3, ФИО4 исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Пунктом 1 ч.1 ст.17 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

В силу ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В силу п.9, 11 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:

1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п.п. 12, 13 ст. 19вышеуказанного Закона орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.

Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как установлено в судебном заседании: администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций». Данное постановление является нормативным правовым актом, поскольку в нем содержаться правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленные на предоставление исполнительным органом муниципальной власти <адрес> муниципальной услуги по выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций (л.д. 11-19).

Считая постановление незаконным, прокурор <адрес> ДД.ММ.ГГГГ опротестовал указанное постановление, требуя его изменить и привести в соответствии с действующим законодательством подпункты 2, 3, 4 пункта 2.6, подпункта 5 п.2.10 и подпункты 4,5 п. 2.12.4 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-10). <адрес> протест прокурора удовлетворен частично( л.д.20), в связи с чем прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст.251 ГПК РФ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций» требования по протесту прокурора <адрес> в части подпункта 5 п.2.10 и подпункты 4,5 п. 2.12.4 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены, постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в средствах массовой информации - газете «Сельская Новь» (л.д.24-27).

Удовлетворяя требования прокурора, суд принимает во внимание, что подпункты 3, 4 пункта 2.6 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ противоречат положением, указанным в ч.11 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О рекламе», которым установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению. Данный список приложений к заявлению является исчерпывающим и носит закрытый характер. Суд не принимает доводы представителя администрации <адрес> о том, что перечень документов указанных в подпунктах 3, 4 пункта 2.6 спорного постановления относятся к территориальному размещению внешнему виду и техническим параметрам рекламной продукции и следовательно могут быть затребованы от заявителя согласно п.13 ст.19 Федерального закона «О рекламе», поскольку данные документы заявитель вправе предъявить самостоятельно, а необходимая информация о месте размещения рекламной конструкции и её размерах содержатся в проекте заявления о выдаче разрешения на установку рекламной контракции, указанной в приложении к административному регламенту.       Учитывая, что подпункты 3, 4 пункта 2.6 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ противоречат положением, указанным в ч.11 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О рекламе», то есть муниципальный правовой акт противоречит положениям Федерального закона, то данный нормативно-правовой акт признается недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия - подпункты 3, 4 пункта 2.6 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления отделом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций» с изменениями внесенными постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Опубликовать сообщение о решении суда в газете «Сельская новь» после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Балахтинский
районный суд в течение 10 дней.

Судья