Иск Роспотребнадзора к администрации



          

     

                                                                        

     

Дело № 2-315/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года                                                                                                       п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Зыковой Ю.В.,

при секретаре Ивашиной С.Н.,

с участием представителя истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> ФИО3,

представителя ФИО1 Главы администрации Чистопольского сельсовета <адрес> ФИО4

        Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Чистопольского сельсовета <адрес> о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарных норм и правил, и возложении обязанности по выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарных норм и правил на водозаборной скважине с разводящей сетью <адрес> «А» <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

        Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> (далее по тексту - Роспотребнадзор), обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лицк Администрации Чистопольского сельсовета <адрес> (далее по тексту Чистопольский сельсовет) о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарных норм и правил, и о возложении обязанности по выполнению мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правилна водозаборной скважине с разводящей сетью <адрес> «А» <адрес>, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Чистопольского сельсовета проводилась плановая проверка, по результатам которой в 13 часов 55 минут на водозаборной скважине с разводящей сетью по адресу <адрес> Администрации Чистопольского сельсовета, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ.

С целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравления людей), ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, было выдано Чистопольскому сельсовету предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ Чистопольскому сельсовету предписывалось устранить 7 пунктов нарушений. ДД.ММ.ГГГГ согласно ч. 2 ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе, которой, было установлено, что в установленный срок Чистопольский сельсовет в полном объеме не исполнил предписание, не были устранены пункты , 2, 3, 6 предписания, а именно:

- п. 1 предписания не устранено нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» по ограждению территории первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения <адрес>. Ограждение территории первого пояса санитарной охраны источника водоснабжения <адрес> не проведено;

- п. 2 предписания: не устранено нарушение п. 1.11 СанПиНа 2.1.4.1110-02 по разборке проекта зон санитарной охраны водоисточника <адрес> (не предоставлен проект зон санитарной охраны водоисточника);

- п. 3 предписания не устранено нарушение п. 3 ст. 18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения, п. 3.5 СанПиНа 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитных болезней», по получению санитарно-эпидемиологического заключения на источник питьевого водоснабжения <адрес> о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта: не получено санитарно-эпидемиологическое заключение);

- п. 6 предписания: не устранено нарушение п.п. 45.3, 4.4, 4.5 СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по обеспеченью соблюдения периодичности и количества отбираемых проб воды для лабораторных исследований в месте водозабора, перед ее поступлением в распределительную сеть и распределительной водонапорной сети по установленным санитарным правилам: не обеспечено соблюдение периодичности и количества отбираемых проб воды для лабораторных исследований в месте водозабора, перед ее поступлением в распорядительную сеть и распределительной водопроводной сети по установленным санитарным правилам (не предоставлены протоколы лабораторных исследований питьевой воды за 2010 год, январь - апрель 2011 года).

По факту неисполнения данного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение Мировому судье судебного участка в <адрес>.

Неисполнение вышеуказанных требований предписания создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. При употреблении зараженной воды вирусом гепатита А, вирусы проникают в кишечник, затем всасываясь, с током крови попадают в печень и внедряются в ее клетки - гепатоциты. Истец просит обязать Чистопольский сельсовет устранить нарушения указанные в предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а так же признать бездействие ФИО1, выраженное в неисполнении предписания противоправным.

Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и показал, что выявленные нарушения, которые отражены в п. 1,2, 3,6 предписания от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не устранены.

       ФИО1 сельсовета ФИО4 в судебном заседании не возражал по заявленным требованиям и суду показал, что на выполнение требований, указанных в предписании у поселения нет денежных средств, в связи с чем сельсовет не исполнил предписание в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, считает, что требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

         Статье 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

         Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

На основании ст. 11Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

Согласно ст. ст. 18, 19ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, водные объекты не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно ст. 32 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Согласно ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На основании ст. 51ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Указанные правила определяют, в частности санитарно-эпидемиологические требования предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, а также устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания.

В силу ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка юридического лица Чистопольский сельсовет, в результате которой на водозаборной скважине с разводящей сетью, по адресу <адрес>, обнаружены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.

За указанные нарушения был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ и глава юридического лица - Чистопольский сельсовет был привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-11, 13-14).

ДД.ММ.ГГГГ Чистопольскому сельсовету должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12 ).

По распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении администрации Чистопольского <адрес> (л.д. 17-19).

ДД.ММ.ГГГГ в результате внеплановой проверки Чистопольского сельсовета было обнаружено нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в невыполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25, 27-29).

Согласно п. 1.4 и п. 1.31 ст. 7 Устава Чистопольского сельсовета <адрес>, предусмотрено, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах сельсовета водоснабжения и водоотведения населения, осуществление в пределах установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничении их использования (л.д.30-40).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" устанавливают санитарные требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" предусматривают, что территория 1 пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, ограждена и обеспечена охраной. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов (п. 3.2.1.1., п. 3.2.1.4)

Пунктом 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", предусмотрено, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно ч. 3СанПиН 3.1./ДД.ММ.ГГГГ-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. Население должно обеспечиваться доброкачественной питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных,нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В целях предупреждения загрязнения источников водопользования устанавливают зоны санитарной охраны. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

П. 1.1. СанПиН 2.1.4.1074-01."Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

П. 1.3. СанПиН 2.1.4.1074-01."Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" предусмотрено, что санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

П. 2.2.СанПиН 2.1.4.1074-01."Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе (п. 4.1, 4.2). Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды (п. 4.7).

Удовлетворяя заявленные требования, суд мотивирует это тем, что Управление Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, в силу ст. 46 ГПК РФ вправе обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Учитывая, что на ФИО1 Чистопольский сельсовет законом возложена обязанность по организации водоснабжения населения и качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил, в связи с чем требования указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должны быть ФИО1 исполнены.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ФИО1 совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ФИО1, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что ФИО1 для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения п. 1 предписания до ДД.ММ.ГГГГ, п.п.2, 3 предписания до ДД.ММ.ГГГГ и п. 6 предписания до ДД.ММ.ГГГГ.           

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Чистопольского сельсовета <адрес> по неисполнению п. 1, 2, 3, 6 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Администрацию Чистопольского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения: провести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения на водозаборной скважине с разводящей сетью по адресу <адрес>.

Обязать Администрацию Чистопольского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения:

- разработать проект зон санитарной охраны водоисточника на водозаборной скважине с разводящей сетью по адресу <адрес> и обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны водоисточника;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на источник питьевого водоснабжения на водозаборной скважине с разводящей сетью по адресу <адрес> о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, обеспечить наличие санитарно-эпидемиологическое заключения.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать Администрацию Чистопольского сельсовета <адрес> обеспечить соблюдение периодичности и количества отбираемых проб воды для лабораторных исследований в месте водозабора, перед ее поступлением в распределительную сеть и распределительной водонапорной сети по установленным санитарным правилам, обеспечить наличие протоколов лабораторных исследований питьевой воды.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в <адрес>вой суд через Балахтинский районный суд.

               

Судья