Дело № Р Е Ш Е Н И Е 26 июля 2011 года. Балахтинский районный суд Красноярского края В составе: Председательствующего судьи - Дергаленко А.В. С участием представителя истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе - Кисилева М.И. При секретаре - Дорш О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Чистопольского сельсовета <адрес> о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарных норм и правил, о возложении обязанности по выполнению мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правил (кладбище <адрес>), суд У С Т А Н О В И Л: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> (далее по тексту - Роспотребнадзор), обратилось в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Чистопольского сельсовета <адрес> (далее по тексту Чистопольский сельсовет) о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарных норм и правил, о возложении обязанности по выполнению мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правил, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Чистопольского сельсовета проводилась плановая проверка, по результатам которой в 11 часов 40 минут на кладбище <адрес>, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ. С целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравления людей), ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, было выдано Чистопольскому сельсовету предписание № об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ Чистопольскому сельсовету предписывалось устранить 3 пункта нарушений. ДД.ММ.ГГГГ согласно ч. 2 ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе, которой, было установлено, что в установленный срок Чистопольский сельсовет в полном объеме не исполнил предписание, не были устранены все пункты предписания, а именно: - п. 1 предписания: п. 7.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения» по оборудованию сельского кладбища <адрес> общественным туалетом выгребного типа; п. 2 предписания: не устранено нарушение п.п. 2.2, 2.3, 2.4 СП 3.5.3.1129-02 по проведению дератизационных мероприятий на кладбище <адрес>: не проведены дератизационные мероприятия на кладбище <адрес> (не представлены документы, подтверждающие проведение дератизационных мероприятий); - п. 3 предписания: не устранены нарушения п. 8.4.1 СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» по обработке участка кладбища <адрес> акарицидом: не проведены акарицидные обработки (не представлены документы, подтверждающие проведение акарицидной обработки). По факту неисполнения данного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение Мировому судье судебного участка № в <адрес>. Неисполнение вышеуказанных требований предписания создают реальную угрозу причинения вреда здоровью людей, а так же возможность возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, а так же отсутствие на сельском кладбищ <адрес> общественного туалета выгребного типа, приведет к загрязнению поверхностных и подземных вот, почвы. Атмосферные осадки, проходя через загрязненную почву, переносят микрофлору (в том числе и возбудителей заразных болезней) из поверхностных слоев в нижележащие грунтовые воды, откуда возбудители болезней могут попасть в водоемы. Почва служит местом развития, а при определенных условиях и инфицирования мух, которые также являются переносчиками различных заболеваний, и откладывают яйца в местах гнилостных отбросов и нечистот. Так же на кладбище не осуществляются дератизационные мероприятия и не обрабатывается акарицидом, что приводит к возникновению угрозы причинения вреда здоровью граждан, в виде укусов клещей и впоследствии заболеванию клещевым энцифалитом. Клещевой энцифалит - вирусная инфекция, поражающая центральную и периферическую нервную систему. Тяжелые осложнения острой инфекции могут завершиться параличом и летальным исходом. Основным результатом вируса клещевого энцифалита являются иксодовые клещи и грызуны. Прокормителями клещей являются крупные и мелкие млекопитающие. Истец просит обязать Чистопольский сельсовет устранить нарушения указанные в предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а так же признать бездействие ФИО1, выраженное в неисполнении предписания в полном объеме противоправным. Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и показал, что выявленные нарушения, которые отражены в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не устранены. Действующим законодательством на администрацию поселения отнесены полномочия по содержанию кладбища и отсутствие документов на него не освобождает администрацию от выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований. ФИО1 сельсовета ФИО4 в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом, предоставил заявление, в котором против заявленных требований истца не возражал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ФИО1. Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, считает, что требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Статье 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. На основании ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В силу п/п 22 ч.1 ст.14 Федерального закона №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласно п.1, 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. Согласно ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Указанные правила определяют, в частности санитарно-эпидемиологические требования предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, а также устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания. В силу ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка юридического лица Чистопольский сельсовет, в результате которой на кладбище <адрес>, обнаружены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. За указанные нарушения был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и глава юридического лица - Чистопольский сельсовет был привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.). ДД.ММ.ГГГГ Чистопольскому сельсовету должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор выдано предписание об устранении выявленных нарушений № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.). По распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении администрации Чистопольского <адрес> (л.д.). ДД.ММ.ГГГГ в результате внеплановой проверки Чистопольского сельсовета было обнаружено нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в невыполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.). Согласно п. 1.23 ст. 7 Устава Чистопольского сельсовета <адрес>, предусмотрено, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. 19-30). Согласно п. 7.4 СанПиНа ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения» предусматривает, что при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. В силу п.п.2.2, 2.3, 2.4 СанПиНа 3.5.3.1129-02 «Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», установлено, что Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют дератизацию в производственных, общественных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок, а также в природных условиях - в очагах инфекционных зоонозных заболеваний. В производственных, общественных помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, ежемесячно осуществляется дератизация. На других объектах, а также на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно - гигиеническим показаниям. Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются: организации, занимающиеся непроизводственными видами бытового обслуживания населения (кладбища). В силу п. 8.4.1 СанПиНа 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», акарицидом обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории (места массового отдыха, летние оздоровительные лагеря и детские образовательные организации, прилегающие к ним территории не менее 50 м, базы отдыха, кладбища, садовые участки и т.д.). Мероприятия по уничтожению клещей проводят в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий. Допускается использование средств, разрешенных к применению с этой целью в установленном порядке. Применение средств осуществляется в соответствии с действующими методическими документами (инструкциями по применению). Удовлетворяя заявленные требования суд мотивирует это тем, что Управление Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, в силу ст. 46 ГПК РФ вправе обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Учитывая, что на ФИО1 Чистопольский сельсовет законом возложена обязанность по содержанию мест захоронения, то требования указанные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должны быть ФИО1 исполнены. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ФИО1 совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ФИО1, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая то, что ФИО1 для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения п. 1 и 2 предписания до ДД.ММ.ГГГГ, п.3 предписания до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие Администрации Чистопольского сельсовета <адрес> по неисполнению предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать Администрацию Чистопольского сельсовета <адрес>: устранить нарушения указанные в п.1 предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № оборудовать сельское кладбище <адрес> общественным туалетом выгребного типа; устранить нарушения указанные в п. 2 предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № провести дератизационные мероприятия на кладбище <адрес> и обеспечить наличие документов, подтверждающих проведение дератизационных мероприятий; устранить нарушения указанные в п. 3 предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № провести дезинсекционные мероприятия и обеспечить наличие документов, подтверждающих проведение акарицидной обработки. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в <адрес>вой суд через Балахтинский районный суд. Председательствующий: