РЕШЕНИЕ дело № 2-395/2011 Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 г. п. Балахта Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Ерлыкова И.М. при секретаре Акимовой Е.М., с участием истицы ФИО1, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> (далее по тексту - УПФ в <адрес>) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в связи с недостаточностью стажа. Считает отказ незаконным, так как УПФ в <адрес> необоснованно не зачло в специальный стаж периоды его работы в должности зубного техника в ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности зубного техника ТОО «Импульс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности старшего зубного техника ТОО «Импульс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просит решение об отказе ему в назначении досрочной пенсии отменить и обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанные периоды. Поскольку он осуществлял работу в сельской местности, просит включить указанные периоды в льготном исчислении 1 год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца и назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержал и пояснил, что в санатории «Красноярское Загорье» в должности зубного техника он работал с 1984 года. Как до изменения организационно-правовой формы санатория в 1992 г., так и после этого, а также в ТОО «Импульс», наименование его должности, функциональные обязанности не менялись, он продолжал работать на том же рабочем месте, в том же кабинете в здании санатория. Все оспариваемые периоды он выполнял одну и ту же работу - оказывал стоматологические услуги отдыхающим и населению. Считает, что работал в медицинских учреждениях и осуществлял деятельность по охране здоровья населения, что дает право на включение оспариваемых периодов в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала и пояснила, что в назначении досрочной пенсии истцу отказано обоснованно, поскольку на дату подачи заявления у него не имелось 25-летнего стажа работы, дающего право на такую пенсию. По решению УПФ в <адрес> в стаж было засчитано 20 лет 3 месяца 15 дней. Истцу не зачтены в стаж оспариваемые периоды его работы в должности зубного техника в ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» и ТОО «Импульс», поскольку акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями здравоохранения, предусмотренными Списком, и созданы для целей коммерческого характера. Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно подпункту 20 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного Постановления. Согласно п. 2 Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Согласно Списку, утвержденному Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, право на пенсию за выслугу лет предоставлялось: 1. Врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. 2. Врачам и среднему медицинскому персоналу, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью. В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Как установлено в судебном заседании, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в санаторий «Красноярское Загорье» на должность зубного техника. Приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в ТОО «Импульс», где с ДД.ММ.ГГГГ работал зубным техником, ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность старшего зубного техника, ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ переведен зубным техником. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ уволен из ТОО «Импульс» в связи с переводом в санаторий «Красноярское Загорье» и ДД.ММ.ГГГГ принят в санаторий зубным техником, где работал в указанной должности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-17). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФ в <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (л.д. 50-51). Решением УПФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему отказано в связи с отсутствием специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», на дату подачи заявления (л.д. 18-19). Как видно из протокола заседания и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц УПФ в <адрес> истцу в стаж зачтено с учетом льготы за работу в сельской местности 20 лет 03 месяца 15 дней. Не приняты к зачету в стаж следующие периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника в ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» (1 год 6 месяцев 27 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника ТОО «Импульс» (1 год 5 месяцев 10 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего зубного техника ТОО «Импульс» (9 месяцев); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника ТОО «Импульс»; (1 год 5 месяцев 25 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» (1 год 7 месяцев 6 дней), что календарно составляет 6 лет 10 месяцев 8 дней (л.д. 18-19, 48-49). Согласно протоколу и решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в <адрес> оспариваемые периоды работы не были включены истцу в специальный стаж по тем основаниям, что ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» и ТОО «Импульс» по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями, предусмотренными Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако эти выводы комиссии УПФ в <адрес> и аналогичные доводы представителя ответчика в судебном заседании суд признает не состоятельными. Как видно из Списка, утвержденного Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, право на пенсию за выслугу лет предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Должности зубного техника и старшего зубного техника, в которых в оспариваемые периоды работал ФИО1, относятся к среднему медицинскому персоналу, т.е. предусмотрены указанным Списком. Что касается учреждений, в которых ФИО1 осуществлял свою трудовую функцию, то суд исходит из следующего. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2, 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», такой категории лиц лечебная деятельность, осуществляемая ими в негосударственных учреждениях здравоохранения, подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 2, 3.3, 3.4 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности. Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены ПостановлениемПравительства РФ N 781 от ДД.ММ.ГГГГ, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию. ДД.ММ.ГГГГ санаторий «Красноярское Загорье» был реорганизован в акционерное общество закрытого типа «Красноярское Загорье», учредителями которого являлись санаторий «Красноярское Загорье» и ФНПР «Роскурорт» (л.д. 23-24). Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована новая редакция устава закрытого акционерного общества «Санаторий «Красноярское Загорье» с организационно-правовой формой - закрытое акционерное общество (л.д. 25-26). Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности акционерного общества закрытого типа «Красноярское Загорье» являлось санаторно-курортное обслуживание населения. Как видно из устава общества 1996 г., основными задачами ОАО «Санаторий «Красноярское Загорье» является, в том числе лечебно-профилактическая деятельность, оказание населению санаторно-курортных, оздоровительных, медицинских услуг, а одним из основных видов деятельности является оздоровление (профилактика) граждан природными лечебными ресурсами при осуществлении медицинской деятельности согласно полученным лицензиям по нескольким направлениям (л.д. 27-30). В соответствии с лицензиям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «Санаторий «Красноярское Загорье» разрешена медицинская деятельность по виду - санаторно-курортная помощь в объеме, определенном лицензиями, по профилям: терапевтический, неврологический, травматология и ортопедия (л.д. 56-61). Согласно уставу товарищества с ограниченной ответственностью «Импульс», зарегистрированному администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, его учредителем в числе других являлось акционерное общество закрытого типа «Красноярское Загорье», целями и предметом деятельности ТОО «Импульс» являлись диагностика и лечение болезней зубов и полости рта; пропаганда медицинских знаний; консультационная деятельность по профилактике заболеваний зубов и полости рта; коммерческая деятельность по приобретению и реализации медицинского стоматологического оборудования и материалов, иные услуги в осуществлении данной деятельности; сбор лечебных трав, плодов и растений, их приобретение и реализация; приобретение и сбыт лекарственных средств и препаратов и другие (л.д. 52-55). Согласно выписке из реестра ТОО «Импульс» как медицинскому учреждению выдавались лицензии на стоматологию ортопедическую и стоматологию смешанную (л.д. 31-32). Свидетель ФИО6 показала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 1998 г. работала главным бухгалтером в ТОО «Импульс», которое являлось медицинским учреждением и оказывало стоматологические услуги и услуги по протезированию, в нем работало около 8 человек, в том числе 2 зубных врача и 2 зубных техника. ФИО1 работал зубным техником. Все сотрудники в ТОО «Импульс» были переведены из санатория «Красноярское Загорье». ТОО «Импульс» работало в помещениях санатория и оказывало стоматологическую помощь отдыхающим и населению. Таким образом, закрытое акционерное общество «Санаторий «Красноярское Загорье» и общество с ограниченной ответственностью «Импульс» относятся к лечебным учреждениям. На протяжении всего периода работы в санатории, включая спорные периоды, у истца не менялось ни рабочее место (здание), ни наименование должности, ни функциональные обязанности. Не менялась также основная деятельность организаций - санатория «Красноярское Загорье» и ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье»: лечебно-профилактическая, охрана здоровья населения. Те же функциональные обязанности ФИО1 продолжал исполнять и в ТОО «Импульс» в оспариваемые периоды. С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения, что следует из положений ст. 14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Поэтому право ФИО1 на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой им осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности и не может быть связано с наличием у его работодателя цели извлечения прибыли. Учитывая изложенное, суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что трудовая деятельность истца в оспариваемые периоды протекала в акционерном обществе и товариществе с ограниченной ответственностью, которые по своей организационно-правовой форме не относятся к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке. Поэтому оспариваемые периоды его работы в ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» и ТОО «Импульс» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника, что календарно составляет 6 лет 10 месяцев 8 дней, подлежат включению в специальный стаж. Поскольку ФИО1 осуществлял деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, год работы в сельской местности должен засчитываться ему в стаж работы для досрочного назначения пенсии как год и 3 месяца. С учетом включенных в стаж по решению УПФ в <адрес> периодов работы истца (20 лет 3 месяца 15 дней) продолжительность стажа истца на ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет. Следовательно, досрочная трудовая пенсия в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ФИО1 должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> включить ФИО1 в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника ТОО «Импульс», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности в должности старшего зубного техника ТОО «Импульс», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника ТОО «Импульс», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного техника ЗАО «Санаторий «Красноярское Загорье» в льготном исчислении как за работу в сельской местности 1 год за 1 год 3 месяца и назначить ему пенсию с учетом указанных периодов с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес>вой суд в течение 10 дней. Судья: