О признании незаконным бездействия



                                                                  РЕШЕНИЕ

                                                   Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 г.                                                                                                        п. Балахта

Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Ерлыкова И.М.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Чуприкова Д.А.,

при секретаре Акимовой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кожановского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия в части осуществления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и о возложении обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

                                                              

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кожановского сельсовета <адрес> (далее - администрация Кожановского сельсовета) о признании незаконным бездействия администрации Кожановского сельсовета в части осуществления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложении обязанностей по проведению обустройства защитных противопожарных полос на <адрес> в <адрес>, оборудовании пожарного пирса на реке Жура твердым покрытием, освещением и знаком пожарной опасности, оборудовании <адрес> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, мотивируя свои требования тем, что проведенной прокуратурой <адрес> совместно с главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору в июне 2011 года проверкой установлено, что в нарушении вышеуказанных норм закона администрацией Кожановского сельсовета надлежащих мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности не принимается. Ответчиком не исполнены требования п. 112 ППБ 01-03, в <адрес> работы по выполнению защитных противопожарных полос от лесного массива не произведены. Защитные противопожарные полосы в соответствии с приказом Агентства лесной отрасли от ДД.ММ.ГГГГ должны быть выполнены до начала противопожарного периода 2011 года вокруг населенных пунктов в 3 прохода на расстоянии 5-10 метров друг от друга с выжиганием сухого горючего материала между полосами. В соответствии с п. 27 ППБ 01-03 на территории населенных пунктов должно быть наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать». Пунктом 94 ППБ 01-03 предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. В черте населенного пункта - <адрес> имеется пожарный пирс, расположенный на реке Жура, который не соответствует требованиям вышеуказанных правил. Площадка (пирс) с твердым покрытием, расположенная на <адрес> не соответствует установленным размерам (не менее 12 х 12 м), наружное освещение в темное время суток на площадке (пирсе) отсутствует, знаки пожарной безопасности не установлены. Поддержание постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления. Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Однако в <адрес> средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара отсутствуют. Таким образом, бездействие администрации муниципального образования нарушают права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гарантированных Конституцией Российской Федерации и снижают уровень подготовленности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. В связи с чем прокурор <адрес> просит признать незаконным бездействие администрации Кожановского сельсовета в части осуществления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и обязать администрацию администрации Кожановского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести обустройство защитных противопожарных полос в <адрес> от лесного массива; установить на пожарном пирсе, расположенном на реке Жура в черте населенного пункта наружное освещение и знак пожарной безопасности, соответствующие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; оборудовать естественный водоем, расположенный в черте <адрес> площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; оборудовать <адрес> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации Кожановского сельсовета по осуществлению полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести обустройство защитных противопожарных полос на <адрес> в <адрес> поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, требования в части обязания администрации Кожановского сельсовета оборудовать реку Жура площадкой (пирсом) с твердым покрытием для забора воды в любое время года с установкой наружного освещения и знака пожарной безопасности, а также в части обязания оборудовать <адрес> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не поддержал по тем основаниям, что территория, на которой расположен пирс, не относится к территории Кожановского сельсовета, а звуковая сигнализация в <адрес> ответчиком установлена в августе 2011 г.

Глава Кожановского сельсовета <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора признал в части обустройства защитных противопожарных полос в <адрес> от лесного массива, в остальной части с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что звуковая сигнализация на территории населенного пункта - <адрес> ими установлена ДД.ММ.ГГГГ, а территория, на которой предлагается оборудовать пирс, не относится к территории муниципального образования Кожановский сельсовет, является территорией муниципального образования Тюльковский сельсовет.

Представитель заинтересованного лица - отдела государственного пожарного надзора по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> ФИО4 требования прокурора поддержал.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, судья находит требования прокурора <адрес> подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. «а, г, д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пунктам 27, 94, 112, 114 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ППБ 01-03), территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".

Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> совместно с главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору в июне 2011 года проведена проверка с целью контроля за исполнением ранее выданных предписаний от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Кожановского сельсовета. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены неисполнение ответчиком п. 112 ППБ 01-03 - не устроены защитные противопожарные полосы на <адрес> в <адрес> в месте прилегания к лесному массиву для исключения возможности переброса огня при лесном пожаре, и неисполнение п. 114 ППБ 01-03 - в <адрес> не установлена звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара, которые предписывалось устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Неустранение ответчиком указанных выше нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Бездействие администрации Кожановского сельсовета нарушает права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гарантированных Контитуцией РФ, и снижает уровень подготовленности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных правовых актов федерального значения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения, т.е. ответственность за нарушение указанных требований возлагается на органы местного самоуправления сельского поселения. Следовательно, обеспечение указанных мер в границах <адрес> возлагается на администрацию Кожановского сельсовета. Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации Кожановского сельсовета меры, из материалов дела не усматривается. Поэтому требования прокурора в части признания незаконным бездействия ответчика по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложения на ответчика обязанности по обустройству защитных противопожарных полос подлежат удовлетворению. С учетом мнения сторон на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в части обустройства защитных противопожарных полос в <адрес> в месте прилегания к лесному массиву в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В целях устранения нарушения по установке средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Краспожцентр» и администрацией Кожановского сельсовета был заключен договор на поставку сирены оповещения населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе главы Кожановского сельсовета, инженера ООО «Управляющая компания <адрес>» ФИО5, и.о. начальника ПЧ-123 ГУ «ОФПС-22» ФИО6 составлен акт об установлении администрации Кожановского сельсовета действующей звуковой сигнализации, предназначенной для оповещения населения от чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, нарушение ППБ в этой части ответчиком устранено в добровольном порядке до вынесения судом решения, что не оспаривалось в судебном заседании помощником прокурора ФИО2 и представителем государственного пожарного надзора, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований в этой части не имеется.

<адрес> также заявлены требования о возложении на ответчика выполнения требований п.п. 27, 94 ППБ 01-03 по оборудованию в черте населенного пункта <адрес> пожарного пирса, расположенного на реке Жура, твердым покрытием размерам не менее 12 м х 12 м, наружным освещением и знаком пожарной безопасности. Однако оснований для удовлетворения указанных требований суд не усматривает. Прокурор ставит вопрос об оборудовании пожарного пирса на <адрес> в конкретном месте - на левом берегу реки Жура слева от моста при въезде в <адрес>. В ходе судебного разбирательства установлено, что это место расположено не на землях муниципального образования Кожановский сельсовет. Это подтверждается проектом территориального землеустройства муниципального образования Кожановский сельсовет <адрес>, граница которого утверждена решением Кожановского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и утверждена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , а также показаниями главного специалиста - эксперта Балахтинского отдела Управления Росреестра по <адрес> ФИО7, допрошенного судом в качестве свидетеля. Следовательно, обязанность по оборудованию пожарного пирса в указанном месте не может быть возложена на администрацию Кожановского сельсовета, и в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья

                                                                      РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Кожановского сельсовета <адрес> в части осуществления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Обязать администрацию Кожановского сельсовета <адрес> провести обустройство защитных противопожарных полос на <адрес> в <адрес> в месте прилегания к лесному массиву в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска прокурору <адрес> отказать отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в <адрес>вой суд через Балахтинский районный суд.

Судья: