Именем Российской Федерации 27 октября 2011 года п. Балахта Балахтинский районный суд Красноярского края в составе: судьи Зыковой Ю.В., с участием помощника прокурора Балахтинского района Чуприкова Д.А., представителя третьего лица администрации <адрес> ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Приморский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей о признании бездействия по исполнению правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, содержания и реализации энергоносителей, незаконным, возложении обязанности обеспечения учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, определении порядка выполнения работ в электроустановках, утверждения перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, составлении списка лиц, разрешающим единоличный осмотр электроустановок, суд УСТАНОВИЛ: <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Приморский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей (далее по тексту Приморский детский сад) о признании бездействия по исполнению правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, содержания и реализации энергоносителей, незаконным, и возложении обязанности обеспечения учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, определении порядка выполнения работ в электроустановках, утверждения перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, составлении списка лиц, разрешающим единоличный осмотр электроустановок, мотивируя свои требования тем, что в рамках проводимой прокуратурой района, совместно со специалистом Ростехнадзора, проверки на предмет наличия технических средств измерений приборов учета потребляемых ресурсов, их соответствия установленным стандартам и сертификатам качества, соблюдения Правил технической эксплуатации электроустановок, выявлено, что Приморский детский сад эксплуатируется с нарушением п. 1.2.3; 1.2.7; 1.2.2; ДД.ММ.ГГГГ; 1.4.4; Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6, а также п. ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Так в указанном детском саде отсутствует электротехнический персонал, обслуживающий электроустановку, не составлен список лиц, которым разрешается единоличный осмотр электроустановок, не определен порядок выполнения работ в электроустановках, не утвержден перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации. Кроме того, действующая схема электроснабжения не соответствует второй группе электроприемников, так как фактическое электроснабжение данного объекта осуществляется от одного источника питания. Указанные нарушения правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации, энергопотребляющих установок, содержания и реализации энергоносителей, создает угрозу жизни и безопасности детей, находящихся в детском учреждении и неопределенного круга лиц. В связи с этим, прокурор просит признать незаконным бездействие Приморского детского сада по исполнению правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, содержания и реализации энергоносителей, и возложить обязанность по обеспечению учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, определить порядок выполнения работ в электроустановках, утвердить перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, составить список лиц, которым разрешается единоличный осмотр электроустановок. Определением Балахтинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в дело в качестве третьего лица привлечено Управлением образования администрации <адрес> (л.д. 52-53). ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> уточнил заявленные требования по тем основания, согласно Правилам устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94, свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003, комплекс электроприемников детского сада относится ко второй категории надежности электроснабжения. В силу п.1.2.20 ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Согласно предисловию к ПУЭ, требования ПУЭ обязательны для всех организаций не зависимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Кроме этого, ПУЭ седьмого издания, является вновь издаваемым, которое заменяет собой ранее существовавшие правила, которые действовали на момент первоначального ввода в эксплуатацию учреждения, т.т. шестое издание правил устройства электроустановок. Согласно п.1.2.19 ПУЭ 6-го издания электроприемники 2 категории рекомендуется обеспечивать электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников 2 категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (л.д.70-71). В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, отказавшись от требований в части признания бездействия незаконным, поскольку представителем администрации <адрес> представлены документы о приобретении дизельной электростанции в <адрес>, которая будет установлена для школы и детского сада. Представитель ответчика - заведующая МДОУ Приморский детский сад в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, путем направления судебной повестки, в связи с чем с согласия сторон суд считает возможным рассмотреть дело без её участия. Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО1 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия МДОУ Приморский детский сад в исполнении требований законодательства в области электроэнергетики и возложении обязанности по обеспечению учреждения электроснабжением от двух независимых источников питания показала, что администрацией района приобретена дизельная электростанция в Приморскую среднюю школу, которая будет обслуживать и детский сад в <адрес>, в остальном приняты меры к выполнению требований законодательства. Представитель заинтересованного лица начальник Управления образования администрации <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, путем направления повестки, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В силу ст.ст. 5,6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России. В соответствии с п. 1.2.3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6, для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации. Пунктом 1.2.7 указанных выше Правил установлено, что назначение ответственного за электрохозяйство производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности. Согласно п. 1.2.2 приведенных Правил, Потребитель обязан обеспечить: подбор электротехнического и электротехнологического персонала, обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала, разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ указанных Правил, установлено, что список работников, имеющих право выполнять оперативные переключения, утверждает руководитель Потребителя. Таким образом,определение порядка выполнения работ в электроустановках, утверждение перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, составление списка лиц, которым разрешается единоличный осмотр электроустановок, является обязанностью МДОУ Приморский детский сад. Согласно п. 5.1 Правил проектирования и монтажа электроустановок жилых и общественных зданий СП 31-110-2003 учреждения образования по степени обеспечения надежности электроснабжения электроприемников отнесены ко второй категории. На основании п. ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" (далее по тексту ПУЭ), электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. В силу п. 1.2.1. ПУЭ Глава 1.2. Правил распространяется на все системы электроснабжения. Согласно п.п. 2.3.1, 2.3.2 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89), утвержденных Приказом Государственного комитета ССР по народному образованию от ДД.ММ.ГГГГ №, электрические сети и электрооборудование, используемое в детских учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п.2.3.1 настоящих правил. Своевременно устранять выявленные недостатки. На основании Инструкции по проектированию городских электрических сетей, РД 34.20.185-94, утвержденной Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ. РАО «ЕЭС России» ДД.ММ.ГГГГ, требования обеспечения надежности электроснабжения потребителей второй категории распространяется на детские учреждения и учебные заведения с количеством учащихся от 200 до 1000 человек (приложение 2 раздел 11 п.Д, Р). Прокурорской проверкой установлено, что МДОУ Приморский детский сад должен быть оборудован электроприемниками второй категории, с независимым, резервным источником питания, однако резервный источник питания в указанном учреждении отсутствует (л.д.19-21). Отсутствие резервного источника электроснабжения в МДОУ Приморский детский сад может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Под чрезвычайной ситуацией в соответствии с Федеральным законом «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии со ст. 7 приведенного выше ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае возникновения, проводятся заблаговременно. Таким образом, в судебном заседании установлено, что обеспечение учреждения вторым независимым резервным источником питания, является обязанностью ответчика. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - воспитанников и персонала МДОУ Приморский детский сад, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ проведенной прокуратурой <адрес> и государственным инспектором ЕУ Ростехнадзора ФИО5 установлено, что МДОУ Приморский детский сад эксплуатируется с нарушением правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, содержания и реализации энергоносителей (л.д.19-21). Здание детского сада <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией технического паспорта, решением Исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ и актом приемки здания Государственной комиссией (л.д.29-38, 42-46). Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ Приморский детский сад посещают 40 детей (л.д. 39) Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № заведующая МДОУ Приморский детский ФИО6 привлечена к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ, (нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки) и ей назначено наказание в виде штрафа (л.д.40-41). Согласно п.1.5 Устава МДОУ Приморский детский сад является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления. Вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (л.д.7-18). Удовлетворяя требования прокурора <адрес> в части возложения обязанности по обеспечению учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, определения порядка выполнения работ в электроустановках, утверждения переченя работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, составления списка лиц, которым разрешается единоличный осмотр электроустановок, суд мотивирует тем, что указанные нарушения создают предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации и угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц - воспитанников и персонала МДОУ Приморский детский сад и в силу приведенного выше законодательства являются обязанностью ответчика. Учитывая отсутствие средств на приобретение резервных источников питания в бюджете и принцип формирования бюджета, суд полагает предоставить ответчику срок на устранение выявленного нарушения в части обеспечения учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания до ДД.ММ.ГГГГ, по оставшимся требованиям до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Приморский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить учреждение электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Приморский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить порядок выполнения работ в электроустановках, утвердить перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, составить список лиц, которым разрешается единоличный осмотр электроустановок. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в <адрес>вой суд. Судья