Иск прокурора к автопредприятию



Дело № 2-166/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Балахта                                                                                             21 декабря 2011 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Зыковой Ю.В.,

с участием истца помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Чуприкова Д.А.,

представителя ответчика Муниципального автономного учреждения <адрес> «Трансавто» ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика администрации <адрес> ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

представителя третьего лица управления образования администрации <адрес> ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО2,

       Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению <адрес> «Трансавто» и <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений требований технического регламента безопасности колесных транспортных средств,

     УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Грузенская средняя общеобразовательная школа (далее по тексту Грузенская СОШ) и администрации <адрес> с требованием о возложении обязанности по устранению нарушений требований технического регламента безопасности колесных транспортных средств, мотивируя свои требования тем, что Грузенская СОШ является владельцем транспортного средства марки ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24, 2007 года выпуска и осуществляет его эксплуатацию. В силу ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» на юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств возложена обязанность по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допущения транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден технический регламент безопасности колесных транспортных средств. При проведении прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проверки было установлено, что в автобусе марки ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24 в нарушении требований технического регламента безопасности колесных транспортных средств не во всех поперечных рядов сидений, расположенных справа по ходу движения имеются сигнальные кнопки «Просьба об остановке». Высота первой ступеньки от уровня дороги составляет 32 см. Для обеспечения установленной высоты не более 25 см, убирающаяся ступенька, отвечающая требованиям Правил ЕЭК ООН №,52 или 107, либо система опускания и (или) наклона пола не применена. Багажный отсек устройству, препятствующих смещению багажа и кресел-колясок в сложенном состоянии при движении автобуса не имеет. В силу п.1 части 2 ст.32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» и пунктов 75,76 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на образовательное учреждение и на учредителе, а именно администрации <адрес>, который финансирует учреждение, лежит обязанность по выделению денежных средств с целью устранения выявленных нарушений, путем оборудования вышеуказанного транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента безопасности колесных транспортных средств утвержденного Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Определением Балахтинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчиков привлечено Управление образование администрации <адрес> (л.д. 31-32).

ДД.ММ.ГГГГ определением Балахтинского районного суда ответчик Грузенская СОШ был заменен на ответчика Муниципальное автономное учреждение <адрес> «Трансавто» (далее по тексту МАУ «Трансавто») по тем основаниям, что распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии из оперативного управления» автобус ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24 был изъят из оперативного управления МОУ Грузенская СОШ и передан в оперативное управление МАУ «Трансавто» (л.д. 63-64).

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> уточнил заявленные требования, просил суд обязать администрацию <адрес> и МАУ «Трансавто» устранить нарушения законодательства путем оборудования автобуса марки ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24 в соответствии с Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно приведения первой ступеньки от уровня дороги установленной высоты не более 25 см, и оборудования в поперечном ряду сидений второй ряд, расположенном справа от выхода сигнальной кнопки «Просьба об остановке» (л.д. 69-71).

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 заявленные требования поддержал и показал, что возложение обязанности по оборудованию транспортного средства автобуса марки ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24 возлагается как на собственника транспортного средства, это администрацию района, так и на организацию, которая его эксплуатирует.

Представитель ответчика МАУ «Трансавто» ФИО4 в судебном заседании против заявленных требований не возражал и показал, что для приведения автобуса марки ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24 в соответствии с Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» необходимы денежные средства, которые отсутствуют в учреждении. В 2008 году автобус проходил переоборудование, но ни все изменения были внесены в конструкцию автобуса.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании требования не признал и показал, что администрация <адрес> не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку автономное учреждение самостоятельно распоряжается имуществом, закрепленным за ним и собственник имущества Учреждения не несет ответственность по обязательствам Учреждения. Таким образом, обязанность о приведении автобуса марки ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24 в соответствии с Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» лежит только на МАУ «Трансавто».

Представитель третьего лица на стороне ответчика Управление образования администрации <адрес> ФИО1 в судебном заседании по заявленным требованиям показала, что автобус марки ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24 был изъят из оперативного управления Грузенской школы и передан в оперативное управление МАУ «Трансавто», поэтому в настоящее время к Управлению образования автобус ни имеет ни какого отношения. В настоящее время автобус продолжает осуществлять перевозку детей в школу.

Представитель третьего лица директор Грузенской средней общеобразовательной школы не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, путем вручения судебной повестки, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без её участия.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, считает, что требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1-2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии спунктом 3.1 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ ,техническое состояние и оборудование автобусов должно отвечать установленным требованиям безопасности движения.

Во исполнение положений о нормативном урегулировании безопасности дорожного движения принят Государственный стандарт РФ ФИО7 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), требования которого распространяются на автобусы, предназначенные для перевозке детей от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети РФ, и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей

В соответствии с п.11 ст.15 Федерального закона от 06.10. 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 1 ч.1 ст.31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

"Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств", утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 720, который принят в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Согласно п. 1.16.4.5.1. «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 720 высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 25 см. Для обеспечения указанной высоты, в случае необходимости, должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям Правил ЕЭК ООН N N 36, 52 или 107, либо применена система опускания и (или) наклона пола;

Согласно п.1.16.2.3. «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств" в каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке". Сигнальные кнопки должны устанавливаться на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.

Как установлено в судебном заседании: в целях обеспечения образовательного процесса в Грузенской СОШ для перевозки детей используется автобус ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24, 2007 года выпуска, что подтверждается паспортом транспортного средства <адрес> и путевыми листами за март 2011 года (л.д.13-15).

Согласно акта сдачи автобуса после выполнения работ по переоборудованию от ДД.ММ.ГГГГ автобус ПАЗ 32054 был переоборудован (л.д.7-12).

Согласно талону о прохождении технического осмотра транспортное средство ПАЗ 32054 с регистрационным знаком Х 229 ТХ, 24 прошел технический осмотр (л.д. 25).

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии из оперативного управления» автобус марки ПАЗ-32054 был изъят из оперативного управления МОУ Грузенская СОШ и передано в оперативное управление муниципальному автономному учреждению <адрес> «Трансавто» (л.д.51, 56-60).

Автобусом марки ПАЗ-32054, 2007 года выпуска осуществляется подвоз детей Грузенской СОШ, что подтверждается заявкой на подвоз детей в сентябре 2011 года и путевым листом (л.д. 61-62).

Актом проверки технического состояния оборудования транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что транспортное средство автобус ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24, 2007 года выпуска не соответствуют требованиям, предъявляемым к транспортным средствам для перевозке детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , требованиям Правил ЕЭК ООН № , 52 или 107, а именно: высота первой ступеньки от уровня дороги превышает 25 см. (фактическая высота 34 см), убирающая ступенька отсутствует; в поперечном ряду сидений (второй ряд), расположенном справа от выхода не оборудована сигнальная кнопка «Просьба об остановке» (л.д.72-74).

В связи с чем, прокурор <адрес> обратился в суд с требованиями о возложении обязанности на администрацию <адрес> и МАУ «Трансавто» по оборудованию вышеуказанного транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ9 года .

Согласно п.п.1.2., 3.1 Устава муниципального автономного учреждения <адрес> «Трансавто» Учредителем Учреждения является муниципальное образование <адрес>. Имущество Учреждения является муниципальной собственностью <адрес> и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.

Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходил к выводу, что в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью людей необходимо привести автобус ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24, 2007 года выпуска, используемый для перевозки учащихся муниципального общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что ответчиком для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить ответчикам срок исполнения решения - до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не принимает во внимание доводы представителя администрации <адрес>, о том, что обязанность по переоборудованию транспортного средства должна лежать на МАУ «Трансавто» поскольку статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается не только на лиц, эксплуатирующих транспортные средства, но и на владельцев транспортных средств, каковым является администрация <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                   РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению <адрес> «Трансавто» и <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений требований технического регламента безопасности колесных транспортных средств - УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Обязать Муниципальное автономное учреждение <адрес> «Трансавто» и <адрес>в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на автобус марки ПАЗ 32054, госномер Х 229 ТХ, 24, 2007 года выпуска убирающуюся ступень посадочной двери, отвечающая требованиям Правил ЕЭК ООН №,52 или 107, либо система опускания и (или) наклона пола и оборудовать в поперечном ряду сидений (второй ряд), расположенном справа от выхода сигнальную кнопку «Просьба об остановке».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в <адрес>вой суд через Балахтинский районный суд.

Судья       подпись

КОПИЯ ВЕРНА

СУДЬЯ       Зыкова Ю.В.