О признании бездействия по исполнению требований санитарного законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2012 г.                                  Балахтинский районный суд Красноярского края

В составе:

председательствующего судьи - Дергаленко А.В.

с участием: представителя ответчика - администрации ФИО1 <адрес> - ФИО1 А.А., главы указанного ФИО1,

при секретаре Колесовой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО1 <адрес> о признании бездействия по исполнению требований санитарного законодательства, противоправным и возложении обязанностей по исполнению требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> обратился в суд с иском к администрации ФИО1 о признании бездействия, выраженного в неисполнении пунктов 1, 2 и 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главным государственным санитарным врачом по Балахтинскому и <адрес>м <адрес> противоправным, и возложении обязанностей по устранению нарушений: ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.41340-03, п. 2.13 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, путем организации предварительных при поступлении и периодических медицинских осмотров персонала административного здания, в том числе лиц, профессионально связанных с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) с видеодисплейными терминалами (ВДТ) с составлением заключительного акта по результатам медицинского осмотра; п. 14.2 СанПиН 2.2.2./ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 путем обеспечения наличия сани тарно-эпидемиологических заключений, оформленных в установленном порядке, на ПЭВМ и на оборудование для проведения копировально-множительных работ; ст. 32 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1.5; 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-01, п.п. 2.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-07, п.п. 1.8, 14.4 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 3.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 1.4 СП 4616-88 путем осуществления производственного контроля в администрации ФИО1 за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в административном здании. Свои исковые требования территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> мотивировал тем, что указанные нарушения были выявлены в ходе плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем ответчику главным государственным санитарным врачом по Балахтинскому и <адрес>м <адрес> выдавалось предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении указанных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако по настоящее время указанные нарушения ответчиком не устранены. В связи с бездействием ответчика по устранению указанных нарушений, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель истца в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика, глава ФИО1 А.А. пояснил, что в настоящее проводится работа по исполнению предписания, заключены договоры на оказание медицинских услуг и на оказание услуг медицинского предрейсового осмотра. Проводится работа по устранению остальных недостатков.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На основании ст. 32 указанного Закона Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда.

Согласно ст. 34 приведенного выше Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В силу ч. 3 ст. 39вышеуказанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» установлено:

п. 13.1. лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Санитарными правилами (СП) СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» установлено:

п. 2.13. рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03. 2.2.2. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» установлено:

п. 14.2 не допускается реализация и эксплуатация на территории Российской Федерации типов ПЭВМ, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения.

Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике» установлено:

п. 6.2 для проведения копировально-множительных работ допускается использование оборудования как отечественного, так и зарубежного производства при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, оформленного в установленном порядке.

Санитарными правилами (СП) СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлено:

п. 1.5 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

п. 2.7 мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Санитарными правилами (СП) ДД.ММ.ГГГГ-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлено:

п. 2.8. юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» установлено:

п. 1.8. индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил.

п. 14.4. производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.

Пунктом 3.1 Санитарных правил (СП) 2.ДД.ММ.ГГГГ-03. «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. установлена необходимость проведения контроль аэроионного состава воздуха.

Пунктом 1.4. Санитарных правил (СП) "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей" N 4616-88 установлено, что служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Как следует из ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", главные государственные санитарные врачи наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

По данному делу Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в лице главного государственного санитарного врача по Балахтинскому и <адрес>м <адрес>, заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда вследствие нарушения санитарного законодательства.

Как установлено в судебном заседании, согласно предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главным государственным санитарным врачом по Балахтинскому и <адрес>м <адрес> в результате плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ в администрации ФИО1 <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства в виде не исполнения требований нормативно-правовых актов: ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.41340-03, п. 2.13 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, путем организации предварительных при поступлении и периодических медицинских осмотров персонала административного здания, в том числе лиц, профессионально связанных с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) с видеодисплейными терминалами (ВДТ) с составлением заключительного акта по результатам медицинского осмотра; п. 14.2 СанПиН 2.2.2./ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 путем обеспечения наличия сани тарно-эпидемиологических заключений, оформленных в установленном порядке, на ПЭВМ и на оборудование для проведения копировально-множительных работ; ст. 32 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1.5; 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-01, п.п. 2.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-07, п.п. 1.8, 14.4 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 3.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 1.4 СП 4616-88 путем осуществления производственного контроля в администрации ФИО1 за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в административном здании. Указанным выше предписанием ответчику установлен срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрация ФИО1 вышеуказанные нарушения не устранила.

Не устранение перечисленных выше нарушений ответчиком, подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в отношении юридического лица - ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по факту неисполнения п. п. 1, 2 и 3 предписания главного государственного санитарного врача по Балахтинскому и <адрес>м <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Удовлетворяя исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в части обязания ответчика к исполнению вышеперечисленных требований санитарного законодательства, суд мотивирует тем, что соблюдение вышеуказанных санитарных правил и норм является обязанностью администрации ФИО1.

Нарушения, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу причинения вреда вследствие нарушения санитарного законодательства, а поэтому понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства необходимо в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

В отношении исковых требований истца о признании бездействия ответчика, выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства, противоправным, суд полагает отказать, поскольку в судебном заседании установлено, что администрацией ФИО1 принимаются меры к исполнению требований предписания, о чем свидетельствуют заключение договоров на оказание медицинских услуг и на оказание услуг медицинского предрейсового осмотра. Неисполнение ответчиком требований предписания носит не умышленный характер, поскольку связано с материальными затратами, а в настоящее время ответчик не имеет средств на выполнение этих предписаний.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    

Р Е Ш И Л:

Исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> удовлетворить частично.

Обязать администрацию ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

  • Выполнить требования ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.41340-03, п. 2.13 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, путем организации предварительных при поступлении и периодических медицинских осмотров персонала административного здания, в том числе лиц, профессионально связанных с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) с видеодисплейными терминалами (ВДТ) с составлением заключительного акта по результатам медицинского осмотра;
  • Выполнить требования п. 14.2 СанПиН 2.2.2./ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 путем обеспечения наличия сани тарно-эпидемиологических заключений, оформленных в установленном порядке, на ПЭВМ и на оборудование для проведения копировально-множительных работ;
  • Выполнить требования ст. 32 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1.5; 2.7 СП ДД.ММ.ГГГГ-01, п.п. 2.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-07, п.п. 1.8, 14.4 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 3.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 1.4 СП 4616-88 путем осуществления производственного контроля в администрации ФИО1 за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в административном здании.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца, подачей жалобы через Балахтинский районный суд <адрес>.

Председательствующий: