О возложении обязанности по выполнению мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правил на кладбище



Дело № 2-465/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2012 года                                                                                                    п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Зыковой Ю.В.,

при секретаре Ивашиной С.Н.

        Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ФИО1 сельсовета <адрес> о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарных норм и правил, о возложении обязанности по выполнению мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правил на кладбище <адрес> край <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> (далее по тексту - Роспотребнадзор), обратилось в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лицк Администрации ФИО1 сельсовета <адрес> (далее по тексту Приморский сельсовет) о признании незаконными бездействия по непринятию мер к устранению нарушений санитарных норм и правил, о возложении обязанности по выполнению мероприятия по устранению нарушений санитарных норм и правил, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица Администрации ФИО1 сельсовета проводилась плановая проверка, по результатам которой в 13 часов 00 минут на кладбище Администрации ФИО1 сельсовета по адресу <адрес> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Выявленные нарушения образовали объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.

С целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравления людей), ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, было выдано ФИО1 сельсовету предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сельсовету предписывалось устранить 4 пунктов нарушений п.п. 6.4, 6.7. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а так же п. 8.4.1. СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» и п.п. 2.2., 2.3, 2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ9-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».

           ДД.ММ.ГГГГ согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе, которой, было установлено, что в установленный срок Приморский сельсовет в полном объеме не исполнил предписание, не были устранены все пункты предписания, невыполненные пункты предписания:

- п. 1 предписания: п. 6.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 кладбище в <адрес> не оборудовано общественным туалетом, выгребного типа;

- п. 2 предписания: п. 6.7.СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 кладбище в <адрес> не оборудовано площадкой для мусоросборников, имеющей твердое покрытие;

- п. 3 предписания: не устранены нарушения п. 8.4.1 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» по обработке участка кладбища <адрес> акарицидом: не проведены акарицидные обработки (не представлены документы, подтверждающие проведение акарицидной обработки).

- п. 4 предписания: не устранено нарушение п.п. 2.2, 2.3, 2.4 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-02 по проведению дератизационных мероприятий на кладбище д. <адрес> не проведены дератизационные мероприятия на кладбище <адрес> (не представлены документы, подтверждающие проведение дератизационных мероприятий);

По факту неисполнения данного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение Мировому судье судебного участка .

Неисполнение вышеуказанных требований предписания создают реальную угрозу причинения вреда здоровью людей, а так же возможность возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, а так же отсутствие на сельском кладбище <адрес> общественного туалета выгребного типа, приведет к загрязнению поверхностных и подземных вот, почвы. Атмосферные осадки, проходя через загрязненную почву, переносят микрофлору (в том числе и возбудителей заразных болезней) из поверхностных слоев в нижележащие грунтовые воды, откуда возбудители болезней могут попасть в водоемы. Почва служит местом развития, а при определенных условиях и инфицирования мух, которые также являются переносчиками различных заболеваний, и откладывают яйца в местах гнилостных отбросов и нечистот. Так же на кладбище не осуществляются дератизационные мероприятия и не обрабатывается акарицидом, что приводит к возникновению угрозы причинения вреда здоровью граждан, в виде укусов клещей и впоследствии заболеванию клещевым энцефалитом. Клещевой энцефалит - вирусная инфекция, поражающая центральную и периферическую нервную систему. Тяжелые осложнения острой инфекции могут завершиться параличом и летальным исходом. Основным результатом вируса клещевого энцефалита являются иксодовые клещи и грызуны. Прокормителями клещей являются крупные и мелкие млекопитающие.

Истец просит обязать Приморский сельсовет устранить нарушения указанные в предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а так же признать бездействие ФИО1, выраженное в неисполнении предписания в полном объеме противоправным.

Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, предоставил заявление в котором просил дело рассмотреть без его участия, заявленные требования поддержал в полном объеме, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

ФИО1 сельсовета ФИО5 в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, предоставил заявление в котором просил дело рассмотреть без его участия, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, считает, что требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

         Статье 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

         Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

На основании ст. 11Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В силу п/п 22 ч.1 ст.14 Федерального закона - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно п. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На основании ст. 51ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Указанные правила определяют, в частности санитарно-эпидемиологические требования предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, а также устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания.

В силу ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка юридического лица Приморский сельсовет, в результате которой на кладбище <адрес>, обнаружены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.

За указанные нарушения был составлен протокол и ФИО1 юридического лица - Приморский сельсовет был привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сельсовету должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

По распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении администрации ФИО1 <адрес> (л.д.11,16-17).

ДД.ММ.ГГГГ в результате внеплановой проверки ФИО1 сельсовета было обнаружено нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в невыполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (лд.<адрес>).

       

       Согласно п. 1.23 ст. 7 Устава ФИО1 сельсовета <адрес>, предусмотрено, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. 24-41).

Согласно п. 6.4., 6.7. СанПиНа ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения» предусматривает, что приотсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В силу п.п.2.2, 2.3, 2.4 СанПиНа 3.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», установлено, что Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют дератизацию в производственных, общественных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок, а также в природных условиях - в очагах инфекционных зоонозных заболеваний. В производственных, общественных помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, ежемесячно осуществляется дератизация. На других объектах, а также на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно - гигиеническим показаниям. Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются: организации, занимающиеся непроизводственными видами бытового обслуживания населения (кладбища).

В силу п. 8.4.1 СанПиНа 3.ДД.ММ.ГГГГ-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита»,акарицидом обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории (места массового отдыха, летние оздоровительные лагеря и детские образовательные организации, прилегающие к ним территории не менее 50 м, базы отдыха, кладбища, садовые участки и т.д.). Мероприятия по уничтожению клещей проводят в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий. Допускается использование средств, разрешенных к применению с этой целью в установленном порядке. Применение средств осуществляется в соответствии с действующими методическими документами (инструкциями по применению).

Удовлетворяя заявленные требования, суд мотивирует это тем, что Управление Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, в силу ст. 46 ГПК РФ вправе обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Учитывая, что на ФИО1

Приморский сельсовет законом возложена обязанность по содержанию мест захоронения, то требования указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должны быть ФИО1 исполнены.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ФИО1 совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ФИО1, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что ФИО1 для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.           

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации ФИО1 сельсовета <адрес> по неисполнению предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 289 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию ФИО1 сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения указанные в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ :

- оборудовать сельское кладбище <адрес> общественным туалетом выгребного типа;

- оборудовать на кладбище <адрес> площадку для мусоросборников, имеющую твердое покрытие;

- провести акарицидную обработку на кладбище <адрес> и обеспечить наличие документов, подтверждающих проведение акарицидной обработки;

- провести дератизационные мероприятия на кладбище <адрес> и обеспечить наличие документов, подтверждающих их проведение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в <адрес>вой суд через Балахтинский районный суд.

               

                Председательствующий: