О признании незаконным бездействия в части не представления детям мест в дошкольные образовательные учреждения



Дело № 2-255/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                                                                                     27 сентября 2012 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Зыковой Ю.В.,

С участием помощника прокурора Балахтинского района Кулеш Т.В.,

Представителей ответчика администрации <адрес> ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО7 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

Представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления образования администрации <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Ивашиной С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> о признании незаконным бездействия в части не представления детям мест в дошкольные образовательные учреждения и возложении обязанности по открытию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях в <адрес> согласно потребностям населения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> (далее по тексту - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к <адрес> о признании незаконным бездействия в части не представления детям мест в дошкольные образовательные учреждения, возложении обязанности по открытию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях в <адрес>, согласно потребностям населения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства гарантирующего право ребенка на доступное дошкольное образование, в ходе которой было установлено, что на территории <адрес> функционирует 3 детских сада: МКДОУ Балахтинский детский са<адрес> «Тополек» посещают 87 детей, предусмотрено 80 мест для детей, МКДОУ Балахтинский детский са<адрес> «Колокольчик» посещают 77 детей, предусмотрено 75 мест для детей, МКДОУ Балахтинский детский са<адрес> «Солнышко» - посещают 117 детей.В очереди на получение места в дошкольные образовательные учреждения в <адрес> состоит 389 детей, что свидетельствует о обеспечении потребности населения поселка количеством мест в детских садах на 40,2 %. Дефицит в обеспеченности детей образованием по <адрес> из расчета получающих дошкольное образование к общему числу детей дошкольного возраста (с 0 до 7 лент) составляет 32,5%, то есть из 1785 детей получают дошкольное образование 581 ребенок. Учитывая, что администрацией <адрес> не разработаны и не приняты районные целевые программы в части обеспечения максимального числа нуждающихся семей местами в дошкольных образовательных учреждениях и сокращение очереди состоящих на учете детей, не осуществляется строительство детских садов, не принимаются меры, направленные на сокращение дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях поселка, увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях, в связи с чем прокурор просит суд признать бездействие администрации в части не предоставления детям мест в дошкольные образовательные учреждения в <адрес> незаконным и возложить на ответчика обязанность принять меры к открытию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> согласно потребностей населения (строительство детских садов, открытие дополнительных групп).

Помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории <адрес> и возложить обязанность по строительству на территории <адрес> дошкольного образовательного учреждения на 355 мест в срок до ДД.ММ.ГГГГ, показав, что бездействие администрации в сфере осуществления полномочия по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес> влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика <адрес> ФИО6 в судебном заседании исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по строительству на территории <адрес> дошкольного образовательного учреждения признала, в части признания незаконным бездействие администрации по реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории <адрес> не признала и пояснила, что администрацией района предпринимаются меры по обеспечению населения доступного дошкольного образования на территории <адрес>. Так за счет средств краевого бюджета проводится ремонт в помещении Балахтинской средней школы , где будет открыт детский сад на 40 мест. Так же администрацией района согласовано предварительное место для размещения детского сада на 95 мест в <адрес>. Таким образом, администрация района не бездействует в части реализации полномочий по обеспечению жителей <адрес> дошкольного образования детям.

Представитель ответчика <адрес> ФИО7 в судебном заседании исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по строительству на территории <адрес> дошкольного образовательного учреждения признал, в части признания незаконным бездействие администрации по реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории <адрес> не признал и показал, что бюджет района дотационный на 80% в связи с чем собственных денежных средств на строительства детского сада нет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора представитель управления образования <адрес> ФИО4 в судебном заседании по требованиям о строительстве нового детского сада в <адрес> не возражала и показала, что открытие дополнительных 40 мест в детском саде при школе не решит вопрос, поскольку детей, нуждающихся в устройстве в детское дошкольные учреждения в <адрес> на сентябрь 2012 года составляет 355 человек.

Выслушав стороны, исследовав и изучив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Как установлено в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ) «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Как предусмотрено ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеуказанного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

П. 11 с. <адрес>, предусмотрено, что к вопросам местного значения района относится: организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно информации руководителя управления образования от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> функционирует 3 детских сада: МКДОУ Балахтинский детский са<адрес> «Тополек» посещают 77 детей; МКДОУ Балахтинский детский са<адрес> «Колокольчик» посещают 87 детей; МКДОУ Балахтинский детский са<адрес> «Солнышко» - посещают 117 детей, а всего 281 ребенок. Количество детей, состоящих в очереди на предоставление места в МКДОУ <адрес> 389 человек. Потребность населения в процентном отношении на предоставление места в детских садах - 34,6% (л.д.7).

Согласно уведомления об изменении бюджетных ассигнований от ДД.ММ.ГГГГ в финансовое управление администрации <адрес> поступило 9.090.500 руб. для реконструкции и капитального ремонта зданий под дошкольные образовательные учреждения и проведен открытый аукцион по капитальному ремонту здания (л.д.47, 48-49, 59-60).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения земельного участка на проектирование детского сада на 95 мест» согласовано место размещения объекта на проектирование детского сада по адресу <адрес> (л.д. 51-56).

Главой администрации <адрес> направлена заявка Министру образования и науки <адрес> о включении <адрес> в долгосрочную целевую программу «Развитие сети дошкольных учреждений на 2012-2015 годы»( л.д.57).

Удовлетворяя требования прокурора в части возложении обязанности по строительству на территории <адрес> в <адрес> детского сада суд мотивирует это тем, что принимаемые администрацией <адрес> меры являются недостаточными для обеспечения всех нуждающихся в местах в дошкольных образовательных учреждениях, чем нарушаются права детей, проживающих на территории <адрес>, на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении. При этом суд, учитывает, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Учитывая, что суд удовлетворяет требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга ли в части возложении обязанности по строительству на территории <адрес> в <адрес> дошкольного образовательного учреждения, то суд определяет каким образом следует устранить допущенное нарушение и устанавливает срок для выполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку численность детей, нуждающихся в устройстве в детское дошкольное учреждение в <адрес> изменяется с учетом демографического положения, то суд не принимает во внимание требование прокурора по указанию количества мест при строительстве детского сада.

     Отказывая прокурору в части заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации <адрес> в части реализации полномочий по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес> по реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории <адрес>, суд мотивирует это тем, что доказательств бездействия со стороны ответчика в части реализации полномочий по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес> в судебное заседание не представлено, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о наличие очередности в дошкольные образовательные учреждения в муниципальном образовании <адрес>. Кроме этого в судебном заседании установлено, что администрацией <адрес> принимаются меры по открытию дополнительных мест в дошкольном образовательном учреждении, а именно проведению ремонта здания Балахтинской средней школы , с целью создания условий, позволяющих реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о недостаточности собственных средств муниципального образования, поскольку финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на <адрес> обязанность по строительству на территории <адрес> дошкольного образовательного учреждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в <адрес>вой суд через Балахтинский районный суд.

Председательствующий: