Дело № 2-1303/10г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2010 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Козлова О.А.
при секретаре Зориной А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балахнинского городского прокурора к МО «г.Балахна» Нижегородской области о признании бездействия по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Балахнинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МО «г.Балахна» Нижегородской области с требованиями признать бездействие по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным; обязать безотлагательно принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами путем устранения нарушений, указанных в описательной части заявления. Заявленное требование обосновано тем, что Дата обезличена Балахнинской городской прокуратурой с привлечением должностных лиц ОГПН по г.Балахна и Балахнинскому району проведена проверка исполнения пожарно-профилактических мероприятий на территории населенных пунктов муниципальных образований Балахнинского района Нижегородской области. По результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории МО «г.Балахна». Установлено, что улицы ... и улицы района ... г.Балахна не обеспечены наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов), что является нарушением п.3 ППБ 01-03 п.п.2.11-2.15 СНиП 2.04.02-84*. На улицах ... г.Балахна и д.... у пожарных водоемов не установлены соответствующие указатели, что является нарушением п.90 ППБ 01-03. На улицах ... г.Балахна отсутствует наружное освещение для быстрого нахождения в темное время суток пожарных водоемов, а также подъездов к ним, что является нарушением п.27 ППБ 01-03. К водоемам на улицах ... г.Балахна и д.... не выполнены подъезды с площадками с твердым покрытием, размером 12х12метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п.94 ППБ 01-03. В нарушение п.94 ППБ 01-03 не проведена очистка и заполнение водой имеющихся на территории МО «г.Балахна» пожарных водоемов на улицах ... г.Балахна. Указанные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, индивидуализировать которых не представляется возможным, поскольку в случае возникновения пожара в населенных пунктах на территории МО «г.Балахна» могут пострадать не только жители указанных поселений, но находящиеся поблизости в силу различных обстоятельств граждане.
В судебном заседании помощник Балахнинского городского прокурора Губанович Д.С. заявленное требование поддержал.
Представитель ответчика МО «г.Балахна» по доверенности - Горбухов И.С. заявленные требования не признал, суду пояснил, что в рамках решения данного вопроса в Дата обезличена. Администрацией г.Балахна был проведен ряд мероприятий, как-то: проверка по индивидуальному и многоквартирному жилому фонду мест проживания неблагополучных граждан, изготовление информационных листков, профилактическая работа в жилищном фонде с обучением населения мерам пожарной безопасности, проведение встреч с населением, распространение агитационного материала, в целях недопущения пожаров. Кроме того, заключены договора с ООО «Б» на проведение работ по устройству противопожарных разрывов между лесными, торфяными массивами и расположенными вблизи улицами, а также на выполнения работ по патрулированию территорий у жилых домов, прилегающих к лесным и торфяным массивам, тушению очагов возгорания в них, на выполнение противопожарных мероприятий, выполнение работ по ликвидации стихийных свалок. С ООО «А» заключен договор на проведение весенней проверки пожарных гидрантов. Совместно с представителями ОГПН проведена весенняя проверка технического состоянии гидрантов, составлен сводный акт проверки с указанием выявленных замечаний, все замечания устранены до Дата обезличенаг., нерабочие гидранты приведены в исправное техническое состояние. С ООО «А» заключались и заключаются договора на ремонт пожарных гидрантов. Распоряжением Главы Администрации устанавливался особый противопожарный режим. Ежегодно работает мобильный патруль КЧС в составе работников администрации г.Балахны и сотрудников ОВД, выполняющих функции патрулирования территории города, близко расположенных к лесам и торфяникам. На выездах из города в лесные массивы расклеены памятки, проведены организованные собрания с жителями улиц частного сектора, владельцам домов рекомендовано очистить придомовую территорию от сухой травы и мусора. Проведена очистка и ремонт противопожарных водоемов, установлены емкости типа «флекситанк» для запаса воды на случай пожаров. Были приняты дополнительные меры по предупреждению и тушению пожаров: создана оперативная группа по предупреждению и тушению пожаров, ведется ежедневное патрулирование территории города, проводятся сходы с жителями, повешена растяжка, расклеиваются и раздаются листовки Госпожнадзора, по громкоговорителю зачитываются листовки, проводится инструктаж граждан частного сектора, направлены письмо в управляющие компании по усилению мер пожарной безопасности, администрация ежедневно участвует в работе КЧС района, с населением по вопросам очистки города от сухой травы и мусора работает АТИ.
Представитель третьего лица - Отдела Государственного пожарного надзора по г.Балахна и Балахнинскому району по доверенности - Шишкин М.А. суду пояснил, что указанные прокурором нарушения МО «г.Балахна» требований пожарной безопасности были выявлены в результате проведения ими Дата обезличена пожарно-профилактических мероприятий. Выявленные нарушения создают угрозу интенсивного развития пожара на большие площади, затруднят или сделают невозможным принятие оперативных мер пожарными подразделениями по локализации и ликвидации пожара в начальной стадии его развития. Администрация г.Балахна действительно проводит ряд противопожарных мероприятий, однако, они направлены не на выполнения данных ОГПН предписаний, а носят хаотический характер и проводится в соответствии с их субъективным усмотрением, т.е. устраняется не то, что указано в предписании, а что-то другое, необходимости в совершении этих действий с точки зрения обеспечения пожарной безопасности нет.
Выслушав объяснения сторон, показания третьего лица, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно ст.45 ГПК РФ 1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно «Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
1. Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
3. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
21. Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
27. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
90. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
94. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Согласно СНиП 2.04.02-84*:
2.11. Противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Примечания*:
1. Допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований пп.9.27-9.33 для:
населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел.;
отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000, расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода;
зданий объемом св. 1000 - по согласованию с территориальными органами Государственного пожарного надзора;
производственных зданий с производствами категорий В, Г и Д при расходе воды на наружное пожаротушение 10 л/с;
складов грубых кормов объемом до 1000 ;
складов минеральных удобрений объемом зданий до 5000 ;
зданий радиотелевизионных передающих станций;
зданий холодильников и хранилищ овощей и фруктов.
2. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение:
населенных пунктов с числом жителей до 50 чел. при застройке зданиями высотой до двух этажей;
отдельно стоящих, расположенных вне населенных пунктов, предприятий общественного питания (столовые, закусочные, кафе и т.п.) при объеме зданий до 1000 и предприятий торговли при площади до 150 (за исключением промтоварных магазинов), а также общественных зданий I и II степеней огнестойкости объемом до 250, расположенных в населенных пунктах;
производственных зданий I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 (за исключением зданий с металлическими незащищенными или деревянными несущими конструкциями, а также с полимерным утеплителем объемом до 250 ) с производствами категории Д;
заводов по изготовлению железобетонных изделий и товарного бетона со зданиями I и II степеней огнестойкости, размещаемых в населенных пунктах, оборудованных сетями водопровода при условии размещения гидрантов на расстоянии не более 200 м от наиболее удаленного здания завода;
сезонных универсальных приемозаготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий до 1000 ;
зданий складов сгораемых материалов и несгораемых материалов в сгораемой упаковке площадью до 50.
2.12. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в населенном пункте для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по табл.5.
2.13. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) жилых и общественных зданий для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала следует принимать для здания, требующего наибольшего расхода воды, по табл.6.
2.14. Расход воды на наружное пожаротушение на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях на один пожар должен приниматься для здания, требующего наибольшего расхода воды, согласно табл.7 или 8.
2.15. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных на части противопожарными стенами, надлежит принимать по той части здания, где требуется наибольший расход воды.
Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных противопожарными перегородками, следует определять по общему объему здания и более высокой категории производства по пожарной опасности.
Согласно ст.14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» №131-ФЗ от 06.10.2003г.:
1. К вопросам местного значения поселения относятся:
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
Согласно ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.:
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
Согласно ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008г.:
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Судом установлено, что в результате пожарно-профилактических мероприятий, проведенных Дата обезличена ОГПН по г.Балахна и Балахнинскому району со стороны МО «г.Балахна» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В частности:
- улицы ... и улицы района ... г.Балахна не обеспечены наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов) (ППБ 01-03 п.3 «Правил пожарной безопасности РФ», СНиП 2.04.02-84* п.п.2.11-2.15);
- на улицах ... г.Балахна и д.... у пожарных водоемов не установлены соответствующие указатели (ППБ 01-03 п.90);
- на улицах ... г.Балахна отсутствует наружное освещение для быстрого нахождения в темное время суток пожарных водоемов, а также подъездов к ним (ППБ 01-03 п.27);
- к водоемам на улицах ... г.Балахна и д.... не выполнены подъезды с площадками с твердым покрытием, размером 12х12метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.94);
- не проведена очистка и заполнение водой имеющихся на территории МО «г.Балахна» пожарных водоемов на улицах ... г.Балахна (ППБ 01-03 п.94).
До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом ОГПН по г.Балахна и Балахнинскому району, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, отзывом на заявление.
Суд находит неубедительными доводы представителя ответчика в части того, что бездействие, как таковое у ответчика не имеет места, поскольку ответчик проводит определенные действия по обеспечению требований пожарной безопасности (развешивание листовок, проведение профилактической работы в жилищном фонде и др.). Из пояснений представителя ОГПН следует, что предписания ОГПН по выполнению противопожарных мероприятий, напрямую влияющую на безопасность граждан, ответчик не проводит. Довод представителя ответчика о недоставке финансирования противопожарных мероприятий суд считает надуманным, поскольку согласно вышеуказанным нормам обеспечение первичных мер пожаротушения находится именно в ведении органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия МО «г.Балахна» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным; об обязании безотлагательно принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами путем устранения допущенных нарушений. Обсуждая срок, в течение которого должны быть устранены допущенные нарушения, суд находит, что устранение данных нарушений требует больших материальных и временных затрат и считает возможным предоставить для устранения нарушений срок 1 год.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие МО «г.Балахна» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным.
Обязать МО «г.Балахна» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов) улицы ... и улицы района ... г.Балахна (ППБ 01-03 п.3 «Правил пожарной безопасности РФ», СНиП 2.04.02-84* п.п.2.11-2.15);
- у пожарных водоемов на улицах ... г.Балахна и д.... установить соответствующие указатели (ППБ 01-03 п.90);
- обеспечить наружное освещение для быстрого нахождения в темное время суток пожарных водоемов, а также подъездов к ним на ..., ... г.Балахна (ППБ 01-03 п.27);
- выполнить подъезды с площадками с твердым покрытием, размером 12х12метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоемам на улицах ... г.Балахна и д.... (ППБ 01-03 п.94);
- провести очистку и заполнение водой имеющихся на территории МО «г.Балахна» пожарных водоемов на улицах ... г.Балахна (ППБ 01-03 п.94).
Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение 10 дней.
Судья подпись
...
Судья: О.А.Козлов
Секретарь: А.П.Зорина