РЕШЕНИЕ ПО ИСКУ О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА



Дело № 2-1304/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2010 года

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Козлова О.А.

при секретаре Зориной А.П.

с участием адвоката Комаровой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аршинова Д.В. к ОВД по Балахнинскому району, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам с требованием взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в солидарном порядке ... рублей, по ... с каждого.

Представитель истца адвокат Комарова С.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержала, суду пояснила, что в отношении истца, в Дата обезличена была избрана мера пресечения - заключение под стражу. В помещении ИВС при ОВД по Балахнинскому ОВД он находился в период содержания под стражей в течение ... суток. В помещении ИВС в нарушение Федеральных законов, международных Конвенций и иных нормативных актов созданы ненадлежащие условия содержания задержанных в камерах, а именно:

- в камере отсутствует санузел, умывальник (раковина), душ;

- нет окон;

-в камерах не проводится дезинфекция, в связи с чем присутствует большое количество кровососущих насекомых, мышей и крыс;

-грязные матрас и подушка, одеяло предоставлено было впервые в 2009году, после смены начальника ИВС;

-в камере стены отделаны под «шубу» имеют темный цвет;

-круглые сутки камеры освещаются тусклым светом от лампочки ночного освещения, что делает невозможным читать без ухудшения зрения, т.к. естественного солнечного освещения в камеры не поступает, форточек для вентиляции нет;

-предоставляется только одноразовое питание в обед;

-не предоставлялись прогулки;

-не предоставляется питьевая вода;

-камеры не соответствуют нормам площади, ее размер 3,3 на 2,3м, находятся в ней 3 человека;

-нет вешалок для одежды, шкафов для посуды;

-дневное освещение просто не предусмотрено в камерах;

- нет зеркала, потолок также окрашен в темный цвет;

- вместо унитаза в камере находится бачок, который выносится 3 раза в неделю - в понедельник, среду и пятницу, и за оставшееся время бачок ничем не закрывается;

-сроки содержания в ИВС были значительно превышены в нарушение ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых»: а именно в Дата обезличена. вместо разрешенных ... суток в месяц он находился в ИВС по Балахнинскому району - ..., в Дата обезличена. - ... суток, в Дата обезличена. - ..., в Дата обезличена, т.е. в полтора и ... раза срок его нахождения в ненадлежащих условиях был самовольно превышен сотрудниками ОВД по Балахнинскому району. Данные условия содержания причинили истцу моральный вред, который он оценивает в ..., из расчета ... рублей в сутки его пребывания в ИВС ОВД по Балахнинскому району.

Представитель ответчика ОВД по Балахнинскому району Белякова И.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что по заявленным требованиям ОВД по Балахнинскому району является ненадлежащим ответчиком. ИВС при ОВД содержится за счет средств федерального бюджета, поэтому, вред причиненный незаконными действиями государственных органов возмещается за счет средств казны РФ. С учетом требований данной нормы, вред в случае установления его действительного причинения Аршинову Д.В. подлежит возмещению за счет казны РФ. Истец не представил в суд доказательств виновности в действиях сотрудников ОВД, связанных с его содержанием в ИВС.

Представитель ответчика Минфина РФ в лице управления Федерального казначейства по Нижегородской области Анохин В.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, суду пояснил, что нормами ст.1069 ГК РФ предусмотрено возмещение вреда, только в том случае, если незаконность действий госорганов уже установлена решением суда. Действия ОВД по Балахнинскому району в отношении Аршинова незаконными не признавались. В материалах дела отсутствуют доказательства причинения истцу морального вреда. Действующим законодательством не презюмируется безусловное наличие морального вреда, как его наличие, так и его размер подлежат доказыванию истцом. Кроме того, как подтверждается материалами дела, а именно книгой жалоб содержащихся в ИВС ОВД по Балахнинскому району - за время пребывания истца в изоляторе временного содержания от него ни разу не поступало жалоб на условия содержания, жалоб на здоровье.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит, что исковые требования Аршинова Д.В. подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст.9 абз. 3 Федерального закона от 15.07.95 г № 103-ФЗ (в ред. 27.09.09 г) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ст.15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст.23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно абз. 1 ст.24 указанного Федерального закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно Приказа МВД РФ от 22.11.05 г № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"

19. Администрация ИВС исходя из имеющихся возможностей принимает меры к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались…лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск МВД России

42. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

43. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:

спальным местом;

постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;

постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;

полотенцем;

столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.

45. Камеры ИВС оборудуются:

индивидуальными нарами или кроватями;

столом и скамейками по лимиту мест в камере;

шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;

санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;

краном с водопроводной водой;

вешалкой для верхней одежды;

полкой для туалетных принадлежностей;

бачком для питьевой воды;

радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;

кнопкой для вызова дежурного;

урной для мусора;

светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;

приточной и/или вытяжной вентиляцией;

детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;

тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

47. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Судом установлено, изолятор временного содержания ОВД по Балахнинскому району был выстроен в 1968 г. На тот момент оно отвечало соответствующим требованиям действующего законодательства. Вышеуказанным Приказом МВД РФ утверждены Правила внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых МВД РФ. По этим Правилам камеры оборудуются санузлом и краном с водопроводной водой, скамейками и иными необходимыми минимальными условиями для содержания заключенных.

ИВС Балахнинского ОВД расположен в подвальном помещении здания ОВД, имеет 12 камер, рассчитан на содержание 51 человека л.д.27-28). Площади камер варьируются от 29,97 кв.м. до 7,96 кв.м. Стены камер: кирпич, бетон, оштукатурены под «шубу». Холодное водоснабжение имеется лишь в санузле ИВС, в камерах отсутствует, окна в камерах отсутствуют, в связи с чем в камерах не имеется естественного освещения, канализация отсутствует, имеется принудительная вентиляция. В каждой камере вместо канализации используется кастрюля, расположенная в неотгороженной части камеры. Истец согласно справки ОВД по Балахнинскому району л.д.20-22) содержался в ИВС с 31.03.2008г. по 20.11.2009г., всего в течение 124 дней. Он является бывшим сотрудником Прокуратуры Балахнинского района Нижегородской области. Основную массу времени он содержался в камерах один или совместно с бывшими сотрудниками правоохранительных органов.

Таким образом, суд находит, что исходя из характеристик ИВС, чтобы привести его в состояние, отвечающее требованиям Правил, ИВС необходимо реконструировать. Отсутствие в камерах санузлов, окон, водопровода, прогулочного двора, т.е. надлежащего содержания лиц находящихся в ИВС ОВД по Балахнинскому району стало возможным ввиду ненадлежащего финансирования деятельности ИВС на его реконструкцию со стороны МВД РФ, о чем свидетельствуют неоднократные обращения руководства ОВД по Балахнинскому району в ГУВД по Нижегородской области о выделении средств.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Учитывая, что виновным в ненадлежащих условиях содержания лиц, находящихся в ИВС при ОВД по Балахнинскому району, в том числе и Аршинова Д.В., является МВД РФ, следовательно, вред, нанесенный истцу Аршинову Д.В. подлежит взысканию с казны РФ от имени которой, согласно требований ст.1071 ГК РФ выступает Минфин РФ.

Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от уровня органов государственной власти, местного самоуправления, чьими незаконными действиями причинен вред, определяется соответствующая казна РФ, ее субъекта или муниципалитета, за счет которой подлежит возмещению причиненный вред.

В силу ст.ст.1,7 Закона РФ «О милиции» Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

Указами Президента РФ от 9.03.04 г № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.04 г № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 18.07.96 г № 1039 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел РФ» установлено, что МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят органы управления внутренних дел субъектов РФ.

Таким образом, милиция составляет единую систему органов внутренних дел, в которую входят и территориальные органы внутренних дел.

Наличие финансирования в установленных законом случаях отдельных подразделений милиции за счет средств бюджетов субъектов РФ не влияет на определение органов внутренних дел как федеральных органов исполнительной власти.

ИВС ОВД по Балахнинскому району входит в милицию общественной безопасности и также относится к органам исполнительной власти федерального уровня.

Поскольку вред истцу был причинен должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, то обязанность возмещения вреда должна быть возложена на казну РФ, а ОВД по Балахнинскому района является по заявленным требованиям ненадлежащим ответчиком, поскольку непосредственно на исполнительный орган действующее законодательство такой обязанности не возлагает.

Как установлено судом, вред истцу причинен в результате содержания его в помещении ИВС ОВД по Балахнинскому району в условиях, не соответствующих нормативным актам, регулирующим деятельность ИВС и связан с отсутствием санузлов, водопровода с питьевой водой в камерах ИВС, наличие одноразового горячего питания, что не соответствует требованиям Приказа МВД Номер обезличен от Дата обезличена Суд соглашается с доводами представителя истца в части того, что истец содержался в камерах, в условиях когда не доставало площади соответствующей 4 кв.м/человека. Из представленной ОВД по Балахнинскому району информации л.д.20-22) следует, что Аршинов содержался в камерах ... (площадью 9,62 кв.м). С Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена по Дата обезличена. - Аршинов Д.В. содержался в камерах с другими заключенными по 2 человека, с Дата обезличена. по Дата обезличена., с Дата обезличена. по Дата обезличена. - по 3 человека, в последних из указанных периодах исходя из площади камер на заключенных лиц не доставало установленной нормы площади.

Согласно надзорному производству по жалобе Аршинова Д.В. Номер обезличен Дата обезличена в Балахнинскую городскую прокуратуру поступила жалоба Аршинова Д.В. на условия его содержания в ИВС Балахнинского ОВД. Жалоба признана обоснованной и удовлетворена полностью, на имя начальника ГУВД Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений законодательства по содержанию граждан в ИВС ОВД по Балахнинскому району.

Согласно надзорному производству по жалобе Аршинова Д.В. Номер обезличен Дата обезличена в Балахнинскую городскую прокуратуру поступила жалоба Аршинова Д.В. на условия его содержания в ИВС Балахнинского ОВД. Жалоба рассмотрена, на имя начальника ГУВД Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений законодательства по содержанию граждан в ИВС ОВД по Балахнинскому району.

Согласно требований ст.ст.17,21 Конституции РФ, ст.9-10 УПК РФ в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Европейский Суд по правам человека своим постановлением 16.06.05 г по делу «Лабзов против России» признал нарушением Конвенции факт проживания заявителя в условиях, когда он вынужден есть, спать, пользоваться туалетом в одной камере со многими другими заключенными.

По мнению Европейского Суда, этих обстоятельств достаточно, чтобы причинить страдания и лишения такого характера, которые бы превышали неизбежный уровень страданий, присущих лишению свободы и вызывали у лица ощущение страха, страданий и неполноценности, способных оскорбить и унизить его.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу причинен моральный вред.

Размер компенсации морального вреда в соответствии со ст.1101 ГК РФ определяется судом в зависимости от характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред. Суд принимает к сведению и другие аспекты физических условий содержания под стражей как имеющие значение для оценки соблюдения положения ст.3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Такие аспекты включают, в частности, возможность использования туалета в уединении, наличие вентиляции, доступ естественного освещения и воздуха, достаточность отопления и соблюдение санитарных требований. Суд определяет размер компенсации морального вреда Аршинову в сумме 1500 рублей.

Суд не принимает во внимание довод представителя Минфина РФ в части того, что ответственность по ст.1069 ГК РФ может наступить только при признании судом действий или бездействия должностных лиц незаконными в порядке гл.25 ГПК РФ. Данный довод основан на неверном толковании норм материального права.

Указанная норма ст.1069 Г РФ направлена именно на реализацию права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, и не может, таким образом, применяться в противоречии с конституционными нормами.

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (ст.1 ч.1. ст.ст.2, 17, 18 и ст.45 ч.1 Конституции РФ) предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах

Суд, разрешая данный спор, приходит к выводу, что орган государственной власти (МВД РФ) не выполняет в полной мере требования Закона и иных правовых актов о создании надлежащих условий содержания лиц, находящихся под стражей.

Таким образом, ст.1069 ГК РФ не предусматривает обязательного основания для ответственности государства как привлечение должностных лиц к ответственности или признания в судебном порядке их действий незаконными.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Аршинова Д.В. компенсацию морального вреда в сумме 1500 (тысяча пятьсот) рублей.

В удовлетворении исковых требований Аршиинова Д.В. к ОВД по Балахнинскому району отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Балахнинский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья подпись

...

Судья: Козлов О.А.

Секретарь: Зорина А.П.