Решение 13.05.2011г. по иску Курбатовой В.И. к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району о назначении досрочной пенсии по старости



Дело № 2-456/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего судьи:Рязаповой О.Н.

При секретаре:Дроздовой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбатовой В.И. к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику об отмене решения в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, включении в стаж периодов работы, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, ссылаясь, что в назначении пенсии ей было необоснованно отказано. В ее специальный стаж ответчик не включил периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <адрес> детской музыкальной школы,

- с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли- сад №,

- с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли- сад №,

- с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной работы МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида». Считает эти действия незаконными, просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж указанные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения ДД.ММ.ГГГГ, даты обращения в ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району.

В судебном заседании истица свое заявление поддержала.

Представитель ответчика с иском не согласилась, суду пояснила, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Преподавателем <адрес> детская музыкальная школа не включен в специальный стаж, т.к. в соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы» дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий в соответствии со ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 январи 2001г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке. продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименований учреждений» списка. У Курбатовой В.И. факт работы не имеется, специальный стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 года 5 мес. 18 дней.

Не подлежит включению в специальный стаж период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Музыкальным руководителем, ясли-сад № поскольку Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам в соответствии со ст.27 п.1 п.п 19 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 определено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа. В представленной уточняющей справке № ВА-К/68 от ДД.ММ.ГГГГ сведения о норме рабочего времени отсутствуют.

Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ -15. 11.1991г. в должности Музыкальный руководитель, ясли-сад. N 36,Латвия также по подлежит включению в стаж, поскольку в соответствии с п.2 ст. 10 Федерального чакона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой ст.З настоящего ФЗ, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международным договором с РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст.29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно И.8 распоряжения Правления ПФР от 22.06.2004г. № 99р для определения права па трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости липам, прибывшим из государств- республик бывшего СССР, не заключивших оглашения с РФ (Латвия-государство не участник соглашения) учитывается страховой трудовой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 г.. независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Не подлежит включению в стаж период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной работы в МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», поскольку Списком должностей и учреждении, работа и которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ 07 29.10.2002 г. № 781, в т.ч. ранее действующим Списком учреждении и должностей работников народного образования (раздел «Наименование должностей»), педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ п.1 Курбатова В.И. переведена на должность организатором внеклассной работы с ДД.ММ.ГГГГ.

В штатном расписании на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, ДД.ММ.ГГГГ учебный год, ДД.ММ.ГГГГ учебный год, ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанная должность отсутствует. Однако в штатном расписании указана должность педагог- организатор. Согласно представленной справки № от ДД.ММ.ГГГГ МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» функциональные обязанности Курбатовой В.И. выполнялись по должностной инструкции педагога-организатора, заработная плата выплачивалась по должности педагога-организатора. Указанная должность не предусмотрена Списком должностей.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст.55п.3 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, интересов и прав других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных законом полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в отдел пенсий ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, так как ее специальный стаж составил более 25 лет.

Однако при расчете специального стажа, ответчик не включил в него периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <адрес> детской музыкальной школы, с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли- сад № №, с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли- сад № №, с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной работы МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» и отказал в назначении пенсии, сославшись на отсутствие требуемого стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей-25лет.

Данные обстоятельства подтверждаются решением ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, копей трудовой книжки, архивными справками.

Проанализировав собранные по делу доказательства, в отношении периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <адрес> детской музыкальной школы суд приходит к следующему:

Детская музыкальная школа является учреждением дополнительного образования детей, в которой осуществляется дополнительное образование для детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.

Согласно Справке МОУ Дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Горбачевская (ныне Курбатова) В.И. работала преподавателем по классу народных инструментов с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № параграф 1 от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № параграф 2 от ДД.ММ.ГГГГ).

В Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённом постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. №1067, указана должность «преподаватель».

Кроме того, пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067.

Однако, факт работы Курбатовой В.И. (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка не имеется, и на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы составляет менее 16 лет 8 месяцев, а именно 3 года 5 мес. 18 дней, следовательно, суд приходит к выводу о том, что ответчик правомерно не включил спорный период в стаж истицы.

Суд не может согласиться с доводами истицы о том, что она имеет право пользоваться теми законодательными актами в области пенсионного обеспечения, которые носят наиболее благоприятный для нее характер в правовом отношении, по вышеупомянутым основаниям.

В отношении периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли- сад № 36 Латвия суд приходит к следующему:

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам в соответствии со ст.27 п.1 п.п 19 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 определено, что периоды работы в должности музыкального руководителя насчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Согласно Архивной справке №ВА-К/68 от ДД.ММ.ГГГГ Курбатова В.И. принята на работу музыкальным руководителем в Детские ясли- № ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уволена. В указанной справке указан размер ее заработка, период частично оплачиваемого отпуска по уходе за ребенком до одного года, отпуск без сохранения зарплаты за ребенком до 1,5 лет и до трех лет. В представленной уточняющей справке № ВА-К/68 от ДД.ММ.ГГГГ сведения о норме рабочего времени отсутствуют, однако в представленных документах указана фактическая сумма заработка с ДД.ММ.ГГГГ. и установленный должностной оклад Курбатовой В.И. за <данные изъяты> т.е. путем сравнения представленных данных суд находит возможным включить этот период в специальный стаж истицы.

В отношении периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли- сад № суд приходит к следующему:

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).

С учетом того, что страховая часть трудовой пенсии финансируется за счет страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе такое правовое регулирование, как направленное на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение трудовой пенсии, согласуется с требованиями статей 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16).

Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Указанные в приведенной норме права условия включения периода работы истца за границей, а именно, в <адрес> в оспариваемый период отсутствуют. Международного соглашения Российской Федерации с Республикой Латвия в области пенсионного обеспечения до настоящего времени не заключено. К числу граждан Российской Федерации, застрахованных в российской системе обязательного пенсионного страхования, заявительница не относилась. Страховые взносы работодателем или другим лицом в указанный Курбатовой В.И. период работы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались, так как ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» был принят 15.12.2001 г. Законодательных актов, предусматривающих случаи включения в страховой стаж периодов работы за пределами РФ в настоящее время не имеется.

На основании изложенного, указанный период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж истицы.

В отношении периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной работы МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» суд приходит к следующему:

Списком должностей и учреждении, работа и которых засчитывается в стаж работы, лающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ 07 29.10.2002 г. № 781, в т.ч. ранее действующим Списком учреждении и должностей работников народного образования (раздел «Наименование должностей»), педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 предусмотрена должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ п.1 Курбатова В.И. переведена на должность организатора внеклассной работы с ДД.ММ.ГГГГ

В штатном расписании на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, ДД.ММ.ГГГГ учебный год, ДД.ММ.ГГГГ учебный год, ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанная должность отсутствует. Однако в штатном расписании указана должность педагог- организатор. Согласно представленной справки № от ДД.ММ.ГГГГ МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» функциональные обязанности Курбатовой В.И. выполнялись по должностной инструкции педагога-организатора, заработная плата выплачивалась по должности педагога-организатора. Кроме того, указано, что в приказе и трудовой книжке запись о наименовании должности была сделана неправильно.

В Списке, а также в ранее действовавших: Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствует наименование должности «педагог-организатор».

Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрены самостоятельные наименования должности "педагог-организатор", однако в названные Списки данные должности включены не были.

В суд Курбатова В.И представила уточняющую справку о ее работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора и имела внутреннее совместительство по должности учителя музыки с указанием педагогических часов на основании лицевых карточек, тарификационных списков, книги приказов. Учитывая представленные в совокупности данные по этому периоду, суд считает возможным включить его в специальный стаж.

Таким образом, требования истицы подлежат удовлетворению частично, в связи с частичным удовлетворением исковых требований истица не выработала необходимый специальный стаж, а поэтому и не приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району включить в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Курбатовой В.И. периоды работы :

с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя ясли- сад №,

с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной работы МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Балахнинский городской суд.

Председательствующий судья-О.Н. Рязапова