Решение 03.06.2011г. по заявлению Балахнинского городского прокурора в инт. неопределенного круга к адм. муниц. образования`рабочий поселок Малое Козино` принять надлежащие меры по обеспечению правил пожарной безопасности



Дело №2-983/2011г                                                                                                                            <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        г.Балахна                                                                            03 июня 2011г

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи                                           Полетуевой Н.Н.

при секретаре                                                                        Лаврентьевой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Балахнинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «рабочий поселок Малое Козино» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами путем устранения выявленных нарушений

У С Т А Н О В И Л:

        Балахнинский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «р.п. М.Козино» о признании незаконным бездействия по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и возложении обязанности принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами путем устранения выявленных нарушений.

       В обоснование заявления указано, что прокуратурой совместно с ОГПН по Балахнинскому району 16.03.2011г проведена проверка исполнения пожарно-профилактических мероприятий на территории населенных пунктов муниципальных образований Балахнинского района.

Проведенной проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории МО «р.п. М.Козино», а именно, не обеспечены первичные меры пожарной безопасности:

-не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п.М.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

-не разработано и не организовано выполнение муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

-не обеспечена связь и оповещение населения о пожаре;

- не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч. участия в борьбе с пожарами;

- дома на улицах <адрес> не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. Имеющиеся пожарные водоемы на <адрес> высохли, улицы не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением.

- к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения ( к озеру на <адрес>, озеру вдоль дороги <адрес> не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

-пожарные гидранты между домами у <адрес> и гидрант на <адрес> в <адрес> расположены на тупиковой линии (свыше 200м) водопровода;

- у водоемов (водоисточников), предназначенных для целей пожаротушения, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

-населенные пункты <адрес> не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

-<адрес> не имеет наружного освещения в темное время суток;

-<адрес> не имеет телефонной связи;

- у пожарного автомобиля "Х" ДД.ММ.ГГГГ в МПК «<адрес>» не исправен вакуумногазоструйный механизм. Пожарный автомобиль "Х".в. МПК <адрес> неисправен;

-помещения МПК «<адрес>» и МПК «<адрес>» не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. Пожарный автомобиль ЗИЛ-157 ДД.ММ.ГГГГ.в. в МПК «<адрес>» неисправен. Дверь, отделяющая помещение для стоянки техники в МПК «<адрес>» от бытового помещения не выполнена противопожарной с требуемым пределом огнестойкости;

- не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей электрооборудования здания администрации МО «р.п. М.Козино». Не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения.

Заявитель просит признать незаконным бездействие администрации МО «р.п. М.Козино» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и обязать выполнить вышеуказанные мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник Балахнинского городского прокурора Губанович Д.С. уточнил заявленные требования, суду пояснил, что часть мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности администрацией МО «р.п. М.Козино» выполнена, а именно:

-разработана и утверждена Целевая программа «Пожарная безопасность МО «р.п. М.Козино» на 2010-2012г», Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах МО «р.п. М.Козино»;

-обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч участия в борьбе с пожарами;

- на <адрес> имеется естественный водоем, к нему имеется асфальтированный подъезд, установлен отбойник. <адрес> обеспечены наружным противопожарным водоснабжением;

- к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения- озеру вдоль дороги (в районе <адрес> напротив <адрес> в <адрес> устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды;

- у водоемов (водоисточников), предназначенных для целей пожаротушения, а также по направлению движения к ним установлены соответствующие указатели;

- отремонтирован вакуумногазоструйный механизм пожарного автомобиля "Х" ДД.ММ.ГГГГ.в. в МПК «<адрес>»; помещение <адрес> оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; вместо неисправного автомобиля "Ф" ДД.ММ.ГГГГв. в МПК «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ приобретен другой автомобиль "Ш", который находится в исправном состоянии.

С учетом выполненных администрацией МО «р.п. М.Козино» мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности просит признать незаконным бездействие администрации МО «р.п. М.Козино» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и обязать выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности:

- разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п.М.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- <адрес> обеспечить наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения путем выполнения подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды к естественному водоисточнику, расположенному вдоль <адрес> обеспечить наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения;

- к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения ( к <адрес>, водоему на <адрес>, водоему на <адрес> в <адрес>, озеру напротив <адрес> в <адрес>, водоему на <адрес> напротив здания <адрес> устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- произвести монтаж пожарных гидрантов между домами у <адрес> таким образом, чтобы исключить расположение гидрантов на тупиковой линии водопровода;

-населенные пункты <адрес> обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

<адрес> обеспечить наружным освещением в темное время суток и телефонной связью;

- отремонтировать пожарный автомобиль "Х" ДД.ММ.ГГГГв. МПК «<адрес>»;

-помещения МПК «<адрес>» оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации;

-установить противопожарную дверь с требуемым пределом огнестойкости отделяющую помещение для стоянки техники в МПК «<адрес>» от бытового помещения;

- провести замеры сопротивления изоляции токоведущих частей электрооборудования здания администрации МО «р.п. М.Козино». Провести проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения.

Представитель    ОГПН по <адрес> Кукин Е.А.    требования Балахнинского городского прокурора поддерживает, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения органом местного самоуправления МО «р.п. М.Козино» требований пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения, отраженные в акте проверки.

Данные нарушения выявлялись и при ранее проведенных проверках, выносились предписания по устранению выявленных нарушений, однако до настоящего времени большая часть выявленных нарушений не устранена.

Администрацией МО «р.п. М.Козино» устранена часть выявленных нарушений, а именно:

-разработана и утверждена Целевая программа «Пожарная безопасность МО «р.п. М.Козино» на ДД.ММ.ГГГГ», Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах МО «р.п. М.Козино»;

-обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч участия в борьбе с пожарами;

- на <адрес> обеспечены наружным противопожарным водоснабжением;

- к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения- <адрес> с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды;

- у водоемов (водоисточников), предназначенных для целей пожаротушения, а также по направлению движения к ним установлены соответствующие указатели;

- отремонтирован вакуумногазоструйный механизм пожарного автомобиля "Х" ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; вместо неисправного автомобиля "Ф" ДД.ММ.ГГГГ. в МПК «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ приобретен другой автомобиль "Ш", который находится в исправном состоянии.

Остальные первичные меры пожарной безопасности, указанные в заявлении Балахнинского городского прокурора, администрацией МО «р.п. М.Козино» не обеспечены, в связи с чем, просит требования прокурора удовлетворить.

Представитель администрации МО «р.п. М.Козино» Токарев С.Ю. суду пояснил, что администрацией МО «р.п. М.Козино» по мере возможности обеспечиваются первичные меры пожарной безопасности. На выполнение всех мероприятий по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности, указанных прокурором, у МО «р.п. М.Козино» нет финансовых средств. В будущем, при наличии финансовых средств указанные прокурором мероприятия будут выполнены.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.1ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно п. п.4, 9 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся, в т.ч. организация в границах поселения водоснабжения населения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; ст.63 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ст. 19 ФЗ от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст. 37, 38 указанного Федерального закона руководители организаций обязаны, в т.ч: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов, содействовать деятельности добровольных пожарных;

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в т.ч. должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В силу п.11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Как установлено при рассмотрении дела, по результатам проведенной проверки по исполнению органом местного самоуправления МО «р.п. М.Козино» требований пожарной безопасности, были выявлены нарушения указанных Правил, в связи с чем, прокурор Балахнинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным выше заявлением.

Выявленные нарушения на территории МО «р.п. М.Козино» установлены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрацию МО «р.п. М.Козино» к административной ответственности по ст. 20.4 КоАПР, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрацию МО «р.п. М.Козино»    к административной ответственности по ст. 19.5ч.1 КоАПРФ.

Доказательств, опровергающих эти факты, суду не представлено, следовательно, является доказанным    наличие бездействия администрации МО «р.п. М.Козино».

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ст.ст. 19,21Федерального Закона «О пожарной безопасности», п.п. 3, 11,27, 36, 90, 94, 114, 118 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003г №313, и суд считает необходимым возложить обязанность устранить нарушения на администрацию МО «р.п. М.Козино», установив соответствующие сроки, которые, по мнению суда, являются достаточными для выполнения указанных мероприятий.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации МО «р.п. М.Козино» Балахнинского муниципального района Нижегородской области по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности.

Обязать администрацию МО «р.п. М.Козино» в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности:

- разработать и осуществить в соответствии с п.3 ППБ 01-03; ст. 63 ФЗ от 22.07.2008г №123-ФЗ мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п.М.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- обеспечить в соответствии с п. 3 ППБ 01-03; п.2.11-2.15 СНиП 2.04.02-84* <адрес> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения;

- обеспечить в соответствии с п.94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения: к озеру на <адрес>

- обеспечить в соответствии с п.114 ППБ 01-03    средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара населенные пункты п.М.Козино <адрес>

- отремонтировать пожарный автомобиль "Х" ДД.ММ.ГГГГ. МПК «<адрес>» (п.11 ППБ 01-03);

- оборудовать в соответствии с п.3 ППБ 01-03; НПБ 110-03 системой автоматической пожарной сигнализации помещения МПК «Алешино» ;

-установить в соответствии с п.3 ППБ 01-03; п.1.82 СНиП 2.08.02-89* в МПК «<адрес>» противопожарную дверь с требуемым пределом огнестойкости отделяющую помещение для стоянки техники от бытового помещения;

- провести в соответствии с п.3 ППБ 01-03; ПТЭЭП прил. 3.1. таб.37 замеры сопротивления изоляции токоведущих частей электрооборудования здания администрации МО «р.п. М.Козино», провести в соответствии с п.36 ППБ 01-03 проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения.

В срок один год со дня вступления решения суда в законную силу:

- произвести в соответствии с п.3 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.8.5 монтаж пожарных гидрантов между домами , у <адрес> таким образом, чтобы исключить расположение гидрантов на тупиковой линии водопровода;

- обеспечить в соответствии с п.п. 27, 118 ППБ 01-03 наружным освещением в темное время суток и телефонной связью <адрес>

           Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.

          п.п. Судья: подпись

Решение вступило в законную силу «____» _________________20__г

Подлинник решения находится в гражданском деле №2-983/2011г в Балахнинском городском суде Нижегородской области

<данные изъяты>: Судья:

                          Секретарь: