Дело № 2-915/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2011 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Рязаповой О.Н.
при секретаре Дроздовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балахнинского городского прокурора к МО «г.Балахна» Нижегородской области о признании бездействия по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Балахнинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МО «г.Балахна» <адрес> с требованиями признать бездействие по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным; обязать безотлагательно принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами путем устранения нарушений, указанных в описательной части заявления. Заявленное требование обосновано тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Балахнинской городской прокуратурой с привлечением должностных лиц ОГПН по <адрес> и <адрес> проведена проверка исполнения пожарно-профилактических мероприятий на территории населенных пунктов муниципальных образований Балахнинского района Нижегородской области. По результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории МО «г.Балахна». Установлено, что улицы <адрес> не обеспечены наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов), что является нарушением п.3 ППБ 01-03 п.п.2.11-2.15 СНиП 2.04.02-84*. Пожарные гидранты на <адрес> расположены на тупиковой линии (свыше 200 метров) водопровода (ППБ 01-03 п. 3;СНиП 2.04.02-84*п. 8.5). У <адрес> у естественного водоисточника (водоёма) в районе <адрес> а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03 п. 90). К естественному водоему <адрес> на улицах. <адрес>, к 2-м водоёмам на <адрес>, к водоёму на въезде в <адрес>, к пожарному резервуару на <адрес> и к пожарному водоёму на <адрес> не выполнены подъезды с площадками ствердым покрытием, размерами 12x12 метров для установки пожарныхавтомобилей и возможного забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.94). Не проведена очистка имеющихся на территории администрации естественных водоисточников на <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114). <адрес> не имеет наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов (ППБ 01-03 п. 27). Таким образом, до настоящего времени не исполнены требования пожарно-профилактических мероприятий на территории муниципального образования город Балахна Нижегородской области. Вышеуказанное нарушение правил пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей, индивидуализировать которых не представляется возможным, поскольку в случае возникновения пожара в населенных пунктах на территории МО город Балахна Нижегородской области могут пострадать не только жители указанных поселений, но находящиеся по близости в силу различных обстоятельств граждане.
В судебном заседании помощник Балахнинского городского прокурора Губанович Д.С. исковые требования уточнил, просил исключить из требований по обеспечению наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов) район <адрес>
Представитель ответчика МО «г.Балахна» по доверенности – Шаинская А.В. заявленные требования не признала, суду пояснила, что Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности установлены сроки устранения нарушения требований пожарной безопасности до 08.06.2011г. Однако выполнение данного предписания не представляется возможным в столь короткий период, так как все мероприятия являются капитальными и требуют разработки проектно- сметной документации и больших финансовых вложений.
Администрация города Балахны ознакомлена с настоящим предписанием и имеет возражения по следующим основаниям:
- По пункту предписания №1- в связи с тем, что решением городской Думы города Балахны от 09.09.2010г. №184 утвержден Генеральный план муниципального образования «город Балахна». В настоящее время Генеральный план с перечнем мероприятий находится в стадии согласования с ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Так же разработана и утверждена решением городской думы за №132 от 23.12.2010г. «Программа пожарной безопасности на 2011-2013г.г.»
Распоряжением администрации города Балахны от 05.05.2011г. № 151-р на территории города Балахны на период с 01.05.2011 по 01.10.2011r. введен особый противопожарный режим с дополнительными требованиями пожарной безопасности.
Администрацией города Балахны заключен договор № на выполнение работ по тушению очагов возгорания на территориях, прилегающих к лесным массивам с ООО «Благоустройство» от 04.05.2011г. на май- июнь. Таким образом, нарушения согласно ППБ 01-03 п.З; ст.63 ФЗ №123 от 22.07.2008г. отсутствуют.
По пункту предписания № - чтобы обеспечить населенный пункт наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения необходимо на основании ФЗ №94 от21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» провести конкурс на выбор проектной документации (40 дней), заключить контракт, выполнить проектно-сметную документацию (30 дней), сделать акт выбора земельного участка (30 дней), провести конкурс на выбор подрядной организации (40 дней), заключить контракт на строительство водопровода, построить водопровода, принять его в эксплуатацию.
Ориентировочная стоимость проекта на строительство наружного водопровода составляет <данные изъяты> рублей. Ввиду того, что бюджет формируется в октябре каждого года, то в настоящее время бюджетных ассигнований на выполнение требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ не имеется, так как доходная часть бюджета исполнена на ДД.ММ.ГГГГ на 40%.
Решение данных вопросов отражено в «Программе пожарной безопасности на 2011-2013г.г.», в которой указано, что мероприятия по строительству водопровода по данным улицам будут проводиться в 2012-2013гг. На летний пожароопасный период дополнительно будут установлены передвижные противопожарные емкости «Флекситанк» объемом 24 куб.м. на <адрес> обеспечена наружным водопроводом с установленными гидрантами (2шт.). В текущем году планируется разработка проектно- сметной документации на прокладку водопровода и установку пожарных гидрантов на <адрес>. Обеспечены требуемым расходом воды на противопожарные нужды из пожарных гидрантов № и № <адрес> же обеспечены требуемым расходом воды на противопожарные нужды из пожарных гидрантов № и № <адрес> и по <адрес> забор воды может осуществляться из естественных источников.
По пункту предписания № - Забор воды на противопожарные нужды из пожарных гидрантов на <адрес> роща и <адрес>, возможен, но в при заборе воды из данных гидрантов происходит падение давления в системе водоснабжения на данном жилом секторе. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривают снижение давления в сети водоснабжения.
По пункту предписания № - Приобретены плоские указатели в количестве 40 штук, выполненные с использованием светоотражающих покрытий. В ближайшее время будет выбрана подрядная организация, которая установит данные указатели.
По пункту предписания № - Решается вопрос на приобретение «бетонита» для укрепления съездов в местах забора воды из естественных водоемов. Так же подготовлен и разработан план мероприятий по выполнению подъездных площадок для установки пожарных автомобилей и возможного забора воды. После утверждения данного плана с ГУ МЧС по Нижегородской области, данные виды работ будут включены в смету бюджета на 2012г.
По пункту предписания № - В связи с тем, что <адрес> являются техническими водоемами, в который осуществляет сброс <данные изъяты> отработанной воды, администрация города Балахны не несет ответственности за проведение очистки данных водоисточников.
Администрацией города Балахны в настоящее время произведена очистка водоемов на въезде в <адрес>.
По пункту предписания № - Проводится работа с уличкомами.
По пункту предписания № - Осуществить работы по наружному освещению на <адрес> не предоставляется возможным ввиду того, что денежные средства на данные виды работ в 2011 году не запланированы в бюджете Администрации города Балахны.
При комплексной проверке в июне 2010г. комиссией Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Нижегородской области отмечена положительная работа администрации города Балахны по исполнению Федерального законодательства в области пожарной безопасности (копия акта прилагается). Считает, что администрация обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и в полном объеме выполняет требования действующего законодательства.
Представитель третьего лица – Отдела Государственного пожарного надзора по г.Балахна и Балахнинскому району по доверенности – Кукин Е.А. суду пояснил, что указанные прокурором нарушения МО «г.Балахна» требований пожарной безопасности были выявлены в результате проведения ими в период с 18.02.2011г. по 21.03.2011г. пожарно-профилактических мероприятий. Выявленные нарушения создают угрозу интенсивного развития пожара на большие площади, затруднят или сделают невозможным принятие оперативных мер пожарными подразделениями по локализации и ликвидации пожара в начальной стадии его развития. Администрация г.Балахна действительно проводит ряд противопожарных мероприятий, однако, они направлены не на выполнения данных ОГПН предписаний, а носят хаотический характер и проводится в соответствии с их субъективным усмотрением, т.е. устраняется не то, что указано в предписании, а что-то другое, необходимости в совершении этих действий с точки зрения обеспечения пожарной безопасности нет.
Выслушав объяснения сторон, показания третьего лица, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно «Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
1. Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
3. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
21. Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
27. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
90. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
94. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Согласно СНиП 2.04.02-84*:
2.11. Противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Примечания*:
1. Допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований пп.9.27-9.33 для:
населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел.;
отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 , расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода;
зданий объемом св. 1000 - по согласованию с территориальными органами Государственного пожарного надзора;
производственных зданий с производствами категорий В, Г и Д при расходе воды на наружное пожаротушение 10 л/с;
складов грубых кормов объемом до 1000 ;
складов минеральных удобрений объемом зданий до 5000 ;
зданий радиотелевизионных передающих станций;
зданий холодильников и хранилищ овощей и фруктов.
2. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение:
населенных пунктов с числом жителей до 50 чел. при застройке зданиями высотой до двух этажей;
отдельно стоящих, расположенных вне населенных пунктов, предприятий общественного питания (столовые, закусочные, кафе и т.п.) при объеме зданий до 1000 и предприятий торговли при площади до 150 (за исключением промтоварных магазинов), а также общественных зданий I и II степеней огнестойкости объемом до 250 , расположенных в населенных пунктах;
производственных зданий I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 (за исключением зданий с металлическими незащищенными или деревянными несущими конструкциями, а также с полимерным утеплителем объемом до 250 ) с производствами категории Д;
заводов по изготовлению железобетонных изделий и товарного бетона со зданиями I и II степеней огнестойкости, размещаемых в населенных пунктах, оборудованных сетями водопровода при условии размещения гидрантов на расстоянии не более 200 м от наиболее удаленного здания завода;
сезонных универсальных приемозаготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий до 1000 ;
зданий складов сгораемых материалов и несгораемых материалов в сгораемой упаковке площадью до 50 .
2.12. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в населенном пункте для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны приниматься по табл.5.
2.13. Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) жилых и общественных зданий для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала следует принимать для здания, требующего наибольшего расхода воды, по табл.6.
2.14. Расход воды на наружное пожаротушение на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях на один пожар должен приниматься для здания, требующего наибольшего расхода воды, согласно табл.7 или 8.
2.15. Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных на части противопожарными стенами, надлежит принимать по той части здания, где требуется наибольший расход воды.
Расход воды на наружное пожаротушение зданий, разделенных противопожарными перегородками, следует определять по общему объему здания и более высокой категории производства по пожарной опасности.
Согласно ст.14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» №131-ФЗ от 06.10.2003г.:
1. К вопросам местного значения поселения относятся:
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
Согласно ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.:
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
Согласно ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008г.:
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Судом установлено, что в результате пожарно-профилактических мероприятий, проведенных в период с 18.02.2011г. по 21.03.2011г. ОГПН по г.Балахна и Балахнинскому району со стороны МО «г.Балахна» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В частности:
<адрес> не обеспечены наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов), что является нарушением п.3 ППБ 01-03 п.п.2.11-2.15 СНиП 2.04.02-84*.
Пожарные гидранты на <адрес> расположены на тупиковой линии (свыше 200 метров) водопровода (ППБ 01-03 п. 3;СНиП 2.04.02-84*п. 8.5).
У <адрес>, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03 п. 90).
К естественному водоему <адрес>, к водоёму на въезде в <адрес>, к пожарному резервуару на <адрес> (у магазина) и к пожарному водоёму на <адрес> не выполнены подъезды с площадками ствердым покрытием, размерами 12x12 метров для установки пожарныхавтомобилей и возможного забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п.94).
Не проведена очистка имеющихся на территории администрации естественных водоисточников на улицах <адрес>, водоёма на въезде в <адрес> и пожарного водоёма на <адрес> (ППБ 01-03 п. 94).
На улицах <адрес>) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114).
<адрес> не имеет наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов (ППБ 01-03 п. 27).
До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом ОГПН по г.Балахна и Балахнинскому району, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, отзывом на заявление.
Суд находит неубедительными доводы представителя ответчика в части того, что бездействие, как таковое у ответчика не имеет места, поскольку ответчик проводит определенные действия по обеспечению требований пожарной безопасности (развешивание листовок, проведение профилактической работы в жилищном фонде и др.). Из пояснений представителя ОГПН следует, что предписания ОГПН по выполнению противопожарных мероприятий, напрямую влияющую на безопасность граждан, ответчик не проводит. Довод представителя ответчика о недоставке финансирования противопожарных мероприятий суд считает надуманным, поскольку согласно вышеуказанным нормам обеспечение первичных мер пожаротушения находится именно в ведении органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия МО «г.Балахна» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным; об обязании безотлагательно принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами путем устранения допущенных нарушений. Обсуждая срок, в течение которого должны быть устранены допущенные нарушения, суд находит, что устранение данных нарушений требует больших материальных и временных затрат и считает возможным предоставить для устранения нарушений срок до 14 июня 2012г.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие МО «г.Балахна» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности незаконным.
Обязать МО «г.Балахна» в срок до 14 июня 2012г. устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
разработать план и программа развития территории, не обеспеченонадлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения;
обеспечить наружным противопожарным водопроводом с требуемымрасходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями сустановкой пожарных гидрантов): <адрес>
установить соответствующие указатели (объемные со светильникомили плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) у<адрес> по направлению движения к ним;
выполнить подъезды с площадками с твердым покрытием, размерами12x12 метров для установки пожарных автомобилей и возможного забораводы в любое время года, к естественному водоему <адрес>
- произвести очистку имеющихся на территории администрацииестественных водоисточников на улицах <адрес> и пожарного водоёма на <адрес>;
- обеспечить наличие средств звуковой сигнализации для оповещениялюдей на случай пожара на улицах <адрес>
- установить на <адрес> наружное освещение для быстрого нахождения пожарных гидрантов в темное время суток.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья- О.Н. Рязапова