Дело №2-982/2011г <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Балахна 03 июня 2011г
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Полетуевой Н.Н.
при секретаре Лаврентьевой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Балахнинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами путем устранения выявленных нарушений
У С Т А Н О В И Л:
Балахнинский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «р.п.Б.Козино» о признании незаконным бездействия по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и возложении обязанности принять надлежащие меры по обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами путем устранения выявленных нарушений.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой совместно с ОГПН по Балахнинскому району ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения пожарно-профилактических мероприятий на территории населенных пунктов муниципальных образований Балахнинского района.
Проведенной проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории МО «р.п.Б.Козино», а именно, не обеспечены первичные меры пожарной безопасности:
-не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п. Б.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
-не обеспечено оповещение населения о пожаре;
- не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч. участия в борьбе с пожарами;
- не организована работа по оказанию услуг квалифицированными специалистами по ремонту печного отопления в домовладениях;
-населенный пункт р.п.Б.Козино с количеством населения 5.520чел. не обеспечен наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов);
- к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения, расположенным в п.Б.Козино на улицах <адрес> не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды;
-населенный пункт п.Б.Козино (с количеством усадеб 2.230) не обеспечен двумя прицепными пожарными мотопомпами;
-населенный пункт <адрес> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в <адрес> не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды ;
-населенный пункт в <адрес> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в <адрес> не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды, водоем у дома № по <адрес> не очищен и не углублен;
-населенный пункт в <адрес> не обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
-населенный пункт <адрес> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения;
-населенный пункт <адрес> не обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
-населенный пункт <адрес> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения, к водоему не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды.
Заявитель просит признать незаконным бездействие администрации МО «р.п.Б.Козино» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и обязать выполнить вышеуказанные мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник Балахнинского городского прокурора Губанович Д.С. уточнил заявленные требования, суду пояснил, что часть мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности администрацией МО «р.п. М.Козино» выполнена, а именно:
-обеспечено оповещение населения о пожаре, населенный пункт <адрес> обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
-населенный пункт п.1Мая обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения;
Постановление Правительства Нижегородской области №272 от 10.09.2003г, п.2.6 которого предусматривал организацию работы по оказанию услуг квалифицированными специалистами по ремонту печного отопления в домовладениях, утратило силу.
На выполнение обязанности по обеспечению п.Б.Козино двумя прицепными пожарными мотопомпами не настаивают, поскольку п.Б.Козино не является сельским населенным пунктом.
С учетом указанных обстоятельств просит признать незаконным бездействие администрации МО «р.п.Б.Козино» по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности и обязать выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности:
- разработать и осуществить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п. Б.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
- обеспечить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч. участия в борьбе с пожарами;
- обеспечить населенный пункт р.п.Б.Козино с количеством населения 5.520чел. наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов);
- к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения, расположенным в п.Б.Козино на <адрес> выполнить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды;
- обеспечить населенный пункт <адрес> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в <адрес> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды;
- обеспечить населенный пункт в <адрес> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в <адрес> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; очистить и углубить водоем у <адрес>;
- обеспечить населенный пункт <адрес> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения;
- к водоему в <адрес> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды.
Представитель ОГПН по <адрес> Кукин Е.А. требования Балахнинского городского прокурора поддержал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения органом местного самоуправления МО «р.п.Б.Козино» требований пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения, отраженные в акте проверки.
Данные нарушения выявлялись и при ранее проведенных проверках, выносились предписания по устранению выявленных нарушений, однако до настоящего времени большая часть выявленных нарушений не устранена.
Администрацией МО «р.п. Б.Козино» устранена часть выявленных нарушений, а именно:
-обеспечено оповещение населения о пожаре, населенный пункт <адрес> обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
-населенный пункт <адрес> обеспечен наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения;
Постановление Правительства Нижегородской области №272 от 10.09.2003г, п.2.6 которого предусматривал организацию работы по оказанию услуг квалифицированными специалистами по ремонту печного отопления в домовладениях, утратило силу, в связи с чем, обязанность по организации работы по оказанию услуг квалифицированными специалистами по ремонту печного отопления в домовладения отсутствует.
Остальные первичные меры пожарной безопасности, указанные в заявлении Балахнинского городского прокурора, администрацией МО «р.п.Б.Козино» не обеспечены, в связи с чем, просит требования прокурора удовлетворить.
Представитель администрации МО «р.п.Б.Козино» Онищенко И.А. суду пояснила, что администрацией МО «р.п.Б.Козино» по мере возможности обеспечиваются первичные меры пожарной безопасности. На выполнение всех мероприятий по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности, указанных прокурором, у МО «р.п.Б.Козино» нет финансовых средств. В будущем, при наличии финансовых средств, указанные прокурором мероприятия будут выполнены, практически все указанные мероприятия предусмотрены в целевой программе.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно п. п.4, 9 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся, в т.ч. организация в границах поселения водоснабжения населения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; ст.63 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008г «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ст. 19 ФЗ от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 37, 38 указанного Федерального закона руководители организаций обязаны, в т.ч: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов, содействовать деятельности добровольных пожарных;
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в т.ч. должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу п.11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Как установлено при рассмотрении дела, по результатам проведенной проверки по исполнению органом местного самоуправления МО «р.п.Б.Козино» требований пожарной безопасности, были выявлены нарушения указанных Правил, в связи с чем, прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным выше заявлением.
Выявленные нарушения на территории МО «р.п.Б.Козино» установлены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрацию МО «р.п. Б.Козино» к административной ответственности по ст. 20.4ч.1 КоАПРФ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрацию МО «р.п. Б.Козино» к административной ответственности по ст. 19.5ч.1 КоАПРФ. Доказательств, опровергающих эти факты, суду не представлено, следовательно, является доказанным наличие бездействия администрации МО «р.п.Б.Козино».
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ст.ст. 19,21Федерального Закона «О пожарной безопасности», п.п. 3, 94, 114 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003г №313, и суд считает необходимым возложить обязанность устранить нарушения на администрацию МО «р.п. М.Козино», установив соответствующие сроки, которые, по мнению суда, являются достаточными для выполнения указанных мероприятий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации МО «р.п. Б.Козино» Балахнинского муниципального района Нижегородской области по обеспечению исполнения требований пожарной безопасности.
Обязать администрацию МО «р.п.Б.Козино» в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу выполнить следующие мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности:
- разработать и осуществить в соответствии с п.3 ППБ 01-03; ст. 63 ФЗ от 22.07.2008г №123-ФЗ мероприятия по обеспечению пожарной безопасности МО «р.п.М.Козино» и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
- обеспечить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т.ч. участия в борьбе с пожарами;
- обеспечить в соответствии с п.94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения, расположенным в п.Б.Козино на улицах <адрес>
- обеспечить в соответствии с п.3,94 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.2.11-2.15 населенный пункт <адрес> наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в <адрес> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды;
- обеспечить в соответствии с п.3,94 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.2.11-2.15 населенный пункт в д.Ляхово наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения. К водоему в <адрес> выполнить подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды; очистить и углубить водоем у <адрес> ;
- обеспечить в соответствии с п.3 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.2.11-2.15 населенный пункт Ляховский Борок наружным противопожарным водоснабжением на нужды пожаротушения;
- обеспечить в соответствии с п.94 ППБ 01-03 выполнение работ по обустройству подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды к водоему в п.1Мая;
В срок один год шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить в соответствии с п.3, 94 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84* п.2.11-2.15 населенный пункт р.п.Б.Козино с количеством населения 5.520чел. наружным противопожарным водопроводом с требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (магистральными линиями с установкой пожарных гидрантов).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
п.п. Судья: подпись
Решение вступило в законную силу «____» _______________20__г
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-982/2011 в Балахнинском городском суде Нижегородской области
<данные изъяты>: Судья:
Секретарь: