Дело № 2-1165/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2011 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
Председательствующего судьи Рязаповой О.Н.
При секретаре Дроздовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шибалова Е.В. к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о признании незаконным решения, обязании назначить и выплачивать страховую часть трудовой пенсии
установил:
Истец Шибалов Е.В. обратился в суд к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району с иском о признании незаконным Решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району назначить и выплачивать страховую часть трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что он является пенсионером МО РФ, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1. Выслуга 28 лет (2*1+13*2). 26 лет в льготном исчислении за особые условия службы на атомных ПЛ согласно записи в личном деле (один месяц за два). В соответствии с Законом РФ от 10.01.2002 года №3-Ф3 пенсия исчисляется с применением районного коэффициента К=1,4 за 15 лет службы в районах Крайнего Севера. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.к. приобрел право для назначения пенсии по старости ранее установленного срока с 55 лет, т.к. в течение более 15 пет проходил военную службу в районах Крайнего Севера, и право для назначения страховой части трудовой пенсии в соответствии с Законом РФ от 22.07.2008 г. №156-ФЗ, согласно ст.4 п.2 которого, положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. .. распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ УПФ в назначении пенсии отказано, поскольку военная служба не является работой. С указанным решением он не согласен. На дату ДД.ММ.ГГГГ он имел более 15 лет иной деятельности или иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера, которой является и военная служба, включаемая в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, и более 25 лет страхового стажа, а именно 37 лет (21 год 9 мес. работа + 15 лет 5 мес. служба в СА согласно записям в трудовой книжке), т.е. приобрел право для назначения пенсии по старости ранее установленного срока с 55 лет.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ от 22.07.2008 г. №156-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ приобрел право для назначения страховой части трудовой пенсии, т.к. получает пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, достиг пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по старости досрочно с 55 лет, выработал страховой стаж более 5 лет, а именно 21 год 9 мес. согласно записям в трудовой книжке. Решение об отказе в назначении пенсии считает неправомерным, ущемляющими его пенсионные права и конституционные права по признаку социальной принадлежности, (Конституция РФ, ст. 19 п. 2).
В судебном заседании истец Шибалов Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Напалкова Е.В. иск Шибалова Е.В. не признала, суду пояснила, что согласно действующему законодательству военная служба не является работой. право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г №4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой Законом от 17.12.2001 г №173-Ф3, имеют военнослужащие при достижении мужчинами 60 лет и при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренную Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст.7 Закона РФ от 17.12.2001 г №173-Ф3, имеют лица из числа военнослужащих, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, а также лица, которые соответствуют условиям досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренным статьями 27, 28, 28.1 Закона РФ от 17.12.2001 г №173-Ф3.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с 1 января 2005 года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Шибалов Е.В. проходил военную службу районах Крайнего Севера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен из ВС по ст. 46 «Б» (по выслуге установленного срока службы), календарная выслуга- 15 лет, в льготном исчислении – 28 лет. ДД.ММ.ГГГГ ему назначена и выплачивает пенсия за выслугу лет.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ, ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 7 ФЗ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членов их семей" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, военнослужащим и приравненным к ним лицам предоставлено право на выбор пенсии.
В соответствии со ст. 14, ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации применяется независимо от вида пенсии для лиц, проживающих по состоянию на 1.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для лиц, независимо от их места жительства, достигших возраста 55 и 50 лет для мужчин и женщин соответственно, если они по состоянию на 1.01.2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, для назначения трудовой пенсии с применением районного коэффициента необходимо наличие по состоянию на 01.01.2002 г. одновременно двух фактов: 15 (для женщин), 20 (для мужчин) календарных лет работы в условиях Крайнего Севера и страхового стажа 20 лет (для женщин), 25 лет (для мужчин).
Понятие страхового стажа приведено в главе 3 "Страховой стаж" ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Порядок определения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
В статье 10 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ приведены периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В статье 11 названного Федерального закона перечислены исключительные нестраховые периоды, которые подлежат включению в страховой стаж.
К таким иным нестраховым периодам, подлежащим включению в страховой стаж, статья 11 Федерального закона относит период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п/п 1 п. 1 ст. 11).
Из материалов дела следует, что иной деятельности Шибалова Е.В. в районах Крайнего Севера, включаемой в страховой стаж в соответствии со ст. 10 ФЗ не имеется, что подтверждается записями в трудовой книжке К.Л.Л. и им не оспаривалось.
Законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж работы.
Пленум Верховного Суда РФ в 19 постановления от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" также разъяснил, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Правомерность такой позиции выражена в определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 года N 14-О, согласно которому такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную службу в северных районах, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения гражданами военной службы не уплачивались, и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с положениями вышеназванных норм материального закона, разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ и установленными по делу юридически значимыми обстоятельствами суд признает решение ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № законным и обоснованным, а иск Шибалова Е.В. не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные истцом, не могут служить основанием к отмене решения УПФ, поскольку основаны на субъективном толковании закона.
Таким образом, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает необходимым в иске Шибалова Е.В. отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Шибалова Е.В. к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о признании незаконным Решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району назначить и выплачивать страховую часть трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ- отказать.
Срок обжалования решения в Нижегородский областной суд 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с подачей кассационной жалобы через Балахнинский суд.
Председательствующий судья- О.Н. Рязапова