Дело № 2-1374/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 августа 2011 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Беловой С.В.
при секретаре Ширшовой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации «рабочий поселок Большое Козино» Балахнинского района Нижегородской области по постановке на учет бесхозяйного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации «рабочий поселок Большое Козино» Балахнинского района Нижегородской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, указывая, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в <адрес> лесничества на территории МО «р.п.Б.Козино» Балахнинского района имеется десять прудов-накопителей кислых гудронов, принадлежащих ранее ДОАО «НН». Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2009 г. в отношении ДОАО «НН» завершена процедура конкурсного производства, предприятие ликвидировано.
Данные пруды-накопители кислых гудронов являются гидротехническим сооружением. Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства не разработана декларация безопасности, в Регистр гидротехнических сооружений данные пруды- накопители не включены, согласно письму Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № их состояние неудовлетворительное, что представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Меры по предупреждению аварий гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Данные объекты расположены в административных границах р.п.Б.Козино, однако на протяжении ряда лет администрацией «р.п.Большое Козино» не принимаются меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека.
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации «р.п.Б.Козино», выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества десяти гидротехнических сооружений, расположенных в <адрес> районного лесничества, шоссе на территории р.п.Б.Козино, Балахнинского района, Нижегородской области; возложить на администрацию «р.п.Б.Козино» обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества десяти гидротехнических сооружений, расположенных в <адрес>, шоссе на территории р.п.Б.Козино, Балахнинского района, Нижегородской области.
В судебном заседании помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Гучин С.В. заявленные требования поддержал, пояснив, что данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйным имуществом, органы местного самоуправления процедуру постановки на учет не провели. Просит возложить на администрацию «р.п.Б.Козино» обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества десяти гидротехнических сооружений, расположенных в <адрес> <адрес> лесничества, шоссе на территории <адрес>, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Представитель заинтересованного лица – администрации «р.п.Б.Козино» Онищенко И.А., действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что имеются договоры купли-продажи и договоры аренды на данные объект, которые никем не оспорены. Собственники имеются, они владеют, пользуются, распоряжаются объектом, ведут на объекте свою деятельность.
Представитель заинтересованного лица – администрации «р.п.Б.Козино» Солдатова Е.А., действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что бездействия со стороны администрации не было. Они обращаются в надзорные органы с ДД.ММ.ГГГГ. На данном объекте ведут деятельность хозяйственные субъекты под контролем Волжско-Окского Управление Ростехнадзора по Нижегородской области, Министерства экологии и природных ресурсов. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эссон» приступает к откачке содержания копаней. Данный объект будет ликвидирован, независимо от наличия собственника.
Представитель заинтересованного лица – Волжско-Окское Управление Ростехнадзора Валавина Е.К., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, пояснив, что на сегодняшний день пруды являются бесхозяйным имуществом, собственника объекта нет, нет наблюдателей за имуществом. Ни одна фирма не имеет документов о собственности на этот объект. Гидросооружение представляет опасность для окружающей среды. В настоящее время необходимо определить собственника и обеспечить работу над прудами в целях избежания утечки из них.
Представитель заинтересованного лица – Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области Молчанова Н.В., действующая по доверенности, заявленные требования прокурора поддержала, пояснив, что для ликвидации объекта необходимо определить статус земельного участка. Договоры купли-продажи государственную регистрацию не прошли, таким образом, на сегодняшний день собственника объекта нет. Считает требования прокурора законными и обоснованными.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явилось, в представленном отзыве указало, что в соотве6тствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
Судом установлено: Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в <адрес> на территории МО «р.п.Б.Козино» Балахнинского района имеется десять прудов-накопителей кислых гудронов, принадлежащих ранее ДОАО «Фирма «Варя».
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2009 г. в отношении ДОАО «НН» завершена процедура конкурсного производства, предприятие ликвидировано.
В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ данные пруды-накопители кислых гудронов являются гидротехническим сооружением, согласно протоколу заседания коллегии Нижегородского управления Госгортехнадзора России от 05.09.2002 г. (л.д.26-28)
Согласно ст.10 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ все гидротехнические сооружения вносятся в Российской регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно письму Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № декларация безопасности не разработана, в Регистр гидротехнических сооружений данные пруды-накопители не включены, техническое состояние неудовлетворительное (л.д.7), что представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайное ситуации.
В силу ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с п.п.8, 23 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В доказательство законности своего бездействия администрацией «р.п.Б.Козино» были представлены: договор купли-продажи имущества, подписанный ДД.ММ.ГГГГ между конкурсным управляющим ДОАО «НН» и ООО «АА» (л.д.79-82), договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный между ООО «АА» и ООО «ББ» (л.д.83-84), договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный между ООО «ББ» и ООО «СС» (л.д.85-87), договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный между ООО «ТТ» и ООО «СС» (л.д.88-91), договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный между ООО «Ж» и ООО «СС» (л.д.99-101).
Однако, как видно из представленных договоров купли-продажи, государственную регистрацию указанные договоры не прошли. Нет доказательств регистрации перехода права собственности на спорные объекты к ООО "Айвотек", ООО «Приборсервис», ООО «Витраж», тогда как в силу ст. 22.1 Федерального закона РФ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на гидротехнические сооружения, их ограничения, сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно положениям п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о данных прудах-накопителях в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.8).
Таким образом, указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года N 580.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино», то не обращение администрации «р.п.Б.Козино» в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
При этом постановка спорного имущества на учет как бесхозяйного не предполагает автоматического признания на него права муниципальной собственности. Это означает, что заинтересованные организации не лишены возможности в период нахождения указанного выше имущества на учете как бесхозяйного предпринять меры к оформлению своего права собственности на данное имущество в установленном законом порядке.
При наличии таких данных, заявленные требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора полежат удовлетворению в полном объеме.
Судом дана оценка доводам представителей заинтересованного лица – администрации «р.п.Б.Козино», они не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации «рабочий поселок Большое Козино» Балахнинского района Нижегородской области, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества десяти гидротехнических сооружений, расположенных в <адрес> районного лесничества, шоссе на территории р.п.Б.Козино, Балахнинского района, Нижегородской области.
Обязать администрацию «рабочий поселок Большое Козино» Балахнинского района Нижегородской области в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества десяти гидротехнических сооружений, расположенных в <адрес> районного лесничества, шоссе на территории р.п.Б.Козино, Балахнинского района, Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Балахнинский городской суд.
Судья С.В.Белова