Решение 08.09.2011г. по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в инт. РФ и неопределенного круга лиц к адм.`рабочий поселок Большое Козино` о постановке на учет бесхозного имущества



    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    г. Балахна             8 сентября 2011года

    Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:

    председательствующего судьи Щепалкиной Н.В.

    при секретаре Мороковой Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации «рабочий поселок Большое Козино» о признании незаконным бездействия администрации и постановке на учет бесхозяйного имущества,

                                                         установил :

              Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации «рабочий поселок Большое Козино» и просит признать незаконным бездействие администрации «рабочий поселок Большое Козино» выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы     государственной     регистрации,     кадастра     и     картографии     по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества полигона захоронения промышленных отходов, расположенного в    <адрес> Козинского участкового лесничества Балахнинского районного    лесничества       на    территории    р.п.БольшоеКозино Балахнинского района Нижегородской области и возложить на администрацию «рабочий поселок Большое Козино» обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества полигона захоронения    промышленных    отходов,    расположенного    в    <адрес> Козинского лесничества Балахнинского районного лесничества шоссе на территории р.п. Большое Козино Балахнинского района Нижегородской области.

                В обоснование своих исковых требований Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор пояснил, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации полигона захоронения промышленных отходов принадлежащего ранее "К" и расположенного в <адрес> Козинского лесничества Балахнинского районного лесничества (ранее <адрес> Козинского лесничества Балахнинского районного лесничества) на территории муниципального образования р.п. Большое Козино Балахнинского района Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что в <адрес> Козинского лесничества Балахнинского районного лесничества на территории муниципального образования р.п. Большое Козино Балахнинского района имеется полигон захоронения промышленных отходов общей площадью <данные изъяты> га. В соответствии с рабочим проектом «Свалка промышленных отходов» от 1969г. на полигоне проектировался противофильтрационный экран из двух слоев полиэтиленовой пленки, обваловка, подъездные пути. <адрес> днища котлована с противофильтрационным экраном составляет <данные изъяты> кв. м. Участок складирования состоит из 8 карт глубиной 5м. Данный полигон расположен на расстоянии <адрес> от <адрес> и <адрес>. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 05.09.1970 г. №1817-р "С" выделен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, их них: в долгосрочное пользование сроком на 10 лет <данные изъяты> га и во временное пользование сроком на 3 года <данные изъяты> га в лесах I группы Козинского лесничества для организации промсвалки. В 1973 г. решением Дзержинского горисполкома данная свалка передана заводу «"К"». В 1974 г. введен в эксплуатацию полигон захоронения промышленных отходов, который в 1995 г. был закрыт. На данном полигоне складировались следующие отходы: отработанная известь, антрацит, отходы урендокапроновой кислоты, пригары смолы хлорированной, селикагель, резина, отходы краски, стеклотекстолит, шлаковата, стекловата, асбестовая крошка, катализатор, шлак, поликарбонат, винипласт, шлам после очистки отстойников и др. Распоряжением администрации Балахнинского района Нижегородской области от <дата> земельный участок на котором расположен данный полигон изъят и зачислен в спецземфонд. <дата> ОАО «"К"» в связи с банкротством и ликвидацией предприятия снято с налогового учета о чем внесена запись о ликвидации предприятия . Общий объем накопленных отходов составляет <данные изъяты>. тонн. Согласно акта рейдовой проверки от <дата> в юго-западной части дамба, ограждающая полигон, разрушена и имеется утечка жидкости с территории полигона на рельеф местности. Кроме того, по данным ФГУГП «"А"» от <дата> произошло и до сих пор происходит загрязнение отходами складирования подземных вод на территории самого полигона и на прилегающей территории. Качество подземных вод в зоне влияния полигона продолжает ухудшаться. Однако данные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности данного объекта, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно уведомлений от <дата> и от <дата> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области сведения о данном полигоне захоронения промышленных отходов в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Поскольку данный объект расположен в административных границах р.п. Большое Козино, то не обращение администрации «рабочий поселок Большое Козино» с заявлением о принятии полигона захоронения промышленных отходов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2,5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. №580 согласно которых бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. На протяжении ряда лет администрацией «рабочий поселок Большое Козино» не принимаются меры по постановке на учет данного бесхозяйного имущества.

           Представитель администрации « рабочий поселок Большое Козино» Онищенко И.А. с исковыми требования не согласна, пояснив, что для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества полигона захоронения промышленных отходов, расположенного в    <адрес> Козинского лесничества Балахнинского районного    лесничества        на    территории    р.п.    Большое    Козино Балахнинского района Нижегородской области и обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества полигона захоронения    промышленных    отходов,    расположенного    в    <адрес> Козинского лесничества Балахнинского районного лесничества      на территории р.п. Большое Козино Балахнинского района Нижегородской области нет средств для оформления документов для постановки на учет. В настоящее время решается вопрос для привлечения инвесторов.

             Представитель администрации « рабочий поселок Большое Козино» начальник отдела охраны природы администрации Балахнинского муниципального района Солдатова Е.А. с исковыми требованиями не согласна, пояснив, что ранее полигон принадлежал ОАО « "К" размещение отходов осуществлялось с нарушением технологий и арендная плата не вносилась. В 1995году администрацией Балахнинского района принято решение о закрытии данного полигона и изъятии земельного участка под промышленную свалку. С 1995года данный объект не охраняется. Администрация Балахнинского района неоднократно обращалась в многочисленные инстанции, природоохранную прокуратуру и Министерство экологии по поводу ликвидации или рекультивации свалки, но результата нет. В 2005году губернатором Нижегородской области был принят план природоохранных мероприятий, и должен был быть разработан план по рекультивации полигона, т.к. это проблема регионального и федерального уровня.. Однако план так и не был разработан. На основании распоряжения правительства Нижегородской области от 19.08.2011г. предлагалось создать вневедомственную комиссию по решению вопросов о выделении механизмов и способов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду, но сроки работы комиссии не определены. Администрация р.п.Б. Козино расходов по оформлению пакета документов по постановке и регистрации полигона о постановке его на учет как бесхозяйного нести не может, т.к. это нецелевое использование средств, так как в этом объекте муниципальное образование не заинтересованно - ни в дальнейшем его использовании ни в переработке отходов. Отсутствие на регистрационном учете не ускорит, а затормозит процедуру решения данного вопроса. На данный полигон нет никакой документации, так как земельный участок, на котором он находится, не является муниципальным и эти земли государственные, но находятся в границах муниципального района, поэтому судьбу данного полигона, должно решать правительство Нижегородской области. Необходимо принять меры для ликвидации данного полигона. В настоящее время решается вопрос для привлечения инвесторов. Постановка на учет полигона как бесхозяйного имущества может затормозить привлечение инвесторов.

            Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Молчанова Н.В. пояснила, что у полигона захоронения    промышленных    отходов,    расположенного    в    <адрес> Козинского лесничества Балахнинского районного лесничества документов о праве собственности нет, и правовой статус данного сооружения необходимо установить. Имеется концепция по работе с полигонами по всей Нижегородской области, чтобы полигоны которые не имеют собственников и правоустанавливающих документов были ликвидированы или рекультивированы. Это происходит на основе софинансирования областного и местного бюджета. В настоящее время необходимо принять меры для ликвидации данного полигона, однако для того чтобы выделились денежные средства необходимо поставить полигон на учет как бесхозяйное имущество, тогда мероприятия по ликвидации данного полигона будут включены в одну из программ.

            Заслушав прокурора, представителя администрации « рабочий поселок Большое Козино», представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области МолчановуН.В. суд приходит к следующему.

              В судебном заседании установлено, что в <адрес> (ранее <адрес>) Козинского лесничества Балахнинского районного лесничества на территории муниципального образования р.п. Большое Козино Балахнинского района имеется полигон захоронения промышленных отходов общей площадью <данные изъяты> га.

             Данный полигон расположен на расстоянии <данные изъяты> км от <адрес> и <данные изъяты> км от <адрес>.

              Распоряжением Совета Министров РСФСР от 05.09.1970 г. №1817-р "С" выделен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, их них: в долгосрочное пользование сроком на 10 лет 49 га и во временное пользование сроком на 3 года 9 га в лесах I группы Козинского лесничества для организации промсвалки. В 1973 г. решением Дзержинского горисполкома данная свалка передана заводу «"К"». В 1974 г. введен в эксплуатацию полигон захоронения промышленных отходов, который в 1995 г. был закрыт.

                 Распоряжением администрации Балахнинского района Нижегородской области от <дата> земельный участок на котором расположен данный полигон изъят и зачислен в спецземфонд.

                  <дата> ОАО «"К"» в связи с банкротством и ликвидацией предприятия снято с налогового учета о чем внесена запись о ликвидации предприятия .

                  Согласно акта рейдовой проверки от <дата> в юго-западной части дамба, ограждающая полигон, разрушена и имеется утечка жидкости с территории полигона на рельеф местности. Кроме того, по данным ФГУГП «"А"» от <дата> произошло и до сих пор происходит загрязнение отходами складирования подземных вод на территории самого полигона и на прилегающей территории.

        В соответствии со п.п. 3,4 ст. 12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ (далее Закон) на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель.

        Согласно ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

        Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

                 Как видно из п.8 и п.23 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «рабочий поселок Большое Козино» к компетенции администрации относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        Согласно уведомлений от <дата> и от <дата> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области сведения о данном полигоне захоронения промышленных отходов в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

            Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2,5 «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. №580 согласно которых бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

        Учитывая, что полигон захоронения промышленных отходов расположен в административных границах р.п. Большое Козино, то орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, принимая во внимание экологическую опасность и значимость данного объекта, обязан это сделать и не обращение администрации «рабочий поселок Большое Козино» с заявлением о принятии полигона захоронения промышленных отходов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из требований закона.

    Таким образом, на основании изложенного, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц неопределенного круга лиц к администрации «рабочий поселок Большое Козино» о признании незаконным бездействия администрации «рабочий поселок Большое Козино» выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного полигона захоронения промышленных отходов, расположенного в <адрес> Козинского участкового лесничества Балахнинского районного лесничества Балахнинского района Нижегородской области и обязании администрации «рабочий поселок Большое Козино» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества- полигона захоронения промышленных отходов, расположенного в <адрес> Козинского участкового лесничества Балахнинского районного лесничества Балахнинского района Нижегородской области. Суд считает необходимым установить срок устранения нарушений с учетом доводов ответчика в течение пяти месяцев.

                                    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                           решил:

              Признать незаконным бездействие администрации «рабочий поселок Большое Козино» выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного полигона захоронения промышленных отходов, расположенного в <адрес> Козинского участкового лесничества Балахнинского районного лесничества Балахнинского района Нижегородской области.

    Обязать администрацию «рабочий поселок Большое Козино» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества- полигона захоронения промышленных отходов, расположенного в <адрес> Козинского участкового лесничества Балахнинского районного лесничества Балахнинского района Нижегородской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.

         Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

                                  Судья:        подпись        Щепалкина Н.В.

            <данные изъяты>.

            Судья:

            Секретарь: