Дело № 2-1772/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 ноября 2011 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Козлова О.А.
при секретаре Лимоновой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромашовой В.А. к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Нижегородской области об обязании производить выплату повышенной базовой части трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Ромашова В.А. обратилась в суд с иском к ответчику с требованиями признать период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> подлежащим включению в льготный северный стаж работы в местах Крайнего Севера, обязать включить указанный период в льготный северный стаж работы в местах Крайнего Севера и учитывать его при расчете пенсии, обязать производить выплату повышенной базовой части трудовой пенсии с <дата> В обоснование заявленных требований истица указала, что <дата> ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району произвело ей перерасчет назначенной ранее досрочной трудовой пенсии по старости, мотивировав тем, что установленный ранее повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера в соответствии с п.14 ФЗ РФ «173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях РФ». Решением Балахнинского городского суда от <дата> в ее «северный» стаж был включен отпуск по уходу за ребенком с <дата> по <дата> (1 год 6 месяцев). Таким образом, стаж составил 15 лет 5 месяцев 14 дней, в связи с чем, была назначена досрочная трудовая пенсия. Но при исчислении права на фиксированный базовый размер страховой части пенсии в повышенном размере из ее стажа исключили 2 года 9 месяцев 22 дня. С таким решением ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району она не согласна.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что работала в течение 15 лет в условиях Крайнего Севера, родила там двоих детей. На момент когда она уезжала с Севера, ей произвели расчет и уверили, что ее «северного» стажа будет достаточно для назначения досрочной пенсии. Изменения в Закон об увеличении размера базовой части пенсии внесли через пять лет после того, как она приехала с Севера, но это не означает, что данное повышение ее не касается. Считает, что отработав в таких сложных условиях 15 лет, она приобрела право на все льготы связанные с северным стажем. Поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1992г. подлежал включению в ее льготный стаж, из расчета стажа для повышения размера базовой части трудовой пенсии он быть выброшенным не может.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району по доверенности – Напалкова Е.В., иск не признала, суду пояснила, что при назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 25.07.2008г. Ромашовой В.А. был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Размер досрочной трудовой пенсии по старости Ромашовой В.А. по состоянию на <дата> составил <данные изъяты>, в т.ч.:
- <данные изъяты> повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера;
- <данные изъяты> – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии.
В страховой стаж, дающий право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости был включен период ухода за ребенком до <дата> «Северный» стаж Ромашовой В.А. с учетом периода ухода за ребенком составил 15 лет 5 месяцев 14 дней. ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено право на установление с <дата> повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим требуемый страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Закон вступил в действие с 01.01.2008г. Поскольку новое правовое регулирование введено с 01.01.2008г. впервые, правовых оснований для распространения положений КС РФ от <дата> №-П в целях определения права на повышенную базовую часть с <дата> не имеется, т.е. исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях Крайнего Севера для реализации Закона №312-ФЗ должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516. Таким образом, периоды ухода за детьми, имевшие место до <дата> должны быть исключены из «северного» стажа при определении права на установление базовых частей трудовых пенсий в повышенном размере. «Северный» стаж без учета периода по уходу за ребенком составляет 12 лет 7 месяцев 22 дня, т.е. право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии у Ромашовой В.А. отсутствует. На основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району, размер фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии Ромашовой В.А. пересчитан с <дата> в соответствии с требованиями пенсионного законодательства и составил <данные изъяты>, в т.ч.:
<данные изъяты> – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии;
- <данные изъяты> – страховая часть без фиксированного базового размера.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 55 п.3 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, интересов и прав других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно п.7 ст.14 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с Федеральным Законом РФ №312-ФЗ от 01.12.2007г. «О внесении изменений в ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2008г. устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости является наличие необходимой продолжительности страхового стажа 20 лет у женщины и «северного» стажа 15 лет в районах Крайнего Севера.
По делу установлено, что истица с <дата> работала в районе Крайнего Севера. В <дата>. она уволилась и выехала на другое место жительства. <дата> она обратилась в отдел пенсий ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера, однако, получила отказ ввиду отсутствия требуемого льготного стажа. При расчете ее льготного стажа, ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району исключил из него период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, <дата> рождения, до достижения ребенком возраста 3-х лет, с <дата> по <дата> Решением Балахнинского городского суда от <дата> спорный период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком был включен в льготный стаж работы Ромашовой В.А. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району обязаны назначить Ромашовой В.А. досрочную трудовую пенсию по старости с <дата> Одновременно с назначением пенсии Ромашовой В.А. был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Размер досрочной трудовой пенсии по старости Ромашовой В.А. по состоянию на <дата> составил <данные изъяты>, в т.ч.:
- <данные изъяты> – повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера;
- <данные изъяты> – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии. После включения спорного периода в льготный стаж, ее «северный» стаж составил 15 лет 5 месяцев 14 дней. <дата> ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району произвели перерасчет размера фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии Ромашовой В.А., который составил 9491,33рублей, в т.ч.:
<данные изъяты> – фиксированный базовый размер стразовой части пенсии;
- <данные изъяты> – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району, копией решения суда от <дата>
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд находит действия ответчика необоснованными и противоречащими требованиям закона.
В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (который действовал в оспариваемый период), женщинам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (административный отпуск) по уходу за ребенком до достижения им 1г.6мес. Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № от <дата>, с <дата> была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п.2 Постановления). Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от <дата> № в ст.167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, исключена возможность зачета периода нахождения женщин в административных отпусках по уходу за ребенком в стаж работы по специальности. Эти изменения подлежат применению с <дата>
Согласно абз.8 п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. №320-О правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Ромашова В.А., находясь в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>, ориентировалась на действующую в тот момент норму ст.167 КЗоТ, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж.
Согласно п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П норма п.4 ст.30 173-ФЗ не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до <дата> пенсионных прав, в т.ч., в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно п.3.3. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004г. №2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3х лет в период с <дата> по <дата>, т.е. до <дата>
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2001г., Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.2202г. №320-О стаж, имевший место до 01.01.2002г. может быть зачислен по нормам действовавшего на 31.12.2001г. правового регулирования с зачетом периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до 06.10.1992г., он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за начислением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, исковые требования Ромашовой В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом дана оценка доводам ответчика по сути спора, они не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ромашовой В.А. удовлетворить.
Признать период нахождения Ромашовой В.А. в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> подлежащим включению в льготный северный стаж работы в местах Крайнего Севера.
Обязать ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району включить указанный период в льготный северный стаж работы Ромашовой В.А. в местах Крайнего Севера и учитывать его при расчете пенсии.
Обязать ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району производить выплату Ромашовой В.А. повышенной базовой части трудовой пенсии с <дата>
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через городской суд.
Судья: подпись
<данные изъяты>
Подлинник решения находится в гражданском деле №2-1772/11г. Балахнинского городского суда
Судья: О.А.Козлов
Секретарь: Лимонова А.М.