Дело № 2-1644/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2011 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Беловой С.В.
при секретаре Ширшовой Т.С.
с участием адвоката Федоринова Р.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кабановой Д.М. к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, администрации г.Балахны Нижегородской области о признании лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, наложении обязанности включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кабанова Д.М. обратилась в суд с иском к ответчикам с требованиями:
- признать действия администрации Балахнинского района Нижегородской области по закреплению за ней жилого помещения по адресу: <адрес> неправомерными;
- признать её лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- обязать администрацию Балахнинского муниципального района включить её вне очереди в сводный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на 2011 год;
- взыскать судебные расходы по оплате госпошлины.
В обоснование исковых требований Кабанова Д.М. указала, что её мать "П" является матерью-одиночкой. По решению Балахнинского городского суда от <дата> она лишена родительских прав в отношении Кабановой Д.М. <дата> рождения, "Б" <дата> рождения, "А" <дата> рождения, "В" <дата> рождения. По распоряжению администрации Балахнинского района от 23.12.1997 г. № 1917р за ними закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, их направили в интернатное учреждение. С <дата> по <дата> Кабанова Д.М. находилась в Балахнинской вспомогательной школе, затем с <дата> г.г. обучалась в <адрес> №.
<дата> мать Кабановой Д.М. – "П" умерла. Кабанова Д.М. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<дата> у Кабановой Д.М. родился сын – "Г" Закрепленное за ней жилое помещение – квартира не благоустроенная, без удобств, дом ветхий и требует ремонта, в данной квартире зарегистрировано 9 человек, в связи с чем Кабанова Д.М. вынуждена проживать в другом месте.
Таким образом, за Кабановой Д.М. закреплено жилье, не пригодное для проживания. Действия администрации <адрес> по закреплению за ней жилого помещения по адресу: <адрес> неправомерны.
В ходе судебного разбирательства истец Кабанова Д.М. исковые требования уточнила, просит признать её лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области, администрацию <адрес> включить её в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на <дата>; взыскать с ответчиков расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей (л.д.49-54).
В судебном заседании истец Кабанова Д.М. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца – адвокат Федоринов Р.Я. исковые требования поддержал, пояснив, что Кабанова Д.М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление ей жилого помещения носит формальный характер, поскольку закрепленное за ней жилое помещение по адресу: <адрес> не приспособлено для проживания, не соответствует санитарным нормам. Данная квартира трехкомнатная, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в квартире прописаны и проживают 9 человек, то есть на 1 человека приходится всего <данные изъяты> кв. м.
Ответчик – администрация г.Балахны Нижегородской области в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве указала, что основания для удовлетворения требований истицы отсутствуют, поскольку за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Просит рассмотреть дело без их участия (л.д.77).
Ответчик – администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве указала, что с исковыми требованиями в части, касающейся включения в сводный список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не согласна, так как за Кабановой Д.М. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В данной части просит в иске отказать, против остальных исковых требований не возражает. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.78-79).
Третье лицо – министерство социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явилось, в представленном отзыве указало, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы министерству. Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на соответствующий финансовый год составляется на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Кабанова Д.М. не была заявлена администрацией Балахнинского района для включения в указанный Список в установленный срок. Ввиду наличия закрепленного за Кабановой Д.М. жилого помещения по адресу: <адрес> у министерства отсутствуют основания для её включения в Сводный список на 2012 год. Просит в удовлетворении исковых требований Кабановой Д.М. отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.64-68).
Заслушав истца и её представителя, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Кабанова Д.М. родилась <дата>, её мать "П" является матерью-одиночкой (л.д.9).
На основании решения Балахнинского городского суда Нижегородской области от <дата> "П" лишена родительских прав в отношении "В" <дата> года рождения, "А" <дата> года рождения, Кабановой Д.М. <дата> года рождения, "Б" <дата> года рождения (л.д.11-12).
Согласно распоряжению администрации Балахнинского района Нижегородской области от 23.12.1997 г. № 1917р несовершеннолетние Кабановы, оставшиеся без попечения родителей, направлены в интернатное учреждение, за ними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, где они проживали с матерью (л.д.10).
С <дата> по <дата> Кабанова Д.М. находилась в Балахнинской вспомогательной школе, с <дата> г.г. обучалась в <адрес> № (л.д.57, 58).
<дата> мать истицы – "П" умерла (л.д.13).
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании изложенного, судом установлено, что Кабанова Д.М. <дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст.ст.13 и 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма предоставляются в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан; данные жилые помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено Министерство социальной политики Нижегородской области.
На основании ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Нижегородской области № 147-З от 10.12.2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и лица из их числа), не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 Положения «О порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области № 566 от 02.12.2008 года, сводный список составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.
Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Кабанова Д.М. имеет право на внеочередное получение жилого помещения на территории Балахнинского района Нижегородской области жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно быть выделено уполномоченными органами местного самоуправления.
Ссылка ответчиков, третьего лица на наличие закрепленного за Кабановой Д.М. жилого помещения по адресу: <адрес> несостоятельна.
В соответствии со ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
Согласно актам обследования материально-бытовых условий жизни семьи Кабановых от <дата>, <дата> <адрес> состоит из трех проходных комнат, общей площадью <данные изъяты> кв. м, кроме отопления других удобств не имеется (л.д.62,63).
Согласно справке МП «Расчётный центр» МО «БМР НО» в <адрес> зарегистрировано девять человек (л.д.14).
Таким образом, суд приходит к выводу, что закрепленная за Кабановой Д.М. жилая площадь непригодна для проживания. При таких обстоятельствах, истица имеет право на внеочередное получение жилой площади.
Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список внеочередников, также как от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели, при этом в ней не содержится и указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, Кабановой Д.М., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания пребывания в образовательном учреждении (то есть в 2007 г.) в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение соответствующее жилищным нормам в данном регионе.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Кроме того, в силу п. 16 Положения о порядке формирования Сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года № 566, внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда. После внесения изменений в список муниципального образования орган местного самоуправления направляет в министерство указанные изменения с обоснованием причин их внесения, а также с приложением подтверждающих документов, в течение 14 дней с момента обнаружения в списке технической ошибки либо со дня вступления в законную силу решения суда.
При таких обстоятельствах, исковые требования Кабановой Д.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом дана оценка доводам ответчиков, третьего лица, они не могут быть приняты во внимание по указанным выше обстоятельствам.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей в равных долях, то есть по 200 рублей с каждого (л.д.7).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кабановой Д.М. удовлетворить.
Признать Кабанову Д.М. <дата> года рождения лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области, администрацию г.Балахны Нижегородской области включить Кабанову Д.М. <дата> года рождения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на <дата>
Взыскать с администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области в пользу Кабановой Д.М. судебные расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.
Взыскать с администрации г.Балахны Нижегородской области в пользу Кабановой Д.М. судебные расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.В.Белова