№2- 1855 / 2011 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Балахна 24 ноября 2011 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Щепалкиной Н.В.
при секретаре Мороковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малаховой Л.В. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми,
у с т а н о в и л :
Малахова Л.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. с <дата> по <дата> и обязании произвести перерасчет пенсии с выплатой повышенной базовой части трудовой пенсии с учетом удержанной пенсии за период с <дата>
В судебном заседании Малахова Л.В. суду пояснила, что работала в течении 15 лет в условиях Крайнего Севера. В периоды <дата>. по <дата>, с <дата> по <дата>. с <дата> по <дата> находилась в отпусках по уходу за детьми. В <дата> ей была назначена льготная пенсия. <дата> ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району произвело ей перерасчет назначенной ранее досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку ранее в установленный повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера в соответствии с п.14 ФЗ РФ «173-ФЗ от 17.12.2001г. были включены периоды ухода за детьми до 1,5 лет и стаж составлял 15 лет.6 мес.26 дн. После перерасчета её «северный» стаж без учета периодов отпуска по уходу за детьми составил 12 лет. 09мес.17 дн. Общий размер трудовой пенсии по старости составил <данные изъяты>. Считает, что отработав в таких сложных условиях 15 лет, она приобрела право на все льготы связанные с северным стажем. Поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до <дата>. подлежал включению в ее льготный стаж, из расчета стажа для повышения размера базовой части трудовой пенсии он быть выброшенным не может.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району по доверенности –Варганова Е.В., иск не признала, суду пояснила, что при перерасчете досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального Закона РФ №173-Ф3 от <дата> «О трудовых пенсиях в РФ» с <дата> Малаховой Л.В был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера в соответствии с п.7 ст. 14 Федерального закона РФ №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».Размер досрочной трудовой пенсии но старости по состоянию на <дата> составил в сумме <данные изъяты>., в т.ч.: <данные изъяты>. - повышенный ФБР страховой части трудовой пенсии за работу в РКС- <дата> - страховая часть без ФБР. В страховой стаж, дающий право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости были включены периоды ухода за детьми до 1,5 лет с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> «Северный» стаж с учетом периодов ухода за детьми составил 15 лет 6 мес.26 дня. Федеральным законом от 01.12.2007г. №312-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставлено право на установление с <дата> повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных Поскольку новое правовое регулирование введено с <дата> впервые, правовых оснований для распространения положений Конституционного Суда РФ от <дата> №-П в целях определения права на повышенную базовую часть (с <дата> - ФБР) не имеется, т.е. исчисление стажа работы в РКС и МКС для реализации Закона №312-Ф3 должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. №516. Периоды ухода за детьми, имевшие место с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> должны быть исключены из «северного» стажа при определении права на установление базовой части трудовой пенсий в повышенном размере. «Северный» стаж истицы без учета периодов отпуска по уходу за детьми составляет 12 лет 09 мес. 17 дня, т.е. право на повышенный ФБР у Малаховой Л.В. отсутствует. Размер фиксированной базовой части трудовой пенсии пересчитан с <дата> в соответствии с требованиями пенсионного законодательства и составил <данные изъяты>. Общий размер трудовой пенсии по старости составил <данные изъяты>., в т.ч.: <данные изъяты>.- ФБР, <данные изъяты>. - страховая часть без ФБР.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 55 п.3 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, интересов и прав других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно п.7 ст.14 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с Федеральным Законом РФ №312-ФЗ от 01.12.2007г. «О внесении изменений в ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2008г. устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости является наличие необходимой продолжительности страхового стажа 20 лет у женщины и «северного» стажа 15 лет в районах Крайнего Севера.
По делу установлено, что при расчете льготного стажа Малаховой Л.В. ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району исключил из него периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> При назначении пенсии Малаховой Л.В. был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Размер досрочной трудовой пенсии по старости по состоянию на <дата> составил <данные изъяты>., в т.ч.: <данные изъяты> – повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера; <данные изъяты>. – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии. После включения спорного периода в льготный стаж, ее «северный» стаж составил 15 лет 6 месяцев 26 дней. <дата> ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району произвели перерасчет размера фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии Малаховой Л.В., который составил <данные изъяты>., в т.ч.: <данные изъяты> – фиксированный базовый размер стразовой части пенсии; <данные изъяты>. – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии. Данные обстоятельства подтверждаются письмом ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд находит действия ответчика необоснованными и противоречащими требованиям закона.
В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (который действовал в оспариваемый период), женщинам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (административный отпуск) по уходу за ребенком до достижения им 1г.6мес. Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № от <дата>, с <дата> была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п.2 Постановления). Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от <дата> № в ст.167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, исключена возможность зачета периода нахождения женщин в административных отпусках по уходу за ребенком в стаж работы по специальности. Эти изменения подлежат применению с <дата>
Согласно абз.8 п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. №320-О правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Малахова Л.В., находясь в отпуске по уходу за ребенком в период <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, ориентировалась на действующую в тот момент норму ст.167 КЗоТ, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж.
Согласно п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П норма п.4 ст.30 173-ФЗ не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до <дата> пенсионных прав, в т.ч., в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно п.3.3. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004г. №2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком в период <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от <дата>, Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. №320-О стаж, имевший место до <дата> может быть зачислен по нормам действовавшего на <дата> правового регулирования с зачетом периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до <дата>, он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за начислением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, исковые требования Малаховой Л.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом дана оценка доводам ответчика по сути спора, они не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
В силу ст.98 ГПК РФ уплаченная истцом госпошлина в сумме 200 рублей, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать периоды нахождения Малаховой Л.В. в отпуске по уходу за детьми с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежащим включению в льготный северный стаж работы в местах Крайнего Севера.
Обязать государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому включить периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в льготный северный стаж работы Малаховой Л.В. в местах Крайнего Севера и учитывать его при расчете пенсии.
Обязать ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району производить выплату Малаховой Л.В. повышенной базовой части трудовой пенсии с <дата>
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району в пользу Малаховой Л.В. расходы по оплате госпошлины 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд 10 дней.
Судья: подпись Н.В. Щепалкина
<данные изъяты>
Судья: Н.В.Щепалкина