Дело № 2-1834/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2011 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Рязаповой О.Н.
при секретаре Дроздовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Л. Г. к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Нижегородской области об обязании производить выплату повышенной базовой части трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Егорова Л.Г. обратилась в суд с иском к ответчику с требованиями признать периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, подлежащим включению в льготный северный стаж работы в местах Крайнего Севера, обязать включить указанные периоды в льготный северный стаж работы в местах Крайнего Севера и учитывать его при расчете пенсии, обязать производить выплату повышенной базовой части трудовой пенсии с <дата> В обоснование заявленных требований истица указала, что <дата> ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району произвело ей перерасчет назначенной ранее досрочной трудовой пенсии по старости, мотивировав тем, что установленный ранее повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера в соответствии с п.14 ФЗ РФ «173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях РФ». Таким образом, стаж составил 16 лет 2 мес. 09 дней, в связи с чем, была назначена досрочная трудовая пенсия. Но при исчислении права на фиксированный базовый размер страховой части пенсии в повышенном размере из ее стажа исключили отпуска по уходу за детьми, и «северный стаж стал составлять 14 лет 26 дней. С таким решением ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району она не согласна.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что работала в течение 15 лет в условиях Крайнего Севера, родила там троих детей. На момент когда она уезжала с Севера, ей произвели расчет и уверили, что ее «северного» стажа будет достаточно для назначения досрочной пенсии. Изменения в Закон об увеличении размера базовой части пенсии внесли через пять лет после того, как она приехала с Севера, но это не означает, что данное повышение ее не касается. Считает, что отработав в таких сложных условиях 15 лет, она приобрела право на все льготы связанные с северным стажем. Поскольку период нахождения в отпуске по уходу за детьми до 1992г. подлежал включению в ее льготный стаж, из расчета стажа для повышения размера базовой части трудовой пенсии они быть выброшенными не могут.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району по доверенности – Варганова Е.В., иск не признала, суду пояснила, что при назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <дата> Егоровой Л.Г. был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Размер досрочной трудовой пенсии по старости Егоровой Л.Г. по состоянию на <дата> составил <данные изъяты> рублей, в т.ч.:
- <данные изъяты> рублей повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера;
- <данные изъяты> рублей – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии.
В страховой стаж, дающий право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости были включены периоды ухода за детьми до <дата> «Северный» стаж истицы с учетом периодов ухода за детьми составлял 16 лет 02 мес. 09 дней. ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предоставлено право на установление с <дата> повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим требуемый страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Закон вступил в действие с <дата> Поскольку новое правовое регулирование введено с <дата> впервые, правовых оснований для распространения положений КС РФ от <дата> № в целях определения права на повышенную базовую часть с <дата> не имеется, т.е. исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях Крайнего Севера для реализации Закона №312-ФЗ должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516. Таким образом, периоды ухода за детьми, имевшие место до <дата> должны быть исключены из «северного» стажа при определении права на установление базовых частей трудовых пенсий в повышенном размере. «Северный» стаж без учета периода по уходу за ребенком составляет 14 лет 26 дн., т.е. право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии у Егоровой Л.Г. отсутствует. На основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району, размер фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии истицы пересчитан с <дата> в соответствии с требованиями пенсионного законодательства и составил <данные изъяты> рублей, в т.ч.:
- <данные изъяты> рублей повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера;
- <данные изъяты> рублей – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии.
Суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 55 п.3 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, интересов и прав других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно п.7 ст.14 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с Федеральным Законом РФ №312-ФЗ от 01.12.2007г. «О внесении изменений в ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2008г. устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости является наличие необходимой продолжительности страхового стажа 20 лет у женщины и «северного» стажа 15 лет в районах Крайнего Севера.
По делу установлено, что истица с <дата> по <дата> работала в районе Крайнего Севера. В <дата>. она уволилась и в <дата> выехала на другое место жительства. Общий стаж при обращения за назначением пенсии составил 24года 2мес.18дн., из которого северный стаж - 16лет 2мес.9дн, включая спорные периоды. С <дата> истице назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера. Одновременно с назначением пенсии Егоровой Л.Г. был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Размер досрочной трудовой пенсии по старости истицы по состоянию на <дата> составил <данные изъяты> рублей, в т.ч.:
- <данные изъяты> рублей – повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера;
- <данные изъяты> рублей – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд находит действия ответчика необоснованными и противоречащими требованиям закона.
В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (который действовал в оспариваемый период), женщинам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (административный отпуск) по уходу за ребенком до достижения им 1г.6мес. Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № от <дата>, с <дата> была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п.2 Постановления). Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от <дата> № в ст.167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, исключена возможность зачета периода нахождения женщин в административных отпусках по уходу за ребенком в стаж работы по специальности. Эти изменения подлежат применению с <дата>
Согласно абз.8 п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. №320-О правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Егорова Л.Г, находясь в отпусках по уходу за детьми с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, ориентировалась на действующую в тот момент норму ст.167 КЗоТ, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж.
Согласно п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П норма п.4 ст.30 173-ФЗ не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до <дата> пенсионных прав, в т.ч., в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно п.3.3. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004г. №2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Истица находилась в отпуске по уходу за детьми в период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, т.е. до <дата>
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2001г., Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.2202г. №320-О стаж, имевший место до <дата> может быть зачислен по нормам действовавшего на <дата> правового регулирования с зачетом периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до <дата>, он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за начислением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, исковые требования Егоровой Л.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом дана оценка доводам ответчика по сути спора, они не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать период нахождения Егоровой Л. Г. в отпусках по уходу за детьми с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежащим включению в льготный северный стаж работы в местах Крайнего Севера.
Обязать ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району включить периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в льготный северный стаж работы Егоровой Л. Г. в местах Крайнего Севера и учитывать его при расчете пенсии.
Обязать ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району производить выплату Егоровой Л. Г. повышенной базовой части трудовой пенсии с <дата>
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме через городской суд.
Председательствующий судья- О.Н. Рязапова