Решение 12.12.2011г. по заявлению Смирнова С.С. о признании отказа Центра ГИМС МЧС России по Нижегородской обл. о регистрации судна незаконным



Дело № 2-1969/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Беловой С.В.

при секретаре Ширшовой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирнова С. С.ча о признании отказа Центра ГИМС МЧС России по Нижегородской области о регистрации судна незаконным и обязании Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области зарегистрировать построенное судно

УСТАНОВИЛ:

Смирнов С.С. обратился в суд с заявлением о признании отказа Центра ГИМС МЧС России по Нижегородской области о регистрации судна незаконным и обязании Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области выполнить процедуры, предусмотренные действующим законодательством, и зарегистрировать построенное им судно. В обоснование требований указал, что самостоятельно по собственному проекту построил судно мощностью двигателя 6,5 лс. <дата> Смирнов С.С. обратился в Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области, предоставив документы и судно для освидетельствования, по результатам освидетельствования составлен акт от <дата>

В судебном заседании Смирнов С.С. свое заявление поддержал, суду пояснил, что на судне установлено два двигателя, документы на второй двигатель есть, но на момент предъявления он приложил только бухгалтерские, товарный чек и договор купли- продажи не представил, паспорт на второй двигатель не был заполнен, Смирнов не знает, какую техническую документацию необходимо предъявить для регистрации. <дата> его разработка по судну была сдана в ГИМС, в перечень документов он проект не включал. При освидетельствовании он представлял инструкции на оба двигателя, в регистрационной карточке документы не указал, так как ему не разъяснили порядок ее заполнения.

    Представитель Центра ГИМС МЧС России по Нижегородской области- Малахов Б.Л.- начальник Центра ГИМС МЧС России по Нижегородской области с заявлением Смирнова С.С. не согласен, суду пояснил, что Смирновым С.С. были представлены не все документы для регистрации судна в Центр ГИМС МЧС России по НО, акт осмотра судна проводил "М", инспектор не смог классифицировать судно, указать район плавания и вместимость из-за отсутствия технической документации, в которой указывается вместимость судна, длина волны, завод –изготовитель.

Смирнов С.С. должен был внести техническую документацию в регистрационную карточку и указать, что это за документы. На первый двигатель заявитель представил документ по праву собственности, у него не было документов на мотор. На второй двигатель не было представлено документов по праву собственности, в паспорте отсутствовала отметка торговой организации с указанием собственника и датой продажи. К приложенным документам были сделаны фотографии, не было технической документации, не было пояснительной записки, которую заявитель считает технической документацией.

    Заслушав объяснение сторон, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему:

    В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПКРФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В порядке, предусмотренном главой 25 ГПКРФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции.

В соответствии с п.3 «Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 №835; п.2 «Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №500 государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах; ….

    Перечень документов, которые необходимо представить судовладельцу для регистрации судна, содержится в п.18 указанных Правил, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №500.

    Согласно п. 1.2, 2.3. «Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами», утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 №501, технический надзор за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций ГИМС МЧС России в порядке, определяемом МЧС России.

Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.

Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

    Согласно п. 4 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации право собственности на судно подлежит государственной регистрации.

Пунктом 5 названной нормы установлено, что государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Государственная регистрация маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России) в соответствии с Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500 (зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2005 N 6937), (далее – Правила).

В силу пункта 15 указанных Правил судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна. После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна, который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам).

В соответствии со ст.18 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются: акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции; договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельство о праве на наследство; вступившее в законную силу решение суда; свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию судна.

Для регистрации маломерных судов перечень документов, прилагаемых к заявлению, определен пунктом 18 Правил (приказ МЧС России N 500): документы, удостоверяющие личность судовладельца, подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей; подлинники и копии технических паспортов на судно промышленной постройки или акт первичного технического освидетельствования с заключением эксперта о годности судна к эксплуатации; документ об уплате государственной пошлины.

Основанием для отказа в государственной регистрации судна и прав на него может служить только невыполнение требований настоящих Правил и законодательства Российской Федерации.

В силу п.27 Правил в государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в частности в случае, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    Судом установлено, что заявитель Смирнов С.С. <дата> обратился в Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области с заявлением- регистрационной карточкой о первичной государственной регистрации СВП «Жук» без номера, длиной 4,15м шириной    2,54м, высотой борта 0,6м с главным двигателем 168F2 6,5 л.с. с заводским номером 10100252, предъявив на регистрацию следующие документы: товарный чек АА №108694 от <дата> на болты; счет №93 от <дата> на виниплан 6545, ликпаз, пленку Витур о,7ммм, профиль Т-образный, лист АМГ 1,5 мм; счет- фактуру от <дата> на профиль клиновый Витур, клей полиуретановый; товарную накладную от <дата> на трубу Д16Т 30х1,5х4000; товарные накладные от 17.012011 года и <дата> на двигатель 168F1/2-2 с редуктором зав. №10100252; паспорт от <дата> на двигатель 1Р64FV.

Письмом заместителя начальника Центра ГИМС МЧС по Нижегородской области от <дата> №16-Г-1-11 и уточнением основания отказа №18Г-1-11 от <дата> Смирнову С.С. отказано в государственной регистрации судна ввиду не предоставления подлинников и копий документов технической документации и документов, подтверждающих законность приобретения двигателей.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя, представителя Центра ГИМС МЧС России по Нижегородской области, материалами дела (л.д.4-8,12,39-48), сторонами не оспариваются, поэтому признаются судом установленными.

    Как видно из приложенных к заявлению документов, заявителем не представлена на государственную регистрацию техническая документация на судно. В регистрационной карточке- заявлении указан один главный двигатель 168F2 заводской номер 10100252 мощностью 6,5л.с., на него отсутствует договор купли- продажи, на судне установлен еще один двигатель -нагнетательный 1Р64FV заводской номер 09040005 мощностью 4,0 л.с., на него нет платежных документов, договора купли- продажи, не заполнен паспорт на двигатель.

Инструкции по эксплуатации двигателей, представленные заявителем, содержат технические характеристики мотора, но не имеют гарантийных обязательств и отметки торгующей организации о дате продажи товара.

Доводы Смирнова С.С. о том, что в ГИМС ему препятствовали в оформлении документов и не разъясняли процедуру заполнения регистрационной карточки, суд оценивает критически, так как доводы заявителя не подтверждены доказательствами и не установлено препятствий для наглядного ознакомления Смирнова С.С. с содержанием заполняемых документов.

    В соответствии с гражданским законодательством документом, подтверждающим переход права собственности, является договор купли- продажи. Требованиями Правил правоустанавливающие документы включены в перечень документов, необходимых для осуществления государственной регистрации судна и прав на него.

Учитывая, что для заявителя представление дополнительных доказательств оснований для регистрации судна является правом, а Смирновым С.С. не были представлены дополнительные документы, подтверждающие законность приобретения судна и двигателей, суд приходит к выводу, что заместитель начальника Центра ГИМС МЧС России по Нижегородской области обоснованно, на основании п.27Правил (приказ МЧС России №500) принял решение об отказе в государственной регистрации судна, в связи с чем, права Смирнова С.С. нарушены не были.

При этом, процедура регистрации может быть начата заново в любое время по заявлению Смирнова С.С. и по предоставлению им необходимых документов. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления Смирнова С.С. не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении заявления Смирнова С. С.ча о признании отказа Центра ГИМС МЧС России по Нижегородской области о регистрации судна незаконным и обязании Центр ГИМС МЧС России по Нижегородской области выполнить процедуры, предусмотренные действующим законодательством и зарегистрировать построенное судно - отказать.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Балахнинский городской суд.

    

    Судья С.В. Белова