Дело № 2-203/12г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2012 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Козлова О.А.
при секретаре Лимоновой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дятлевой Т. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району Нижегородской области о возложении обязанности производить выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере,
У С Т А Н О В И Л:
Дятлева Т.Н. обратилась в суд с иском к ответчику с требованиями признать периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми до 1,5 лет с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежащими включению в северный стаж в целях установления права на повышенный фиксированный базовый размер (далее - ФБР) страховой части трудовой пенсии; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ УПФ РФ) по Балахнинскому району включить указанные периоды в северный стаж работы при определении права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере; обязать ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району производить выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере. В обоснование заявленных требований истица указала, что ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району <дата> ей был произведен перерасчет назначенной ранее досрочной трудовой пенсии по старости. Перерасчет был мотивирован тем, что ранее ей был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 20 календарных лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В страховой стаж, дающий право на повышенный ФБР страховой части трудовой пенсии по старости были включены периоды ухода за детьми до 1,5 лет с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> С учетом указанных периодов северный стаж истицы составил 21 год 6 месяцев 25 дней. Но при определении права истицы на ФБР в повышенном размере из ее северного стажа ответчик исключил 2 года 2 месяца 09 дней. С данным решением ответчика истица не согласна.
В судебном заседании истица Дятлева Т.Н. заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что работала на <адрес> с <дата>. На пенсию ушла по достижении 50- летнего возраста в <дата> имея «северный» стаж 20 лет. Периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> ответчиком был включен в ее льготный стаж, в <дата> по непонятным ей причинам исключен из льготного стажа и ее пенсия уменьшилась.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району по доверенности – Варганова Е.В., иск не признала, суду пояснила, что при назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с <дата> Дятлевой Т.Н. была установлена повышенная базовая часть трудовой пенсии (с 01.01.2010г. повышенный фиксированный базовый размер (ФБР)), как лицу, проработавшему 20 календарных лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (далее - МКС). Размер досрочной трудовой пенсии по старости Дятлевой Т.Н. по состоянию на <дата> составил ...руб., в т.ч.:
- ...руб. - повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за работу в МКС;
- ...руб. – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии.
В страховой стаж, дающий право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости были включены периоды ухода за детьми до 1,5 лет с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> «Северный» стаж Дятлевой Т.Н. с учетом периодов ухода за детьми составил 21 год 6 месяцев 25 дней. Согласно архивных справок № от <дата>, № от <дата>, поступивших в адрес ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району, периоды ухода за детьми составили 2 года 2 месяца 09 дней. Поскольку новое правовое регулирование введено с <дата> впервые, правовых оснований для распространения положений КС РФ от <дата> № в целях определения права на повышенную базовую часть (с 01.01.2010г. – ФБР) не имеется, т.е. исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях Крайнего Севера для реализации Закона №312-ФЗ должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №. Таким образом, периоды ухода за детьми, имевшие место с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> должны быть исключены из «северного» стажа при определении права на установление базовых частей трудовых пенсий (ФБР) в повышенном размере. «Северный» стаж Дятлевой Т.Н. без учета периодов отпусков по уходу за детьми составляет 19 лет 4 месяца 16 дней, т.е. право на повышенный ФБР у нее отсутствует. На основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району, размер трудовой пенсии Дятлевой Т.Н. пересчитан с <дата> в соответствии с требованиями пенсионного законодательства и составил ...руб., в т.ч.:
- ...руб. – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии;
- ...руб. – страховая часть без фиксированного базового размера.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 55 п.3 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, интересов и прав других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно абз.2 п.7 ст.14 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п.11 ст.14 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.
В соответствии с Федеральным Законом РФ №312-ФЗ от 01.12.2007г. «О внесении изменений в ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2008г. устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий по старости является наличие необходимой продолжительности страхового стажа 20 лет у женщины и «северного» стажа 15 лет в районах Крайнего Севера.
По делу установлено, что истица с <дата>. работала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В <дата> истице как женщине проработавшей в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 20 лет и достигшей возраста 50 лет была назначена досрочная трудовая пенсия по старости. С <дата> Дятлевой Т.Н. был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии, как лицу, проработавшему 20 календарных лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Размер досрочной трудовой пенсии по старости Дятлевой Т.Н. по состоянию на <дата> составил ...руб., в т.ч.:
- ...руб. – повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии по старости за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера;
- ...руб. – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии. В страховой стаж истицы, дающий право на повышенный ФБР страховой части трудовой пенсии по старости были включены периоды по уходу за детьми до 1,5 лет с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, в результате чего «северный» стаж составил 21 год 6 месяцев 25 дней. <дата> ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району произвели перерасчет размера трудовой пенсии Дятлевой Т.Н., исключив из страхового стажа периоды по уходу за детьми. «Северный» стаж истицы составил 19 лет 4 месяца 16 дней, общий размер трудовой пенсии по старости – ...руб., в т.ч.:
- ...руб. – фиксированный базовый размер страховой части пенсии;
- ...руб. – страховая часть без фиксированного базового размера страховой части пенсии.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд находит действия ответчика необоснованными и противоречащими требованиям закона.
В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (который действовал в оспариваемый период), женщинам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (административный отпуск) по уходу за ребенком до достижения им 1г.6 мес. Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № 677 от 22.08.1989г., с <дата> была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п.2 Постановления). Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от 25.02.92г. № 3543-1 в ст.167 КЗоТ РСФСР внесены изменения, исключена возможность зачета периода нахождения женщин в административных отпусках по уходу за ребенком в стаж работы по специальности. Эти изменения подлежат применению с 06.10.1992г.
Согласно абз.8 п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. №320-О правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Дятлева Т.Н., находясь в отпусках по уходу за детьми с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, ориентировалась на действующую в тот момент норму ст.167 КЗоТ, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж.
Согласно п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П норма п.4 ст.30 173-ФЗ не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до <дата> пенсионных прав, в т.ч., в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно п.3.3. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004г. №2-П установил, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Истица находилась в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста 1,5лет в периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, т.е. до <дата>
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2001г., Определением Конституционного Суда РФ от <дата> №-О стаж, имевший место до <дата> может быть зачислен по нормам действовавшего на <дата> правового регулирования с зачетом периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, имевших место до <дата>, он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за начислением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, исковые требования Дятлевой Т.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судом дана оценка доводам ответчика по сути спора, они не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дятлевой Т. Н. удовлетворить.
Признать периоды нахождения Дятлевой Т. Н. в отпусках по уходу за детьми с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> подлежащими включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в целях установления права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району включить периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в стаж работы Дятлевой Т.Н. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера при определении права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере в соответствии с п.7 ст.14 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Балахнинскому району производить выплату Дятлевой Т. Н. фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере в соответствии с п.7 ст.14 Федерального Закона РФ №173-ФЗ с 01.12.2011г.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение одного месяца через Балахнинский городской суд.
Судья: О.А.Козлов