Решение 06.02.2012г. по иску Богомазовой В.И. к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району о включении в спец. стаж периода работы



Дело №2-147/2012г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Балахна 06 февраля 2012г

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи: Полетуевой Н.Н.

при секретаре Лаврентьевой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богомазовой В. И. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о включении в специальный стаж периода работы и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л:

Истец Богомазова В.И. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области (далее по тексту ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району) о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры хирургического кабинета ООО «"Т"» и признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>

При рассмотрении дела истец Богомазова В.И. свои исковые требования уточнила, суду пояснила, что с <дата> она являлась работником поликлиники АО «"К"», с <дата> и по настоящее время работает в ООО «"Т"» в должности медицинской сестры хирургического кабинета.

<дата> она обратилась в ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Однако в назначении пенсии ей было отказано в виду отсутствия требуемого льготного стажа 30лет. В медицинский стаж не был включен период ее работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры хирургического кабинета ООО "Т"».

С данным отказом она не согласна, т.к. до <дата> ООО «"Т"» являлось структурным подразделением ОАО «"К"», а затем было выделено в самостоятельное лечебное учреждение-ООО «"Т"». С изменением правового статуса поликлиники ее задачи и функции не изменились. Согласно Уставу поликлиника оказывает медицинские услуги работникам ОАО «"К"», а с <дата> всем лицам, зарегистрированным в системе обязательного медицинского страхования: доврачебную помощь, амбулаторно-поликлиническую помощь, в т.ч. в условиях дневного стационара, санаторно-курортную помощь, прочие медицинские услуги с выдачей листков нетрудоспособности. ООО «"Т"» имеет лицензии ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и является субъектом медицинского страхования.

Просит включить в специальный стаж вышеуказанный период работы и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с <дата>

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Петькина Л.Г., действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования Богомазовой В.И. не признала, суду пояснила, что <дата> Богомазова В.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1п/п.20 Закона РФ от 17.12.2001г №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В назначении пенсии Богомазовой В.И. было отказано ввиду отсутствия требуемого медицинского стажа -30лет. Не был принят к зачету в медицинский стаж период работы Богомазовой В.И. с <дата>-<дата> в должности <данные изъяты> хирургического кабинета ООО «"Т"», т.к. ООО «"Т"» не является учреждением здравоохранения, поскольку имеет иную организационно-правовую форму-ООО, когда как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма-учреждение.

Без указанного периоды специального стажа у Богомазовой В.И. недостаточно.

Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица ООО «"Т"», ее представитель в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении ООО «"Т"» просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, указывая, что с <дата> поликлиника работает в системе обязательного медицинского страхования, т.е. выполняет муниципальный заказ по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи не только работникам ОАО «"К"», но и всем обратившимся в поликлинику согласно Программе государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи. Считают, что оспариваемый период подлежит включению в специальный стаж работы Богомазовой В.И. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1ст.39)

Согласно ст.55ч.3 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, интересов и прав других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001г №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Подпунктом 20 пункта 1, п.п.2,3 ст.27 указанного Закона установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что истец Богомазова В.И. с <дата> работала в поликлинике АО «"К"» сначала медицинским регистратором, затем дезинфектором, с <дата> в должности медицинской сестры хирургического кабинета. <дата> из поликлиники АО «"К"» она была уволена в порядке перевода в ООО «"Т"», и с <дата> и по настоящее время работает в должности медицинской сестры хирургического кабинета ООО «"Т"».

<дата> Богомазова В.И. обратилась в ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1п/п.20 Закона РФ от 17.12.2001г №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»..

Решением ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району от <дата> в назначении досрочной трудовой пенсии Богомазовой В.И. было отказано в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа -30лет. Не был принят к зачету в медицинский стаж период работы Богомазовой В.И. с <дата>-<дата> в должности медицинской сестры хирургического кабинета ООО «"Т"», со ссылкой на то, что ООО «"Т"» не является учреждением здравоохранения, поскольку имеет иную организационно-правовую форму-ООО, когда как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма-учреждение.

Данные обстоятельства подтверждаются копией решения об отказе в назначении пенсии от <дата> (л.д.5-6), копией трудовой книжки Богомазовой В.И. (л.д.7-8), копией справки ООО «"Т"» от <дата>

Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.20п.1ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с под.20п.1ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Должность медицинская сестра предусмотрена указанным Списком.

Пунктом 9 раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены "поликлиники всех наименований".

ООО «"Т"» относится к учреждениям здравоохранения, целью создания и деятельности которого, согласно Уставу, является оказание медицинских услуг. ООО "Т"» оказывает доврачебную помощь, амбулаторно-поликлиническую помощь, в т.ч. в условиях дневного стационара, осуществляет экспертную медицинскую деятельность, оказывает прочие медицинские услуги.

ООО «"Т"» имеет лицензии ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и является субъектом медицинского страхования.

Термин "учреждение здравоохранения" применим ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, что следует из положений ст. 14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", согласно которой к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

В соответствии с п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с под 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что решением суда от <дата> истцу включены в специальный стаж работы периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры хирургического кабинета ООО «"Т"», период работы истца – с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.

На дату обращения Богомазовой В.И. в Пенсионный фонд –на <дата> ее медицинский стаж составил 30 лет 6дней, что дает ей право на досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области включить в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Богомазовой В. И. период работы с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры хирургического кабинета ООО «Волга-Поликлиника».

Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области назначить Богомазовой В. И. досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Балахнинский городской суд.

Судья: