Дело № 2-670
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2012 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Козлова О.А.
при секретаре Лимоновой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балахнинского городского прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальщик» о признании незаконными действий по взиманию платы за управление многоквартирным домом в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников домов, выбравших непосредственную форму управления домом
У С Т А Н О В И Л:
Балахнинский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц с требованием признать незаконными действия ООО «Коммунальщик» по взиманию платы за управление многоквартирным домом в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников домов, выбравших непосредственную форму управления домом.
В судебном заседании помощник Балахнинского городского прокурора Волкова Е.С. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что жильцами 45 многоквартирных домов г. Балахны, которые находятся в непосредственном управлении жителей данных домов. Из объяснений представителя ООО «Коммунальщик» следует, что в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных собственников включена плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется в соответствии с нормативными актами органа местного самоуправления в связи с тем, что собственниками помещений в домах, находящихся в непосредственном управлении, ее размер не установлен. Договор оказания услуг по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома отличается от договора управления многоквартирным домом отсутствием у организации, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества, права на осуществление функций по управлению домом. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества определен условиями договоров, заключенных собственниками жилых помещений в домах, находящихся в непосредственном управлении с ООО «Коммунальщик» Услуги по управлению в данный перечень работ не входят.
Представитель ООО «Коммунальщик» Рузанкина Н.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома взимается ответчиком по тарифу, утвержденному городской Думой. Никаких дополнительных расходов на управление жилым домом ответчик с граждан не собирает. Ранее представитель ответчика поясняла, что плата за управление многоквартирным домом включена в тариф по содержанию и ремонту общего имущества дома, поскольку управление домом – это тоже услуга. Все работы, которые не указаны в договоре, выполняются за счет собственников. Подрядные организации выбирает «Коммунальщик» по своему усмотрению. Если стоимость работ превышает сумму собранных средств, собственники вправе принять дополнительное решение о сборе дополнительных средств. Какие проводить работы, решают собственники на общем собрании. В квитанции об оплате коммунальных услуг нет отдельной графы «за управление многоквартирным домом». Ответчик трактует термин «управление» как осуществление полномочий, связанных с деятельностью по обслуживанию многоквартирного дома.
Представитель третьего лица Администрации г. Балахны Горбухов И.С. с иском не согласился, суду пояснил, что Балахнинская городская прокуратура выдала предписание Администрации г. Балахны о нарушении в сфере жилищного законодательства, поскольку на территории города был установлен единый тариф на содержание общего имущества как для многоквартирных домов, выбравших способ управления управляющей организацией, так и для домов, выбравших способ непосредственного управления. Администрацией г. Балахны был произведен расчет тарифа. Администрация пришла к выводу, что управление домом- это определенный набор работ и услуг. Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и в связи с этим она несет обязанности по отношению к собственникам. При расчете тарифа данные услуги и работы учтены не были. Прокуратуру ввела в заблуждение строка «затраты на управление организацией», но эти расходы предполагают затраты на управленческий персонал и они не меняются в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом. В данном случае ООО «Коммунальщик» выполняет и функции по обслуживанию и функции управляющей компании и дополнительных затрат собственники жилых помещений не несут. Администрация функции по управлению домом в тариф не закладывала. ООО «Коммунальщик» хоть и является управляющей компанией, не выполняет функции управления в полном объеме, т.к. не является представителем собственников. Совмещение работ по содержанию имущества и функции управления в доме, где собственники выбрали непосредственный способ управления домом – это неправильно, т.к. в этом случае нарушаются права собственников. С грждан взимается минимальная сумма, установленная тарифом, утвержденным городской Думой без учета услуг по управлению домом, а не больше этого тарифа. В этом случае не обслуживающая организация обогащается а счет граждан взиманием лишних денег, а управляющие компании, с которыми заключены договоры, недополучают свои деньги, потому что не осуществляют своих функций полностью. Затраты обслуживающих организаций и управляющих компаний равны. Права граждан не могут нарушаться тем, что с них взимают плату по тарифу, утвержденному Городской думой, решение которой в установленном порядке не отменено.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит, что иск Балахнинского городского прокурора не подлежит удовлетворению.
Согласно ст.154 ЖК РФ 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В данных нормах отсутствует конкретизация понятия «управление многоквартирным жилым домом».
Ст.161 ч.2.3 ЖК РФ связывает управление многоквартирным домом управляющей организацией с оказанием услуг или выполнением работ которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Однако, Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ введена в действие ст.161.1 ЖК РФ.
Согласно ч.1 указанной статьи в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме.
Согласно ч.5 указанной статьи совет дома 1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;
3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.
Таким образом, сопоставляя указанные нормы между собой, суд приходит к выводу, что поскольку в доме отсутствует управляющая организация, не создано товарищество собственников жилья, он должен управляться Советом дома. Именно полномочия Совета дома суд расценивает как деятельность по управлению многоквартирным домом.
В материалах дела имеется договор на обслуживание многоквартирного дома (л.д.58-73), в котором предусмотрены права и обязанности обслуживающей организации по содержанию общего имущества дома. Эти действия обслуживающей организации являются именно действиями по обслуживанию и содержанию имущества, но не по управлению многоквартирным домом, поэтому суд не может согласиться с объяснениями представителя ответчика о том, что оплата деятельности ООО «Коммунальщик» по управлению многоквартирным домом включена в графу «содержание жилья».
Решением Городской Думы г. Балахны от 15.12.11 г № 258 был установлен с 1.01.12 г по 31.12.12 г размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, которые не приняли решение о способе управления многоквартирным домом или если собственники помещений не приняли решение на общем собрании об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В судебное заседание представителем ответчика была представлена квитанция об оплате услуг ЖКХ по дому, расположенному по адресу пр. Дзержинского 52 (л.д.88), в котором выбран непосредственный способ управления. В данной квитанции в графе «содержание и ремонт» предусмотрен тариф «14.2 руб». В приложении 2 вышеуказанного решения Городской Думы для данного дома установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения 14.2 руб /кв.м. (л.д.56). Таким образом, взыскиваемая ООО «Коммунальщик» с собственников жилых домов плата за содержание и ремонт общего имущества соответствует тарифу, установленному Городской Думой. Данная оплата не приращивается за счет стоимости каких-либо иных услуг, в связи чем суд находит обоснованным доводы представителя третьего лица Администрации г. Балахны в части того, что ООО «Коммунальщик» взыскивает с граждан расходы на содержание жилья по тарифу, установленному городской Думой. Как установлено судом, собственники жилых помещений не платят больше за содержание и ремонт общего имущества, чем установлено Городской Думой, а следовательно, данная статья расходов не подразумевает под собой какой-либо платы за управление многоквартирным домом. В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии предмета исковых требований Балахнинского городского прокурора, что является основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Балахнинского городского прокурора о признании незаконными действий ООО «Коммунальщик» по взиманию платы за управление многоквартирным домом в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников домов, выбравших непосредственную форму управления домом отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Балахнинский городской суд в течение 1 месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись
<данные изъяты>
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-670 Балахнинского городского суда. Решение вступило в законную силу « » _________________ 2012 года.
Судья Козлов О.А.
Секретарь Лимонова А.М.