Решение 19.07.2012г. по иску Клыгиной Л.И. к ГУ УПФР по Балахнинскому району о включении периодов работы в льготный стаж



Дело № 2-1301/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Балахна 19 июля 2012 г.

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Беловой С.В.,

при секретаре Ширшовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клыгиной Л. И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о включении периодов работы в льготный медицинский стаж,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец Клыгина Л.И. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в льготный медицинский стаж, мотивируя тем, что <дата> она обратилась в ГУ УПФР по Балахнинскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ГУ УПФР по Балахнинскому району ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения 30 лет. Не принят к зачету в медицинский стаж период работы с <дата> по <дата> – отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. С данным решением она не согласна.

Просит включить в льготный медицинский стаж период её работы с <дата> по <дата>; назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со <дата>

В судебном заседании истец Клыгина Л.И. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в спорный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком.

    Представитель ответчика по доверенности Напалкова Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что с <дата> в соответствии с законодательством отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в льготный стаж.

    Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит исковые требования Клыгиной Л.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

    Согласно ст.55 п.3 Конституции РФ, права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. До 01.01.2002 года аналогичное положение было закреплено в ст.81 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст.167 КЗоТ РФ, действовавшей до вступления в законную силу изменений, внесенных в нее Законом Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, включались в общий непрерывный трудовой стаж работника и в стаж работы по специальности, что не противоречило Закону от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Аналогичное разъяснение было дано Минтруда Российской Федерации 22.05.1996 N 5 (п. 21), в котором содержалось прямое указание на включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до <дата>. В соответствии с требованиями ст.167 КЗоТ РФ отпуска по уходу за ребенком подлежали зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Судом установлено и подтверждается представленным дипломом , выданным <дата> Горьковским медицинским училищем , что истец имеет специальное медицинское образование - в <дата> она закончила Горьковское медицинское училище , имеет квалификацию «медицинская сестра».

<дата> у Клыгиной Л.И. родился ребенок – "О" (л.д.12). С <дата> по <дата> истица находилась в отпуске по беременности и родам, с <дата> по <дата> – в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и с <дата> по <дата> – в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

Отказывая Клыгиной Л.И. в назначении ей досрочной пенсии и не включая в специальный стаж период с <дата> по <дата> ответчик исходил из того, что данные требования не соответствуют правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (л.д.10-11).

Оценив представленные сторонами доказательства, в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что данные действия ответчика не соответствуют требованиям закона.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

Учитывая, что ребенок у истицы родился <дата>, а право на отпуск по уходу за ним возникло в период действия названных нормативных актов (до <дата>), с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с <дата> по <дата> подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР.

    В силу п.п.2 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

    Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.    

    Принимая во внимание, что общая продолжительность трудового стажа истицы, с учетом спорного периода, на день обращения в отдел пенсии, то есть на <дата>, составляет 30 лет 2 дня, суд считает необходимым назначить Клыгиной Л.И. досрочную трудовую пенсию с момента подачи заявления о её назначении, то есть со <дата>.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Клыгиной Л. И. удовлетворить.

    Включить в льготный медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Клыгиной Л. И. период ухода за ребенком до трех лет с <дата> по <дата>

    Назначить Клыгиной Л. И. досрочную трудовую пенсию по старости со <дата>.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение месяца.

    Судья: С.В.Белова