Дело № 2- 1541/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2012 года
Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего: Рязаповой О.Н.
при секретаре: С.М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойловой Н. В. к ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Нижегородской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинскому работнику, имеющему специальный медицинский стаж более 30 лет ссылаясь на то, что ответчик отказал ей в назначении такого вида пенсии.
В ее медицинский стаж ответчик не включил период работы с <дата> по <дата> в должности старшей медицинской сестры в ясли- сад № войсковой части № Республики Азербайджан, в связи с неуплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании истица свою просьбу поддержала, суду пояснила, что не согласна с решением ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Нижегородской области, в связи с тем, что в период работы с <дата> по <дата>, в должности старшей медицинской сестры в ясли-сад № республики Азербайджан она оказывала медицинскую помощь детям российских военнослужащих, находившихся на территории закрытой военной части, никогда не работала в яслях республики Азербайджан и соответственно страховые взносы перечислялись в Пенсионный фонд РФ, а не республики Азербайджан. Экономическим Судом СНГ было проанализировано национальное законодательство Азербайджанской Республики - ст. 70 Закона Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан» от 23.09.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, согласно которой в случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж, период работы граждан на территории бывшего СССР до <дата> включается в стаж работы на общих основаниях. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от <дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от <дата>, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Представитель ответчика с иском не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с п.2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001г. № периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст.29 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от <дата> №167-ФЗ). Периоды работы после <дата> на территории государств - бывших республик СССР, не являющихся участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <дата> и других соглашений в области пенсионного обеспечения, могут быть учтены при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поэтому спорный период работы не был включен в стаж истицы и в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 п./п.20 Закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" ввиду отсутствия требуемого медицинского стажа - 30 лет было отказано.
Суд считает, что иск поделит удовлетворению частично.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, определение правил подсчета стажа, необходимого для назначения государственной пенсии.
Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно статье 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации. Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 1 января 1991 года в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое правовое регулирование, как направленное на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение трудовой пенсии, согласуется с требованиями статей 19, 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 п.1 ст.27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
По делу установлено, что <дата> истица обратилась в ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району Нижегородской области за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику.
При расчете требуемого медицинского стажа (30 лет) не был включен период работы истицы с <дата> по <дата>, в должности старшей медицинской сестры в ясли-сад № войсковой части № Республики Азербайджан.
Данный период подтвержден справкой № от <дата>, уточняющей льготный характер работы, выданной Командиром войсковой части №, в/часть № переименована в в/часть № на основании приказа Министра Обороны Азербайджанской Республики от <дата> и относится к Министерству Обороны Азербайджанской Республики) (календарно).
Как следует из представленных документов, периоды работы Самойловой Н.В. до <дата>, в том числе на территории Азербайджанской Республики, входившей в составе СССР, были включен в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г.
Какие-либо международные соглашения между Азербайджаном и Россией в настоящее время в области пенсионного обеспечения отсутствуют, СССР существовал до декабря 1991 г., все граждане бывшего СССР имели равные права в области социального обеспечения, в связи с чем оснований для невключения истице периода работы с 01.01.1991г. до декабря 1991г. не имеется.
Так, в соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако, указанные правовые нормы сами по себе не устанавливают, что лицам, работавшим на территории союзных республик бывшего СССР, с которыми отсутствуют международные соглашения в области пенсионного обеспечения, в трудовой стаж должен включаться лишь период до 1 января 1991 г.
Факт неуплаты работодателем страховых взносов за Самойлову Н.В. в Пенсионный фонд России в период с <дата> по <дата> также не может являться основанием для невключения указанного промежутка времени в пенсионный стаж, поскольку Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П положения п. 1 ст. 10 признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Что также подтверждается Письмом Министерства социальной защиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР", и Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 1011-О-О, который указывает, что периоды работы до 01.12.1991г., в том числе на территории Азербайджанской Республики, входившей в состав СССР, включаются в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Зачет времени работы на территории Азербайджанской Республики после 01.12.1991г.(после распада СССР) в страховой стаж истицы, не являвшейся в этот период времени застрахованной в российской системе государственного социального страхования, не подлежит включению в страховой стаж.
Но, как следует из решения Экономического суда СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г. по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Российской Федерацией при рассмотрении дела была выражена позиция, согласно которой при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 1 декабря 1991 года.
Поскольку на момент обращения к ответчику истица выработала необходимый специальный стаж 30лет 04мес. 29дней, учитывая период работы с <дата> до <дата> в Азербайджанской Республике, при страховом стаже 28 лет 8 мес. 4 дн., она приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с <дата>.
Судом дана оценка доводам ответчика по сути спора, они не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.
Таким образом, период работы истицы с <дата> по <дата> судом не принимается к зачету в ее медицинский стаж, в остальной части исковые требования подлежат удовлетворению. Также подлежит взысканию с ответчика госпошлина в сумме 200руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району включить в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Самойловой Н. В. период ее работы с <дата> до <дата>, в должности старшей медицинской сестры в ясли-сад № войсковой части № Республики Азербайджан, в остальной части включения период работы с <дата> по <дата> – отказать
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Балахнинскому району Нижегородской области назначить Самойловой Н. В. досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения в отдел пенсий ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району, с <дата>.
Взыскать с ГУ УПФ РФ по Балахнинскому району в пользу Самойловой Н. В. возврат госпошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через городской суд.
Председательствующий судья- подпись.
Подлинник решения находится в деле № 2-1541/12 в Балахнинском суде.
Решение вступило в законную силу «_____»__________2012г.
<данные изъяты>. Судья- О.Н. Рязапова
Секретарь-