К...
Р Е Ш Е Н И Е
г.Балахна 23 августа 2010 года
Судья Балахнинского городского суда Нижегородской области Кленкова Е.С., рассмотрев в судебном заседании административное дело по жалобе главы Вершиловской сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области Свистунова В.В. на постановление по делу об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области В. по ч.1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в отношении Свистунова В.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Номер обезличен от Дата обезличена начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области В., глава Вершиловской сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области Свистунов В.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере ... рублей.
Глава Вершиловской сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области Свистунов В.В. обратился в Балахнинский городской суд с жалобой на постановление начальника Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области Номер обезличен от Дата обезличена, просит его признать незаконным и отменить, а производство по делу прекратить.
В обоснование своей жалобы Свистунов В.В. указал, что с постановлением об административном правонарушении он не согласен, т.к. оно вынесено незаконно и необосновано, т.к. со стороны Инспекции были нарушены правила проведения проверки и назначения административного наказания.
Нарушения заключаются в следующем, он как должностное лицо, не был ознакомлен с актом проверки Номер обезличен от Дата обезличена в день его составления, т.к. с актом он ознакомился только Дата обезличена. в прокуратуре Чкаловского района при составлении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении. В тоже время ему не были выданы предписания об устранении выявленных нарушений, как предусмотрено действующим законодательством, таким образом, ему не были установлены сроки для устранения нарушений, чем также нарушили его права.
Более того, Определение Номер обезличен от Дата обезличена лично он не получал, поскольку с Дата обезличена по Дата обезличена. находился на стационарном лечении МУЗ «Б», что подтверждается листом нетрудоспособности который прилагается, в связи с чем он не смог выехать по указанному адресу для дачи объяснений и представления доказательств своей не виновности, т.к. данное определение он получил только Дата обезличена
Постановление по делу об административном правонарушении в сфере благоустройства за Номер обезличен от Дата обезличена он также получил только после того как выписался, а именно Дата обезличена. Его не уведомили должным образом о данном рассмотрении, чем нарушили его права: не предоставили срок для устранения нарушений - не выдали предписание.
Место правонарушения указанное в постановлении, а именно - ... не является территорией муниципального образования, а является придорожной территорией, которую должны обслуживать дорожные службы, в его случае «ГУАД НО», но не сельская администрация.
Главный специалист Балахнинского отдела ИАТН НО А перед проведением проверки обязан был поставить его в известность о ее проведении, предоставить распоряжение на проведение проверки, которое должно было быть заверено надлежащим образом. В том, что была проведена проверка, а не мониторинг, указано в постановлении и все правила проведения проверки указанные в Административном регламенте А обязан был соблюдать. Со стороны главного специалиста Балахнинского отдела ИАТН НО А были грубо нарушены правила проведения проверки, поэтому считает, что результаты проверки недействительны.
На основании ст. 4.5. КоАП РФ - постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исходя из сказанного - постановление о наложении административного наказания должно было быть вынесено не позднее Дата обезличена. Таким образом, постановление Номер обезличен от Дата обезличена. вынесено с нарушением ст. 4.5. КоАП РФ.
В судебном заседании Свистунов В.В. жалобу поддержал и пояснил, что он является главой местного самоуправления Вершиловского сельсовета Чкаловского района Нижегородской области, председателем сельского совета и главой сельской администрации на основании решения Номер обезличен от Дата обезличена «О выборах главы местного самоуправления». Просит постановление АТИ признать незаконным и отменить, дело производством прекратить.
Представитель инспекции административно-технического надзора Нижегородской области Кудряков А.Ю., действующий на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена., в судебном заседании с жалобой не согласился и пояснил, что Дата обезличена. Чкаловской прокуратурой Нижегородской области совместно с главным специалистом Балахнинского отдела управления по работе с территориями инспекции административно-технического надзора Нижегородской области А была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории Чкаловского района. Дата обезличена. прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении Вершиловской сельской администрации Свистунова В.В. По получении данного постановления по почте начальником инспекции АТН НО Балахнинского отдела Дата обезличена вынесено постановление о привлечении Свистунова В.В. по ч.1 ст. 3.1. Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях за нарушения п. 1.4, п. 12.2 «Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Чкаловского района Нижегородской области», утвержденных Постановлением администрации Чкаловского района Дата обезличена Номер обезличен. Считает постановление в отношении Свистунова В.В. законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы Свистунова В.В. отказать.
Заслушав Свистунова В.В., представителя инспекции административно- технического надзора Нижегородской области Кудрякова А.Ю., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что согласно акта обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, от Дата обезличена. в 10 час 23 мин выявлено, что в защитной лесопосадке на ... напротив д. ... выявлена несанкционированная свалка мусора. Признаки выявленных нарушений зафиксированы в акте обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения Номер обезличен от Дата обезличена.
Посчитав достаточными признаки события административного правонарушения и определив в качестве субъекта главу администрации Вершиловской сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области Свистунова В.В., Дата обезличена прокурором Чкаловского района возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, Дата обезличена начальником инспекции административно-технического надзора Нижегородской области Пермяковым В.И. вынесено постановление № Номер обезличен о привлечении Свистунова В.В. к административной ответственности по ч.1ст.3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Существо вмененного Свистунову В.В. административного правонарушения указано следующим образом: в постановлении об административном правонарушении в сфере благоустройства от Дата обезличена Номер обезличен, что на момент проверки Дата обезличена в 10ч 23 мин по адресу: Чкаловский район, Вершиловская с\а, прокуратурой Чкаловского района, совместно с главным специалистом Балахнинского отдела по работе с территориями ИАТН НО А выявлено, что, имея возможность по соблюдению «Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Чкаловского района Нижегородской области», утвержденных Постановлением администрации Чкаловского района Нижегородской области от 29.12.2005 года №312, глава Вершиловской сельской администрации Свистунов В.В. не принял надлежащих мер по контролю за санитарным содержанием и обеспечением чистоты и порядка на территории муниципального образования, а именно: допустил образование несанкционированной свалки в защитной лесопосадке ... напротив д...., что привело к нарушению п.1.4, 12.2 «Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Чкаловского района Нижегородской области».
Инспекция АТН НО, рассмотрев постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и материалы проверки, Дата обезличена признала Свистунова В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, Свистунов В.В. обратился в суд за судебной защитой.
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Исходя из установленных в ст. 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях, по каждому делу об административном правонарушении путем доказывания необходимо установить наличие события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние, и вину этого лица (ст. 26.1 КоАП РФ).
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 30.12.2008 N 62 "О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области" Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области входит в структуру органов исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Нижегородской области от 02.08.2007 N 88-З "О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области" государственный надзор в сфере благоустройства осуществляется уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области.
В силу п. 1.1 Положения об инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.12.2007 N 521 "Об утверждении Положения об инспекции административно-технического надзора Нижегородской области", Инспекция является органом исполнительности власти области, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере благоустройства.
Как следует из п. 2.1 Положения, основными задачами Инспекции являются профилактика правонарушений, организация и осуществление контроля за деятельностью на территории Нижегородской области граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в части соблюдения требований законодательства в сфере благоустройства, государственный надзор в данной сфере.
В целях решения данной задачи, АТИ наделена полномочиями по государственному надзору за соблюдением правил содержания территорий, зеленых насаждений и объектов озеленения, осуществлению в установленном законом порядке производства по делам об административных правонарушениях в сфере благоустройства.
Вместе с тем, п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица.
Согласно ч.1 ст.3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 8 настоящей статьи, -(в ред. Закона Нижегородской области от 30.06.2008 N 76-З) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п.1.4 «Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Чкаловского района Нижегородской области» координация работ по уборке и санитарному содержанию территорий, по поддержанию чистоты и порядка возлагаются на органы местного самоуправления или уполномоченную ими организацию.
Согласно п.12.2 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Чкаловского района Нижегородской области на территории муниципального образования не допускается сброс бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега.
В соответствии с ч. 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 77 вышеуказанного Федерального закона уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно ч. 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу п. «з» ч.1 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельность осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В силу положений Конституции РФ, федеральных законов, организация благоустройства территории муниципального образования относится к вопросу местного значения, в связи с чем органы местного самоуправления самостоятельны в его решении, контроль и ограничение прав местного самоуправления в организации благоустройства территории муниципального образования органами государственной власти субъекта РФ недопустим.
Инспекция не наделена полномочиями по контролю, оценке деятельности органов местного самоуправления по вопросам планирования и осуществления контроля за состоянием благоустройства.
Одним из вопросов местного значения является организация благоустройства и озеленения в границах поселения. В пункте 1.3 Постановления Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 года №309 «Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области» указано, что организация работ по уборке, санитарному содержанию и благоустройству территории, обеспечению чистоты и порядка, координация деятельности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в сфере благоустройства, соблюдения иных требований законодательства благоустройства на территории муниципального образования возлагается на органы местного самоуправления этого муниципального образования. Согласно пункту 16.1 вышеуказанных Правил контроль за санитарным содержанием территории, организацией уборки, обеспечением чистоты и порядка на территории муниципального образования осуществляет администрация данного муниципального образования и должностные лица органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора в сфере благоустройства, то есть контроль в сфере благоустройства должны осуществлять и Вершиловская сельская администрация Чкаловского района Нижегородской области, и Инспекция административно- технического надзора на равных правах. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и самостоятельно в пределах своих полномочий, Инспекция должна совместно с администрацией поселений работать в решении вопросов контроля за соблюдением Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Чкаловского района Нижегородской области, соблюдения законодательства и нормативно- распорядительных документов по вопросам благоустройства всеми организациями и предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории поселения.
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
осуществления государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 42),
осуществления государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (п. 42.1),
осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (п. 56),
осуществления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (п. 57),
осуществления государственного регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации (п. 59),
осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства (п. 61).
В соответствии со ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами запрещается.
На основании статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы.
В п. 25 ч. 1 ст. 16 приведенного ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления - является одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта РФ (п.п. "з" п. 1 ст. 1 ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ").
Таким образом, в силу действующего федерального законодательства вопрос благоустройства территории муниципального образования относится к вопросам местного значения.
Оценивая законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, суд считает, что инспекцией административно-технического надзора Нижегородской области вопрос о составе административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, не исследовался должным образом.
При таких обстоятельствах, оспариваемое Свистуновым В.В. постановление подлежит отмене по основаниям п.3 ч.1, ст.30.7 КоАПРФ, поскольку в действиях Главы Вершиловской сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области Свистунова В.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.3.1 ч.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, т.к. он является ненадлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
На основании ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что постановление Номер обезличен начальника Балахнинского отдела инспекции административно- технического надзора Нижегородской области от Дата обезличена подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.3.1 ч.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в отношении Свистунова В.В. подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление Номер обезличен от Дата обезличена, вынесенное начальником Балахнинского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области о привлечении Свистунова В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить.
Судья: подпись.
...
Судья: Е.С. Кленкова
Подлинник решения хранится в материалах Номер обезличен.